19-20 октября в Минске на базе научно-технического парка "Политехник" при поддержке Мингорисполкома и ряда профильных органов госуправления состоится очередной форум "Беларусь, Китай: мост для инноваций". В рамках мероприятия пройдут выставка достижений научно-технических парков, бизнес-инкубаторов и зон развития новых и высоких технологий "Технологии будущего", научно-практическая конференция "Беларусь - Китай: контуры инновационно-технологического сотрудничества", а также ряд других значимых встреч и семинаров. Данное событие дает повод проанализировать как текущее состояние белорусско-китайского сотрудничества, так и определить контуры будущего.
В нынешних условиях, когда коллективный Запад практически выталкивает Беларусь из двухстороннего сотрудничества, стоит обратить внимание на те страны, которые не просто выстояли в аналогичных противостояниях, а вышли из них значительно окрепнув. Таких примеров не много. Но они есть. И опыт Китайской Народной Республики тому подтверждение.
Именно поэтому и белорусским чиновникам, и топ-менеджерам белорусских предприятий есть чему поучиться у своих китайских коллег. Беларусь, конечно, не сможет стать второй Поднебесной. Хотя бы потому, что не только масштабы наших стран и экономик несопоставимы, но и менталитет у наших граждан совершенно разный. Причем второе - не менее важный фактор, чем первое. В то же время в новейшей истории есть ряд примеров, когда относительно небольшие государства при правильном целеполагании и грамотном, учитывающем национальные особенности, руководстве достигали впечатляющих результатов. Это новые индустриальные страны. В экономическом развитии они за короткий срок совершили переход от отсталых, часто аграрных, в разряд высокотехнологичных и конкурентных.
В Азии, например, к таким государствам относятся Сингапур, Республика Корея.
Из латиноамериканских стран сюда относят Аргентину, Бразилию и Мексику. В последующем к ним присоединились Китай, Индия, Малайзия, Таиланд, Чили, Индонезия, Филиппины, Нигерия, Египет, Пакистан, Бангладеш, Вьетнам.
Можно отметить ряд общих отличительных особенностей таких государств. Они демонстрируют самые высокие темпы экономического развития (не менее 8% в год). Ведущей отраслью у них является обрабатывающая промышленность. Они имеют экспортно ориентированную экономику (азиатская модель), активную региональную интеграцию (АТЭС, ЛАИ, МЕРКОСУР). Для них характерно создание собственных ТНК, не уступающих ТНК ведущих стран мира. В этих странах уделяют большое внимание образованию, используют высокие технологии. Существенно и то, что они привлекательны для ТНК вследствие дешевизны рабочей силы, обладания значительными сырьевыми ресурсами, развития банковского и страхового сектора.
К сожалению, лишь некоторые эти особенности свойственны белорусской экономике, и то при определенных ограничениях. Но заимствовать лучшие качества и опыт этих стран не просто можно, а необходимо. В частности (учитывая схожие подходы к госуправлению, хорошие личные отношения лидеров стран и наличие общих геополитических интересов), опыт КНР. Китай за несколько десятилетий практически из аграрной страны превратился в мировую фабрику товаров. А в среднесрочной перспективе может стать глобальным технологическим лидером. Поэтому он заслуживает несомненного внимания, а лучше - изучения и заимствования, адаптирования его практик под белорусские реалии.
А для того, чтобы повысить уровень прагматичности и предприимчивости белорусского населения, совсем не обязательно повсеместно изучать в белорусских школах и университетах основы конфуцианства или классические китайские трактаты, посвященные военной стратегии. Просто необходимо не только продолжать всепогодное сотрудничество на уровне руководителей наших стран, но и перезагрузить отношения наших государств на уровне правительств, отдельных ведомств и базовых предприятий.
Сегодня правительством и банками КНР для финансирования совместных инвестпроектов в Беларуси открыты кредитные линии на сумму порядка $20 млрд. Однако за последнее десятилетие в белорусскую экономику поступило менее одного миллиарда американских долларов прямых китайских инвестиций. Простейший анализ этой цифры показывает, что китайская сторона предпочитает быть кредитором, а не инвестором. Именно этот тренд необходимо изменить, причем уже в краткосрочной перспективе. Белорусское правительство неоднократно заявляло о необходимости переориентации двустороннего кредитно-инвестиционного сотрудничества на привлечение прямых китайских инвестиций. К сожалению, все эти заявления до сих пор остаются благими намерениями. И тут даже не важно, кто в этом виноват. Гораздо важнее понять, что делать.
Обратимся к китайскому опыту. По плану четырех модернизаций экономики, начатых в 1980-х, Китай должен был к концу столетия построить конкурентную технологическую экономику. В принципе, это Китаю и удалось. Понимая, что без западных технологий осуществить радикальную модернизацию экономики невозможно, компартия страны взяла на вооружение историческую тактику, с помощью которой можно защищаться и продвигать свою повестку, играя на противостоянии различных сил.
Китай открыл себя иностранным компаниям и заставил их конкурировать за право предоставить современные технологии китайскому бизнесу. Западные фирмы стали соревноваться между собой за право создания с китайцами совместных предприятий. Иностранный бизнес вносил не менее 25% уставного капитала, объединял активы с китайским партнером, паритетно делил прибыль и убытки. При этом в законе, который регулировал создание совместных предприятий, отдельно подчеркивалось, что технологии должны быть современными. За попытки завезти какое-то старье зарубежных партнеров ждали санкции.
К тому же в Китае существует комплексная система лицензирования. Чтобы вести разного рода экономическую деятельность, нужно получить лицензию, разрешение и сертификаты. Для этого надо предоставить детальную информацию по продуктам и процессам (порой конфиденциальную), которую на других рынках не требуют. Например, чтобы одобрить производство химикатов, власти требуют подробные сведения о химических формулах и производственном процессе. Эта информация, по сути, является рецептом продукта, с помощью которого его можно запросто скопировать.
Такой технологический трансфер, обеспечивший адаптацию к китайской специфике хозяйствования промышленных активов из-за рубежа, сопровождался созданием 500 международных инновационных парков и площадок для проведения совместных исследований. Как следствие, по количеству промышленных образцов Китай обогнал США еще в 1990-х годах, и
сейчас отрыв между ними стал пятикратным (5,1 млн против 1,1 млн), хотя Америка пока что уверенно удерживает пальму первенства по общему количеству заявок на патенты и торговые марки.
Трансфер технологий, конечно, сопровождается трансфером мозгов, выступающим ключевым фактором научно-технологической гонки в ХХІ веке. Примечательно, что если до 2006 года Китай выступал донором научных мозгов, то уже сейчас по показателю интенсивности привлечения специалистов он в пять раз превосходит США, привлекая ученых из Японии, Франции, Германии, Великобритании и Индии. Причем свыше 70% китайских ученых работают за пределами Китая (из них 85% - в США). Так что интеллектуальный капитал для реализации технологического прорыва также был обеспечен.
Политики и бизнесмены из Восточной Азии постоянно и систематически используют разведку как главный инструмент для ускорения индустриализации и развития своих стран и компаний. Многие азиатские предприятия предпочитают получать технологическую информацию обходными путями, а не заниматься собственными исследованиями. Так они избегают значительных издержек на разработку новых продуктов, а также затрат, связанных с длительным циклом их запуска. Этого можно добиться, скажем, приобретя готовое оборудование, разобрав его и проведя анализ деталей. Обучающие курсы для персонала при покупке новой техники нужны в таких случаях не просто, чтобы научиться пользоваться ею. Задача в том, чтобы понять, как можно воспроизвести это оборудование, усовершенствовать его, и даже в том, как избежать нарушения патентных прав. На первый взгляд безобидные вопросы зачастую задаются для получения недостающей информации такого рода. Ничего не подозревающий западный инженер или эксперт может подарить финальный элемент головоломки, будучи просто не в силах удержаться от соблазна продемонстрировать свою осведомленность.
Сегодня Соединенные Штаты критикуют Китай за все, что, по мнению Вашингтона, не соответствует принципам, которые исповедуют США: демократия, больше капитализма и свободы, прекращение государственной поддержки промышленности, свободный рынок.
Более того, разведка США предупредила американские технологические фирмы о недопустимости сотрудничества с Китаем в таких стратегических отраслях, как искусственный интеллект, квантовые вычисления, биологические науки, полупроводники и автономные системы. Это сектора, "в которых ставки потенциально наиболее высоки для экономики и национальной безопасности США", говорится в новом документе Национального центра контрразведки и безопасности (NCSC).
Складывается устойчивое мнение, что США еще до начала торговых и санкционных войн против Китая (хотя и выигрывали отдельные сражения против китайских технологических гигантов), проиграли войну в целом. Более того, Китай объявил фактически о начале новой войны против американских технологических компаний и поставил задачу к 2025 году решить проблему перехода на самодостаточность в индустрии полупроводников. На то, чтобы догнать США в производстве полупроводников, отведено всего пять лет. Сейчас на долю США приходится порядка 48% мирового рынка, тогда как на долю Китая - всего 5%. К 2025 году Китай планирует завоевать 26% и столько же оставить за США. При этом, что характерно, 80% прироста Китай направит на внутренний рынок, ставя задачу избавить от зависимости не только себя, но и
своих торговых партнеров.
С моей точки зрения, при должном переформатировании целеполаганий и реформировании системы управления ключевыми отраслями (как пример - через создание нескольких десятков профильных госкорпораций), белорусские компании имеют все шансы вписаться в цепочки "добавленной стоимости" новой экономики Китая - 2035.
Для реализации этих амбициозных планов есть все предпосылки. Объемы торговли Беларуси и Китая за последние пять лет выросли в 1,5 раза и по итогу 2022 года достигли $5,8 млрд. В настоящее время Беларусь и Китай используют новый механизм сотрудничества в торговле, который хорошо себя зарекомендовал по опыту прошлого года. Он заключается в экспортных и импортных заявках. Например, на 2023 год заявка по экспорту - $2,2 млрд. Это плюс $600 млн к 2022 году. Вторая часть - это импортная заявка: 107 совместных компаний заявили более 700 позиций, в которые включаются технологическое оборудование, станки, сырье, материалы…
Белорусская сторона не ограничивается традиционными экспортно-импортными операциями. Особое внимание наше правительство планирует уделить белорусско-китайской промышленной кооперации с учетом подписанной в марте текущего года в рамках государственного визита Президента Беларуси Александра Лукашенко в Китай Комплексной стратегии совместного промышленного развития. Создание совместных высокотехнологичных, инновационных производств и развитие производственной кооперации определены одним из приоритетных направлений сотрудничества.
В рамках реализации данной стратегии во время последнего заседания комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству межправительственного комитета по сотрудничеству Беларуси и Китая заместитель главы Минпрома Александр Ефимов подписал с Китайской торговой палатой по экспорту и импорту электронной и машиностроительной продукции соответствующую дорожную карту по реализации меморандума о сотрудничестве между Министерством промышленности Беларуси и этой китайской организацией. Как следствие, белорусские компании выражают намерение в новых инвестиционных проектах по модернизации сделать акцент именно на китайские технологии и компании.
Между Минэкономики Республики Беларусь и Минкоммерции КНР подписан Меморандум о плане совместного развития Беларуси и Китая на основе сопряжения стратегических программ двух стран на средне- и долгосрочный периоды. Основными направлениями здесь определены: усиление сотрудничества в транспортной и логистической сферах; развитие производственной кооперации, участие китайского бизнеса в акционерном капитале белорусских организаций, создание совместных производств; расширение сотрудничества в сфере IT; развитие новых направлений финансового сотрудничества; улучшение условий доступа и расширение взаимных поставок товаров и услуг, совместное освоение новых ниш на рынках третьих стран; совместное развитие отраслевой науки, проведение совместных научно-практических исследований; дальнейшее углубление межрегионального сотрудничества.
В производственной сфере предлагается реализация совместных проектов в таких сферах, как машиностроение, электроника и электротехника, оптика и фотоника, новые конструкционные материалы и технологии, микробиологическая и фармацевтическая промышленность, производство медицинского оборудования и материалов и др.
Реализуется Комплексная стратегия совместного технологического развития Республики Беларусь и КНР. Основными задачами в контексте реализации указанной цели являются: глубокое технологическое взаимодействие для повышения конкурентоспособности конечной продукции; создание прорывных технологий, модернизация традиционных отраслей экономики (предприятий) в целях создания новых видов продукции, обеспечивающих снижение импортозависимости и наращивание экспортного потенциала; повышение уровня внедрения и коммерциализации плодов научно-исследовательской деятельности в реальном секторе экономики.
Важнейшими аспектами комплексной технологической стратегии являются создание механизмов стимулирования предприятий для совместного сотрудничества; активизация и укрепление всего спектра форм инвестиционного сотрудничества, включая вхождение китайских инвесторов в акционерный капитал белорусских предприятий; реализация совместных проектов на территории Китая и Беларуси; развитие научно-технического взаимодействия, включая инкубирование и коммерциализацию НИОКР в промышленной сфере и прочее.
Как говорится, осталось дело за малым - реализовать все указанные договоренности на практике.
Георгий ГРИЦ, экономический аналитик, кандидат экономических наук