9 ноября, Минск /Корр. БЕЛТА/. У белорусских предприятий существенно возросла потребность в использовании инструментов защиты собственного рынка. Об этом заявил заместитель министра иностранных дел Беларуси Игорь Назарук на практико-ориентированном семинаре для белорусских предприятий по применению мер защиты внутреннего рынка и мер таможенно-тарифного регулирования в Евразийском экономическом союзе, передает корреспондент БЕЛТА.
Замминистра отметил, что в условиях, когда надо находить новые рынки сбыта, выходить на новые страны и завоевывать дополнительные ниши, белорусские предприятия сталкиваются с агрессивным поведением своих конкурентов.
"В последнее время мы получаем сигналы о возросшей конкуренции со стороны производителей конкретных регионов. Это касается и машиностроительного комплекса, и бытовой техники, стекловолокна, других товаров. Встает вопрос, как использовать дозволенный, легитимный инструментарий в преодолении этих препятствий, как защищать свой рынок с учетом участия Беларуси в наднациональной структуре (ЕАЭС. - Прим. БЕЛТА). Если говорить о защитных расследованиях, то в отношении импорта из третьих стран, несмотря на декларируемую заинтересованность наших производителей, решительных шагов в этом направлении мы пока не проявляем. Мы - это в целом Беларусь", - сказал Игорь Назарук.
Но так было не всегда, заметил представитель внешнеполитического ведомства. До 2011 года проведение расследований находилось в национальной компетенции, а точнее - в компетенции МИД.
С 2001 по 2010 год белорусские предприятия совместно с Министерством иностранных дел инициировали 15 защитных расследований, в том числе 10 спецзащитных и 5 антидемпинговых. По результатам этих расследований было введено 5 защитных мер, в том числе 4 спецзащитных и одна антидемпинговая пошлина.
Однако после 2011 года, когда проведение расследований было передано в наднациональную компетенцию, то есть в Евразийскую экономическую комиссию, белорусскими предприятиями не было инициировано ни одного расследования. При этом белорусские производители достаточно охотно присоединяются к расследованиям, которые инициируют производители из других стран ЕАЭС.
По мнению Игоря Назарука, с одной стороны, это можно объяснить тем, что для инициирования расследования необходимо соблюсти требование о доле производства. Так, заявитель и высказавшиеся в поддержку заявления производители ЕАЭС должны производить не менее 25% от всего объема производства на территории союза. Но, с другой стороны, даже когда белорусские товаропроизводители заведомо осведомлены, что в случае подачи заявления их поддержат производители из других государств ЕАЭС, они все равно не решаются на самостоятельную подготовку заявления.
"Очень многие зарубежные предприятия прибегают к демпингу. У них цель - корысть, завоевание рынка, вытеснение конкурентов, производителей в стране и дальше доминировать на этом рынке. Они продают товар по стоимости, которая ниже затрат на производство и его транспортировку. Предприятие идет на такие издержки, понимая, что далее, завоевав этот рынок, они постепенно или резко повысят стоимость своего товара или услуги, отработают издержки и дальше будут работать с прибылью. А для предприятия, которое вступило в конкуренцию с иностранцем, наступают непростые времена. Мы будет подсказывать нашим предприятиям, как действовать в новых непростых условиях", - пояснил журналистам значимость темы представитель внешнеполитического ведомства.
Семинар организован Министерством иностранных дел Беларуси совместно с Евразийской экономической комиссией на базе предприятия "Атлант". Его участниками стали представители более 70 белорусских предприятий и организаций. В прошлом году подобное мероприятие было организовано в формате видеосвязи.
Во время семинара белорусским товаропроизводителям расскажут об особенностях подготовки инициативных предложений в сфере таможенно-тарифного регулирования и заявлений о проведении защитных расследований. На мероприятии также будут рассмотрены вопросы временного снижения ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа и применения тарифных льгот для удешевления стоимости сырья, которое не производится в ЕАЭС и относится к категории товаров критического импорта.