22 ноября в Минске прошла конференция "На пути к устойчивому будущему: ESG вызов". Данное мероприятие было посвящено обсуждению перспективам внедрения в отечественном корпоративном секторе учета экологических, социальных и управленческих факторов, более известных как ESG-факторы.
Справочно. ESG (Environmental, Social, Governance)-факторы - это свод правил и подходов к ведению бизнеса, которые должны способствовать его устойчивому развитию. Где E (Environment) - внимательное отношение к окружающей среде, S (Social) - социальная ответственность. Сюда относят взаимодействие с обществом в целом, клиентами и сотрудниками; соблюдение трудовых норм, качественное обслуживание и безопасность, а также благотворительные инициативы. G (Governance) - ответственное корпоративное управление. Прозрачность работы компании, сохранность данных клиентов, выплата белых зарплат и противодействие коррупции.
Заместитель министра экономики Андрей Картун проинформировал присутствующих о планах Минэкономики. "Мы уже приступили к разработке Национальной стратегии устойчивого развития до 2040 года и как раз будем туда интегрировать принципы ESG. В следующем году нам предстоит разработка пятилетней программы развития страны, поэтому подходы к субъектам хозяйствования с точки зрения внедрения ESG однозначно будут ужесточаться. Эти факторы - краеугольный камень доступа на внешние рынки как товаров и услуг, так и финансирования", - подчеркнул спикер. В следующем году Минэкономики планирует подготовить рекомендации по интеграции ESG в деятельность субъектов хозяйствования, чтобы оказать методологическую поддержку реальному сектору в данном направлении. Таким образом, "бизнесу, хочется ему этого или не хочется, придется заниматься этими вопросами более серьезно", констатировал замминистра.
Справочно. Эксперты ПРООН и консалтинговой компании ASER представили результаты исследования на 2023 год по применению ESG-стандартов субъектами хозяйствования Беларуси. Результаты опроса более 100 белорусских компаний из разных отраслей показали, что в стране ESG-повестка представлена фрагментарно. В Беларуси на опережение идет банковский сектор. Так, практически все системообразующие банки Беларуси имеют ESG-рейтинги. Исследование проведено в рамках инициативы Программы развития ООН (ПРООН) по продвижению современных социальных и экологических стандартов в деятельности коммерческих субъектов Беларуси, финансируемой Министерством иностранных дел Королевства Нидерланды. Содержание исследования может не отражать официальную позицию ПРООН и Министерства иностранных дел Нидерландов.
Попытаемся разобраться, насколько ESG-повестка является для белорусских экспортеров "краеугольным камнем доступа на внешние рынки как товаров и услуг, так и финансов".
С одной стороны, следует согласиться с тезисом, что если белорусский бизнес хочет работать с мировыми компаниями, то нужно соответствовать их требованиям. На фоне изменений мировой конъюнктуры, и особенно в условиях санкционного противостояния со странами так называемого коллективного Запада, белорусский бизнес меняет свои ориентиры и все больше смотрит в сторону стран Ближнего Востока, Азии и Африки. При этом в числе актуальных повесток присутствует и ESG-повестка, которая потенциально создает новые нетарифные ограничения для наших производителей на этих перспективных зарубежных рынках. Это обстоятельство может стать определенным вызовом для нашей экономики, к которому нужно быть готовым.
В этой части представляют интерес результаты исследования, которое провели эксперты российского ПАО "Сбербанк", проанализировав ESG-повестку в 12 странах Ближнего Востока и Азии, которые представляют наибольший интерес для российских компаний-экспортеров.
Планируемые сроки достижения углеродной нейтральности в странах Азии и Ближнего Востока в среднем варьируются от 2050 до 2070 года. Так, углеродно-нейтральными к 2050 году намерены стать ОАЭ, Республика Корея, Узбекистан и Кыргызстан. К 2053-му - Турция, к 2060-му - Катар, Саудовская Аравия, Индонезия, Китай и Казахстан. Самый поздний срок установила Индия, которая намерена стать углеродно-нейтральной к 2070 году.
Власти Египта не приняли обязательств по достижению углеродной нейтральности к конкретному году. В стране нет национальной программы по достижению углеродной нейтральности. Однако Египет утвердил Интегрированную стратегию устойчивой энергетики, согласно которой к 2035 году страна должна получать 42% энергии из возобновляемых источников. Иран подписал Парижское соглашение по климату в 2016 году, однако ратификацию заблокировал. В 2021 году страна сообщила, что ратифицирует Парижское соглашение только в том случае, если санкции, наложенные на нее, будут ослаблены.
Таким образом, можно сделать промежуточный вывод: единых подходов и сроков внедрения универсальных стандартов в области ESG в мире, а тем более в рассматриваемых выше регионах и странах, пока не выработали, а сроки их внедрения выходят далеко за горизонт 2050 года. Планы Минэкономики до 2040 года обязать все отечественные субъекты хозяйствования перейти к формированию публичной нефинансовой отчетности в формате ESG, а тем более начинать имплементацию норм ESG в дорожные карты предстоящей пятилетней программы социально-экономического развития страны, представляются слишком амбициозными.
Но это совершенно не значит, что глобальный тренд на экологичность не актуален для белорусской экономики. Он связан в первую очередь с перспективами выживания человечества как биологического вида. Поэтому эту повестку, если убрать весь конъюнктурный контекст, взять и отменить, как бы ни хотелось, не получиться.
В то же время многие зарубежные эксперты отмечают, что "концепция ESG, энергопереход, новые "зеленые" углеродные требования и тому подобные модные хайпы - это инструменты конкуренции, и относиться к ним надо соответственно". Тем более, не нужно слепо копировать "западные рецепты".
Общий тренд на экологичность есть и на Западе, и на Востоке, и в Беларуси, но контекст и особенности разные. Например, в ЕС стандарты и подходы по имплементации ESG-повестки сформировались еще в конце прошлого десятилетия.
Справочно. 27 ноября 2019 года Европарламент и Совет Евросоюза приняли ряд директив о раскрытии информации и об устойчивом финансировании (SFDR). Цель этих директив - обеспечить конечным инвесторам единообразную защиту и облегчить для них использование широкого спектра финансовых продуктов благодаря правилам, которые позволят принимать им осознанные решения, в том числе и по климатическим рискам. Кроме того, директивы обязывают финансовые, инвестиционные и страховые компании (а также другие организации, работающие на финансовых рынках) предоставлять конечным инвесторам информацию о рисках с точки зрения устойчивого развития. Несмотря на то что данные правила вступили в силу только в странах ЕС, они, как предполагается, будут касаться не только бизнесов с юрисдикцией в Европейском союзе, но и компаний, которые ведут свою деятельность в Европе в целом. Также вероятно, что и белорусские компании могут столкнуться с давлением инвесторов из Европы и их запросами о предоставлении аналогичных ESG-данных, необходимых последним для соблюдения новых правил.
В то же время надо констатировать, что современные реалии вносят существенные коррективы в климатическую повестку ЕК. Например, правительство Германии, чей реальный сектор в текущем году уже однозначно вошел в стадию рецессии, приняло решение отложить свои обязательства перед Брюсселем и заняться борьбой за улучшение показателей ESG с наступлением лучших времен. А пока же более активно будут использоваться угольные электростанции. Конечно, ФРГ все еще придерживается планов по отказу от использования угольных электростанций к 2030 году, но отсутствие конкурентных альтернатив российскому природному газу и риск наступления энергетического голода могут заставить Германию еще не раз внести коррективы в европейский проект перехода с угля и других не экологически чистых природных энергоресурсов на возобновляемые источники-энергоносители.
В ведущей экономике мира - США до сих пор продолжается дискуссия относительно целесообразности принятия на национальном уровне единых норм ESG-повестки. Противники ESG называют устойчивое развитие и корпоративную социальную ответственность "вредным позерством" и "смертельным отвлечением от реальных проблем". Внедрение самой ESG-концепции, по их мнению, приведет к ограничению предпринимательской активности и увеличению бюрократии. Уже на сегодняшний день в США на уровне отдельных штатов принят целый ряд законов, направленных против ESG. А в целом к данному моменту только в 2023 году подано 99 законопроектов против ESG по сравнению с 39 годом ранее.
Широко известно высказывание одного из самых успешных бизнесменов и богатейшего человека Илона Маска, который, возмутившись тем, что Tesla исключили из индекса S&P ESG написал в "Твиттере" (сейчас X. - Прим. БЕЛТА): "ESG - это мошенничество. Его использовали в качестве оружия фальшивые борцы за социальную справедливость".
Как следствие, мировые, и в первую очередь американские инвестиционные компании сокращают вложения в устойчивое развитие. За прошедший период только 2023 года закрылось больше ESG-фондов, чем за три предыдущих года. Инвесторы больше не верят, что устойчивое развитие обеспечит бизнесу долгосрочную прибыль. Крупнейшая американская инвесткомпания мира BlackRock, которая управляет активами на $9,4 трлн, в текущем году поддержала лишь 26 из 400 проектов экологической и социальной направленности. Остальные 374 проекта инвесторы сочли чрезмерными и не способными принести прибыль активам. Другие крупные инвестиционные компании - State Street, Columbia Threadneedle, Janus Henderson Group, Hartford Funds Management Group - также в этом году закрыли более двух десятков ESG-фондов и вывели из этих фондов больше средств, чем в них вложили.
Таким образом, можно констатировать: ESG-повестка в мире хотя и сохраняет актуальность, но ее контекст меняется. На первый план в условиях начавшейся структурной перестройки глобальной экономики выходит проблема социальной ответственности бизнеса и создание/сохранение им рабочих мест (S). То есть классическая аббревиатура ESG постепенно трансформируется в SGE - социальная ответственность бизнеса выходит на первое место.
В этой части Республика Беларусь является хорошим примером. Принцип социальной ответственности отечественного бизнеса реализован во многих законодательных актах, начиная с Трудового кодекса, пятилетних планов социально-экономического развития и заканчивая локальными нормативными документами предприятий по реализации конкретных социальных проектов. Не зря именно на социальную ответственность бизнеса сделал акцент в своем выступлении во время прошедшей конференции заместитель главы Администрации Президента Максим Ермолович: "Прибыльные предприятия должны вносить свой вклад в реализацию социальных проектов". С его слов, такие крупные флагманы белорусской промышленности, как БЕЛАЗ, МТЗ, МАЗ, "Беларуськалий", "Горизонт" и другие, уже имеют на своих балансах социальные объекты и направляют значительные объемы своей прибыли на поддержку значимых социальных проектов. В то же время сегодня на повестке дня стоит задача более эффективного вовлечения предприятий негосударственного сектора экономики в консолидации совместных усилий в данном направлении.
Но как бы то ни было, ESG для белорусского бизнеса - важный задел на будущее. В Беларуси реалии отличные и, как следствие, цели и задачи свои. Требующие аккумулирования всех имеющихся ресурсов, включая финансовые и административный управленческий потенциал. Поэтому переплатить за модное сиюминутное внедрение ESG-стандартов сможет далеко не каждый субъект хозяйствования.
Для большинства отечественных субъектов хозяйствования, особенно крупных, такие традиционные темы, как импортозамещение, диверсификация, ресурсо- и энергосбережение, производительность и тому подобные, являются более актуальными по сравнению с вызовами ESG-повестки: изменение климата, циркулярная экономика, инклюзивность, корпоративная ответственность, гендерное равенство, глобальный голод.
Кстати, это тот редкий случай, когда аналогичной позиции придерживается и американский бизнес. Недавно компания RBC Wealth Management провела опрос более 900 американских клиентов. 49% ответили, что показатели эффективности и доходности являются более приоритетными, чем влияние ESG, по сравнению с 42% в 2021 году.
Со временем произойдет упорядочение региональных и глобального рынка, если не исчезнет совсем, то, по крайней мере, войдет в международное правовое поле санкционное противостояние между странами, станет поменьше грин-хайпа. И имиджевая составляющая станет интересна тем белорусским компаниям, которым действительно нужна ESG-повестка в их долговременной стратегии. И этот процесс будет проходить без указующей роли Минэкономики, тем более глава государства в последнее время поставил перед чиновниками гораздо более важные на текущий и стратегический период задачи и цели.
Георгий ГРИЦ