Белорусская наука постоянно стремится к внедрению новаций в производство. На практическую реализацию нацелены и разработки в сфере машиностроения. На слуху сейчас электрический транспорт, все больше говорят о перспективах беспилотного. Но важное значение имеет не только новая техника, но и ее компоненты, технологии, материалы. Об инновационных разработках, сотрудничестве с Россией и работе в условиях санкций рассказали сегодня журналистам представители Объединенного института машиностроения Национальной академии наук Беларуси.
Институт занимается двумя основными направлениями. Первое - расчеты, проектирование, дизайн машин. "Техника белорусского производства, которая ездит по улицам городов и дорогам общего пользования, во многом прошла через наши руки. Техника МАЗа, БЕЛАЗа, МТЗ, "Гомсельмаша", часть дорожно-строительной техники "Амкодора" - все это в основном рассчитывалось, проектировалось и испытывалось нашим институтом. У нас есть республиканский полигон для испытаний мобильных машин, выдаем свидетельства о безопасности конструкции", - отметил заместитель генерального директора по научной работе и инновационной деятельности института Олег Еловой.
Второе направление - технологическая поддержка машиностроения. То есть технологии, материалы, инструментарий. "Нас знают в десятках государств, наши технологии используются в России, Китае, странах Европы. Думаю, санкционные ограничения когда-то будут сняты и мы возобновим наше сотрудничество", - рассчитывает ученый.
По его словам, начали работать и не совсем по профилю - с медициной. "За нами расчеты, проектирование, анализ. Были у нас работы по плечевым и тазобедренным имплантам, сейчас начинаем работать по такому направлению, как челюсти, зубы", - поделился любопытным фактом Олег Еловой.
За прошлый год ученые создали три новых образца электромобиля - грузовой электромобиль МАЗ, электромобиль каркасно-панельной конструкции грузоподъемностью до 1 т и спортивный электромобиль. "Во всех используется отечественная компонентная база - электродвигатели, силовая электроника, электроника управления батарей. Все разработано с учетом наших технологий, что позволяет дальше перейти к серийному выпуску. В частности, по грузовым автомобилям МАЗ эта работа уже начата, по остальным транспортным средствам - в ближайшее время планируется перевод в какую-то мелкую серию", - сказал заместитель генерального директора по высокоавтоматизированному электротранспорту института Александр Белевич.
По грузовику МАЗ завершены доработка, отладка и приемочные испытания экспериментального образца. Он получил свидетельство безопасности конструкции транспортного средства и допущен для движения по дорогам общего пользования. В настоящее время ОАО "МАЗ" совместно с Объединенным институтом машиностроения НАН по поручению правительства работает над созданием десяти электрогрузовиков для опытной эксплуатации в одном из логистических центров.
Александр Белевич рассказал об особенностях белорусских разработок. "Мы опираемся на асинхронные двигатели. Это связано с нашей основной целью - минимальной зависимостью от импортной компонентной базы, которую мы не можем у себя производить. Асинхронные двигатели изготавливаются из материалов, которые доступны у нас и в России. Кроме того, мы обладаем достаточно высокими компетенциями в области проектирования электрических машин, что позволило нам спроектировать асинхронный двигатель, близкий по характеристикам к синхронному на постоянных магнитах", - отметил он.
Белорусские ученые начали работу и по беспилотным автомобилям. "Она пока еще в начальной стадии. Но мы выделили для себя это направление. Сформирована группа специалистов, которые занимаются этим. Мы сейчас рассматриваем беспилотный транспорт не для дорог общего пользования, а для закрытых территорий, чтобы беспилотники пока не пересекались с людьми", - обратил внимание ученый.
Не осталась без внимания и тема водородных двигателей. "Мы рассматриваем это как очень далекую перспективу. Технологии протонообменных мембран, которая используется в таких автомобилях, у нас нет, да и она пока неэффективна. Да, мировое сообщество делает ставку на водород, но прогресс в мире в этом плане идет очень медленно", - пояснил Александр Белевич.
В институте разработали методологию проектирования высокоскоростных коробок передач. Они будут применяться в электромобильной технике - и легковой, и грузовой. Методология позволяет в зависимости от категории транспортных средств выбрать кинематические схемы к величине передаточных чисел, обеспечивающих заданные тяговые и экономические характеристики, определить режимы нагружения коробок передач, произвести расчет и конструирование основных деталей и узлов. По словам ученых, Минпрому необходимо определить индустриального партнера для освоения производства.
Олег Еловой также сделал акцент на совместной с Минским тракторным заводом разработке - заливочном комбайне. Такие комбайны уже поставляются в ледовые дворцы. Еще одна новая разработка института - экологичные биоразлагаемые смазки для техники. Их уже используют в Беловежской пуще.
Кроме того, разработан технологический процесс деформационного плакирования гибким инструментом. Он используется для разных целей - уменьшить трение, увеличить прочность, продлить срок службы оборудования. Технология внедрена в производство на Минском заводе автоматических линий им. П.М. Машерова и Уральском трубном заводе (РФ).
Белорусские ученые работают с российскими автопроизводителями, в том числе АвтоВАЗом, ООО "ШвабеСпецАвто". Обмениваются опытом, обсуждают потенциальные области применения компонентов, проводят согласование по стандартам. "Надеемся, что некоторые модели их техники будут работать с нашим электроприводом, будем вместе производить электрические варианты", - отметил Олег Еловой. А Александр Белевич поделился планами института выйти на рынок России со своими компонентами.
Валерия ГАВРИЛОВА,
БЕЛТА