14 декабря, Алматы /Корр. БЕЛТА/. Заместитель председателя правления, главный экономист ЕАБР Евгений Винокуров на итоговой пресс-конференции Евразийского банка развития рассказал о преимуществах и перспективах развития Евразийского транспортного каркаса, а также об интересах Беларуси в этом контексте, передает корреспондент БЕЛТА.
"Евразийский транспортный каркас - комплексное явление, и, собственно, суть его в комплексном подходе. Объектами финансирования могут быть дороги, аэропорты, сухие порты, морские терминалы - все, что обеспечивает эффективную логистику. Суть идеи Евразийского транспортного каркаса идеологическая, философская и заключается в том, что исторически на нашем евразийском пространстве развивались транспортные коридоры Запад - Восток, всегда со времен Шелкового пути вся логистика была сориентирована по этой линии (Европа - Россия - Центральная Азия - Китай). Сейчас мы подошли к тому, что ось Запад - Восток нужно дополнять осью Север - Юг. Это коридоры через Каспийское море, к западу от Каспийского моря, к востоку от него, различные линии, которые идут плюс-минус по оси Север - Юг через Центральную Азию. По нашим расчетам, сопряжение осей Запад - Восток и Север - Юг дает до 40% дополнительного экономического эффекта за счет синергии. Идет больше грузов, они идут более эффективно и получаются новые маршруты (настолько, что даже появляются новые возможности для производства, открываются новые ниши для производств за счет новой логистики)", - рассказал Евгений Винокуров.
Эксперт добавил: "Такая голубая мечта, допустим, по линии Север - Юг, чтобы грузы из Евразии шли до Индии за 15-17 суток (сейчас они идут 35-40 суток) - это совершенно новый мир. Суть идеи Евразийского транспортного каркаса, чтобы к линиям Запад - Восток добавить линии Север - Юг и обеспечить сопряжение между ними".
"Беларусь, Россия, Казахстан - очень большой и ключевой выгодополучатель от Евразийского транспортного каркаса. Центральная Азия - это регион, в котором пять стран не имеют выхода к Мировому океану, и сейчас создаются предпосылки, чтобы из Центральной Азии сделать транспортный перекресток, чего никогда не было, именно через сопряжение Запада - Востока и Севера - Юга, - отметил главный экономист ЕАБР. - По МТК Север - Юг наши расчеты показывают потенциал роста с 5 млн т до 25 млн т грузов, включая контейнеризированные и неконтейнеризированные. Очень важная составляющая этих 25 млн т - агропродовольственная логистика: зерно и контейнеризированные продовольственные грузы".
Отвечая на вопрос о соглашении о свободной торговле, главный экономист ЕАБР подчеркнул, что "все расчеты по торговле евразийской "пятерки" со странами Южной и Восточной Азии показывают, что мы с ними недоторговываем, не используется весь потенциал торговли с Южной и Восточной Азией". "Здесь мы возвращаемся к транспортному каркасу, эти коридоры по оси Север - Юг (разные, не только по Каспию) призваны снизить затраты на логистику и увеличить скорость логистики, чтобы мы могли доторговывать до своего потенциала. А соглашение о свободной торговли дает для этого регуляторику", - резюмировал Евгений Винокуров.