Красивый народный обряд "Юраўскі карагод" сохранился до наших дней и сегодня с размахом проходит лишь в одной деревне на белорусском Полесье. Увидеть старинную традицию ее жителей каждый год приезжают гости со всей страны и зарубежья.
В декабре 2019 года "Юрьевский хоровод" вошел в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Решение придать элементу от Беларуси статус ценности мирового значения, которая нуждается в особой защите, утвердили на 14-й сессии Межправительственного комитета по охране нематериального культурного наследия ЮНЕСКО в Боготе (Колумбия). И в деревне Погост, конечно, продолжат хранить обряд, передавая его новым поколениям и показывая миру.
Первым белорусским объектом в Списке нематериального культурного наследия ЮНЕСКО в 2009 г. стал уникальный зимний обряд-карнавал "Колядные цари". Каждый год в Щедрый вечер с 13 на 14 января юноши и мужчины деревни Семежево (Копыльский район, Минская область) перевоплощаются в бравых воинов, разыгрывают веселое представление с шутками и поздравлениями, а с наступлением темноты устраивают факельное шествие.
В 2018 г. в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества был включен крупнейший в стране фестиваль пилигримов – "Будслаўскі фэст" (Мядельский район, Минская область), основанный в честь древнего праздника почитания чудотворной иконы Матери Божьей Будславской.
Весенний праздник – Юрьев день – с древних времен отмечают многие славянские народы. Он связан с первым после зимы выгоном скота на пастбище, обходом озимых посевов и первой свежевспаханной бороздой, пожеланиями богатого приплода и урожая на весь будущий год. У каждого народа есть и общепринятые традиции, распространенные на больших территориях, и редкие необычные ритуалы с местным колоритом. Таким, например, стал и полесский "Юрьевский хоровод".
В старину обряд проводился в разных деревнях недалеко от Турова – одного из древнейших городов Беларуси. Но в наши дни его исполняют только в деревне Погост (Житковичский район, Гомельская область). Она расположена в живописных местах Полесской низменности, где река Ствига впадает в Припять.
Интересно, что в 2020-м Погост отметил 500-летие. Первое его упоминание в письменных источниках датируется 1520 годом, когда хозяин здешних земель князь Константин Острожский передал деревню во владение Туровскому Свято-Успенскому собору. Впрочем, это значит, что поселение основано еще раньше.
До наших дней местные жители сохранили не один десяток старинных народных обрядов, которые неизменно собирают всю округу – Рождество и Щедрец, "Стрэчанне", "Саракі" и "Гуканне вясны", "Купалле", праздники семейного календаря ("радзiны", "хрысцiны", "сватанне", "вяселле"), знаменитая "талака"... И конечно, весенний "Юраўскі карагод"!
Главной хранительницей обрядов Погоста многие годы являлась Екатерина Панченя. Женщина-старожил деревни знала все тонкости местных традиций, пела сотни обрядовых песен, а ее дом стал сокровищницей народного декоративно-прикладного творчества. Комнаты украшают самотканые покрывала и дорожки, занавески, скатерти и рушники, расшитые узорами Полесья. Именно здесь часто собираются местные жители, готовясь к очередному обряду.
Около 40 лет назад Екатерина Панченя возродила "Юраўскі карагод". С малых лет она сама вместе с родителями и односельчанами участвовала в обряде. Здесь "хороводили" даже в тяжелые годы Великой Отечественной войны, но позже на какое-то время традиция в деревне была забыта.
После возрождения знаменитый обряд проводится каждый год, собирая жителей и гостей 6 мая в день святого Юрия (Георгия) – покровителя домашних животных и сельского хозяйства (по старому стилю 23 апреля). Посмотреть на действо приезжают туристы, журналисты, этнографы.
Екатерина Панченя – "баба Катя", как звали ее местные – в 2023 году умерла, но успела передать дело своей жизни другой хозяйке – Ирине Торчик, заведующей местным Домом культуры.
Готовятся к празднику заранее. Накануне сельчане наводят порядок в домах и во дворах, плетут венки, а главное – выпекают обрядовый хлеб-каравай, который называют "хоровод". Этот атрибут праздника хозяйки готовят вместе, украшая символами урожая – колосьями из теста. Пекут также и булочки в виде вестников весны птиц. Еще один важный элемент – "ральца", напоминающие о женском начале: три трехпалые веточки оборачивают полосками из теста и вместе с караваем отправляют в печь. Готовый "хоровод" сельчане украшают цветами, сделанными вручную из ярких бумажных лент, и живыми цветущими ветвями садовых деревьев.
В день обряда жители Погоста наряжаются, как в старые времена, и большой процессией отправляются в поле, по пути проходя через символические "ворота из рушников". Первым несут почитаемый образ Богоматери, за ним – каравай-"хоровод" в руках "воеводы". Затем следуют восьмиконечная звезда и зеленый фартук (передник), закрепленный на деревянных граблях. Все эти символы доверяют только мужчинам.
В поле священник читает молитву и окропляет землю, а жители призывают покровителя Юрья "встать рано, умыться бело, оседлать коня и ехать отпирать землицу да выпускать росицу". С просьбой о будущем урожае в землю закапывают горбушку черного жертвенного хлеба из муки прошлого урожая: ее обвязывают символичной красной лентой, чтобы зерна уродилось много.
И здесь уже начинается громкое действо: все от мала до велика водят хороводы "по солнцу" вокруг символов обряда, поют старинные весенние песни. Каравай трижды возносят к небу, а зеленый фартук меняют на красный. После все возвращаются в деревню. Праздничная процессия задерживается у домов, где с разрешения хозяев участники обряда водят хоровод. А за пожелания доброго здравия и благополучия ("каб усе радзіла і пладзіла") хозяева благодарят праздничными угощениями…
Уникальная традиция "Юрьевского хоровода", которую жители Погоста трепетно берегут, отмечена высоким охранным статусом ЮНЕСКО. Интересно, что именно этот обряд первым в стране пополнил Государственный список историко-культурных ценностей. Нематериальные сокровища начали включаться в него после 2004 года, когда Беларусь одной из первых в мире подписала принятую в 2003 г. Международную конвенцию ЮНЕСКО об охране нематериального культурного наследия.