Более четырех веков паломники из разных городов и стран приходят в Будслав, чтобы поклониться чудотворной святыне – иконе Матери Божьей Будславской. Ежегодное торжество почитания превратилось в красивый духовный праздник, собирающий тысячи пилигримов.
В ноябре 2018 года на сессии в Порт-Луи Межправительственный комитет по охране нематериального культурного наследия ЮНЕСКО объявил решение включить Будславский фест в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества.
Икона неизвестного автора XVI века совершила долгий путь, прежде чем попасть в монастырский костёл Будслава и стать поистине национальным сокровищем Беларуси.
Первый владелец – минский воевода Ян Пац – получил её от Папы Римского Климента VIII во время паломничества в Ватикан в 1598 г. И на протяжении всей жизни трепетно почитал реликвию, храня в своём дворце.
После смерти Яна Паца икона оказалась у капеллана Исаака Салакая, который перевёз её в местечко Долгиново недалеко от Будслава. В 1613 году в страстную пятницу Салакай приехал на богослужение в Будславский костёл бернардинцев (тогда ещё деревянный), и в ответ на уговоры монахов преподнёс икону в дар храму.
На полотне 72 на 65 см, написанном маслом, – Матерь Божья с младенцем Иисусом. Икона создана по западно-европейскому типу Одигитрии – путеводительницы. Богородица держит дитя на левой руке, её взор устремлён к зрителю. Младенец протягивает ручки к Матери: левой он словно подаёт плод граната (библейский символ, означающий воскресение), а правая изогнута в благословляющем жесте. Голову Божьей Матери венчает корона, инкрустированная драгоценными камнями. Обрамляют образ серебряный оклад и серебряная рама с орнаментом в стиле позднего ренессанса, которые были подарены иконе в первой половине XVII века.
Будславскую святыню, прослывшую чудотворной, в 1635 году перенесли в главный алтарь. К 1643 году под руководством зодчего из Полоцка Андрея Кромера Будславский костёл был перестроен в камне. Для него мастер Пётр Грамель изготовил уникальный деревянный алтарь, в который и была помещена икона.
В 1650 году в своей книге "Зодиак на земле..." чудеса Будславской иконы Матери Божьей описал настоятель костёла Элевтерий Зелеевич. По словам автора, записи свидетельств о её благодати люди прикрепляли к стенам ещё деревянного храма. Первое чудо, зафиксированное в 1617 году, – возвращение зрения 5-летнему мальчику Иосафату Тышкевичу. В благодарность за чудо исцеления после тяжкой болезни он остался служить в храме и спустя годы стал известным священником. Зелеевич рассказал 42 истории выздоровления от недугов: "…исцелялись немощные, хромые, эпилептики, немые, зачарованные, искалеченные молниями и от других неприятностей".
В июле 1767 г. в Будславе началось строительство нового каменного костёла – грандиозной базилики в честь Успения Божьей Матери. Первый каменный храм стал его боковой часовней имени Святой Варвары. И сегодня этот величественный костёл в стиле позднего барокко – один из трёх в Беларуси, носящий титул малой базилики – впечатляет прихожан и пилигримов.
В 1941 году при отступлении советские войска намеревались взорвать его. Однако местные жители собрались у храма и провели ночь перед намеченным взрывом в молитве и просьбах к чудотворной иконе. Наутро войска оставили Будслав, а костёл остался нетронутым.
Икона Матери Божьей Будславской стала для белорусов национальным достоянием. Более того, святыней её считают не только католики: в многоконфессиональной Беларуси Будслав посещают люди всех христианских верований.
В 1998 году 2 июля состоялась коронация иконы-легенды. Кардинал Казимир Свёнтек прикрепил на образ папские короны. Это событие придало Будславскому костёлу Успения Божьей Матери новый почётный статус Национального санктуария – хранилища святыни-покровительницы страны.
Чудом верующие считают и то, что спустя 400 лет краски на иконе не потускнели, а поток паломников к ней с каждым годом растёт.
Традиция совершать путешествие к Будславской святыне передается уже многие поколения: с XVII века пилигримы приходят поклониться иконе. Даже в годы, когда в костёле не было настоятеля, люди сами собирались, приглашали паломников, делили с гостями хлеб и кров.
В современной Беларуси большие организованные пилигримки к иконе Матери Божьей совершаются с 1992 года. В Будслав собираются паломники со всех регионов страны, соседних России, Польши, Литвы, далёкого зарубежья. Чтобы вместе поклониться святыне, люди преодолевают десятки и даже сотни километров, участвуют в молебнах. И этот непростой путь, говорят многие, помогает очиститься, найти совет и утешение, понять нечто важное.
Паломники живут в лагерях, которые разбивают по ходу пути. По доброй традиции и жители прилегающих к Будславу деревень встречают пилигримов, предлагая ужин и ночлег. Уже в Будславе, когда до иконы остаются последние метры, люди становятся на колени и так преодолевают оставшееся расстояние.
Вместе с традиционными паломничествами проводятся постные (на хлебе и воде), пилигримки для людей, зависимых от наркотиков и алкоголя (в пути проходят не только молебны, но и особые беседы).
Стала популярной и велопилигримка в Будслав: за несколько дней до торжества от знаменитого Красного костёла из Минска в Будслав паломники отправляются на велосипедах. Вместе с участниками проезжает и митрополит Минско-Могилёвский архиепископ Тадеуш Кондрусевич.
В главный день Будславского феста – 2 июля – празднуется торжество иконы Матери Божьей. Самые впечатляющие моменты праздника – вечерняя служба и процессия в темноте. Тысячи верующих зажигают свечи и, совершая крестный ход вслед за иконой, движутся к центру Будслава и возвращаются к костёлу. Кажется, будто огромная огненная река плывёт перед величавой базиликой.
Летний католический фест в честь иконы Матери Божьей стал настоящим достоянием нации.
В 2013 году в Будславе состоялось большое юбилейное торжество, посвященное 400-летию обретения Иконы Матери Божьей. Собрались тысячи пилигримов-католиков, были приглашены православные, протестанты, мусульмане, евреи, представители власти и дипломаты.
В 2014 году Будславский фест пополнил Государственный список историко-культурных ценностей Беларуси. Интересно, для этого своё письменное согласие дали сами носители традиции – жители Будслава.
И на протяжении нескольких лет до ноября 2018-го велась работа по включению Будславского феста в Репрезентативный список ЮНЕСКО, чтобы об этой старинной духовной традиции узнал весь мир.