19 октября, Минск /Корр. БЕЛТА/. На переговорах с Международным валютным фондом в части повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения приоритет отдается мерам социальной защиты, заявил во время круглого стола на сайте БЕЛТА первый заместитель министра экономики Беларуси Александр Заборовский, передает корреспондент БЕЛТА.
"Как в начале нашего диалога с МВФ, так и сейчас белорусская сторона настаивает на том, чтобы в первую очередь был отдан приоритет мерам социальной защиты. Также наши монополии должны иметь четкий и амбициозный план снижения затрат. Понятно, что эти изменения не в один год происходят, речь о среднесрочной программе", - отметил Александр Заборовский.
По его словам, существующая система субсидирования в секторе жилищно-коммунального хозяйства Беларуси имеет два элемента. Первый - это перекрестное субсидирование, когда предприятия за счет более высоких тарифов для себя оплачивают часть стоимости услуг для населения. В результате на общем рынке Евразийского экономического союза белорусские производители находятся в худших условиях по сравнению с конкурентами, что, естественно, сказывается на их конкурентоспособности. Особенно это касается энергоемких предприятий - металлургии, нефтехимического комплекса, машиностроения. Второй элемент - это бюджетный канал, который направлен на субсидии всем слоям населения вне зависимости от их дохода. "Поэтому с классической точки зрения существующий механизм субсидирования услуг ЖКХ требует совершенствования, что принесет целый ряд существенных эффектов для экономики. Уход от перекрестного субсидирования позволит повысить конкурентоспособность белорусских предприятий, а часть бюджетных средств, которая сейчас равномерно распределяется всем слоям населения, будет целевым образом направлена на субсидии наиболее уязвимым гражданам", - пояснил первый замминистра.
Относительно переговорной позиции белорусской стороны Александр Заборовский рассказал, что МВФ предлагается рассматривать тарифы на ЖКУ не обособленно, как это было во многих классических программах фонда, а в увязке с тремя важнейшими темами. Первая тема - серьезное снижение затрат монополий. "Мы считаем несправедливым перекладывать избыточные затраты монополий на население. Поэтому процесс изменения тарифов должен идти в четкой увязке со снижением затрат монополий и повышением эффективности работы систем ЖКХ и энергетики", - рассказал он.
Второй момент, по словам первого замминистра, связан с тем, что процесс должен идти параллельно с развертыванием эффективной системы адресной социальной защиты населения. "То есть не должно получиться так, что тарифы повысились, а система адресной соцзащиты не успела отреагировать на нужды малообеспеченных, уязвимых граждан", - пояснил Александр Заборовский.
Третья тема заключается в том, что необходимо иметь в виду развитие энергетического рынка в ЕАЭС. "В среднесрочном периоде цены на энергоносители в союзе должны быть унифицированы. Прошедшие переговоры с российскими коллегами это подтверждают. Поэтому мы должны взвешенно подходить к среднесрочному прогнозу цен на природный газ для того, чтобы заранее не задирать расчетные затраты монополий", - считает он.
При этом Александр Заборовский подчеркнул, что есть две основные точки повышения возмещения затрат населением: до конца 2017 года должны выйти на 75%, к концу 2018 года - на 100%. "В принципе, эти цифры не являются новостью, они отражены в программе деятельности правительства. Другой вопрос, насколько должны быть повышены тарифы в абсолютной величине, чтобы мы достигли цели по уровню возмещения тарифами затрат", - сказал он. По его словам, предстоит большая работа с монополиями, с системой адресной социальной защиты населения. "Все должно пройти так, как требует глава государства: максимально прозрачно и эффективно, чтобы в результате повысилась эффективность распределения ресурсов в экономике", - отметил первый замминистра.
Он подчеркнул, что МВФ слышит позицию белорусской стороны, но просит серьезных гарантий того, что заявленные уровни возмещения затрат населением на услуги ЖКХ будут достигнуты.
"Относительно 2017 года мы говорим о том, что с 1 января, как и положено в соответствии с действующим законодательством, произойдет повышение стоимости услуг ЖКУ приблизительно на Br10. Дальше в течение года будет идти работа по снижению затрат монополий и использованию возможностей ЕАЭС. При необходимости будет идти речь о втором этапе роста тарифов. Но это произойдет так, чтобы воздействие на уязвимые слои населения было минимальным", - подытожил Александр Заборовский.