24 июня, Минск /Корр. БЕЛТА/. Создание института финансового омбудсмена может занять до двух лет. Об этом сообщил сегодня журналистам эксперт Всемирного банка Дэвид Томас, отвечая на вопрос корреспондента БЕЛТА.
"Я прибыл в Беларусь по поручению Всемирного банка, чтобы рассказать белорусским коллегам, каким образом служба финансового омбудсмена работает в мире. Поскольку в Беларуси я впервые, пока не могу рекомендовать, насколько полезно будет для страны обзавестись такой службой. В вашем регионе решение о создании института финансового омбудсмена обычно принимается государством либо центральным (национальным) банком страны. Обычно этот процесс занимает около двух лет - столько времени проходит с момента принятия решения до реального начала работы омбудсмена", - отметил Дэвид Томас. В сентябре финансовые омбудсмены многих стран соберутся в Финляндии, Дэвид Томас предположил, что участие в этой встрече могли бы принять и представители Нацбанка Беларуси.
Если Беларусь примет решение создать институт финансового омбудсмена, ей нужно построить свою собственную модель этой службы. Учитывать мировую практику нужно, считает эксперт Всемирного банка, но в приоритете должны быть особенности национального законодательства и финансового рынка. Дэвид Томас полагает, что в случае положительного решения по этому вопросу Беларуси стоило бы ориентироваться на опыт Армении. "В Великобритании, где я родился, институт омбудсмена существует с 1981 года, тем не менее, Беларуси стоит ориентироваться на страну с более похожими условиями функционирования финансовой сферы. Это может быть Армения, которая успешно внедрила институт финансового омбудсмена. Сегодня к ее мнению в этом вопросе прислушиваются во всем мире", - отметил Дэвид Томас.
По словам эксперта Всемирного банка, создание института финансового омбудсмена отвечает интересам и государства, и финансового сектора, и рядовых граждан. Это делает страну более привлекательной, улучшает ее репутацию на международном финансовом рынке, считает он. В свою очередь финучреждения получают возможность профессиональной последовательной помощи и снятия несправедливого обвинения, граждане - неформальную беспристрастную консультацию и помощь при некачественном обслуживании.
Отвечая на вопрос, не появятся ли с созданием данной службы трудности с подбором соответствующих специалистов, Дэвид Томас отметил, что таких проблем не возникает. Главные требования к финансовому омбудсмену - независимость и гарантия беспристрастности, при этом иметь юридическое образование необязательно. "Обычно предъявляется такое требование, чтобы этот человек не работал в финансовых кругах в течение последних трех лет, иначе потребители не будут ему доверять", - добавил Дэвид Томас.
Финансовый омбудсмен выступает независимым посредником при возникновении конфликтных ситуаций между финансовыми институтами и гражданами. Его услуги являются неофициальной альтернативой судебному рассмотрению дел, они оказываются на безвозмездной основе. При этом финансовый омбудсмен не выполняет контрольно-надзорные функции, однако, при систематическом нарушении банком прав клиента омбудсмен вправе информировать об этом регулятора. Он также может оказывать справочные услуги.