9 апреля, Минск /Корр. БЕЛТА/. Министр промышленности Александр Рогожник на совещании у Президента Беларуси Александра Лукашенко о состоянии и задачах развития промышленности рассказал об основных проблемах отрасли и перспективах развития, передает корреспондент БЕЛТА.
Одним из проблемных вопросов, подробно обсуждавшихся на мероприятии, стало наличие складских запасов готовой продукции. Министр пояснил причины сложившейся ситуации, а также назвал основные товарные позиции, по которым положение дел наиболее сложное: это тракторы, БЕЛАЗы, а также холодильники и морозильники.
Глава государства потребовал от ответственных лиц разобраться в проблеме и принять необходимые меры для снижения складских запасов. Тем более что спрос на такие товары, как холодильники и морозильники, есть и на внутреннем рынке, раз они в большом количестве ввозятся в страну.
"Что значит "холодильники не продаем"? Сколько мы импортных холодильников, морозильников за прошлый год на внутреннем рынке потребили и продали? 116 тысяч! Вот директор сидит завода холодильников (нового назначили), у него же вопрос номер один - "дайте мне работать на внутреннем рынке", - сказал Александр Лукашенко. Президент поставил задачу нарастить продажи отечественной продукции на внутреннем рынке.
Что касается перспектив развития белорусской промышленности в целом, то, по словам министра, акцент будет сделан на такие высокотехнологичные направления, как микроэлектроника, приборостроение, производство автомобильной, сельскохозяйственной, строительной и лесной техники, легковых автомобилей и комплектующих к ним, электротранспорта.
По данным Минпрома, за 2021-2023 годы уже разработаны 913 новых моделей и модификаций продукции. Доля инновационной продукции в общем объеме составила 42%. В 2025-2030 годах планируется разработка более 2 тыс. новых моделей и модификаций.
В этом году, например, планируются к производству карьерные самосвалы на газе и электротяге, электромобиль-мусоровоз, перронный электробус, гусеничный экскаватор, низкопольный трамвай, серии оптико-механического оборудования для микроэлектроники, электронные компоненты для техники специального назначения и космоса.
В 2024-2030 годах планируется запустить производство гибридного карьерного самосвала грузоподъемностью 90-100 т с тяговым электроприводом и водородом в качестве топлива.
Как проинформировал Александр Рогожник, в рамках отраслевой инвестпрограммы Минпрома 54 организации реализуют 65 проектов, объем их финансирования более Br5 млрд. Особый акцент сделан на развитие проектов в малых городах.
Ведется планомерная работа по импортозамещению. В 2021 году объем производства импортозамещающей продукции по 643 товарным позициям составил $3,8 млрд, в 2022-м - по 647 позициям на $5,3 млрд, в 2023-м - без малого на $6 млрд по 648 позициям, в 2024 выпуск прогнозируется в сумме более $6,1 млрд.
"Организациями отрасли реализуется стратегия развития краткосрочная (до 2025 года) и долгосрочная (до 2030 года). Наиболее крупными проектами станут модернизация производства БЕЛАЗ (Br500 млн), развитие производства на МАЗе, комплексная модернизация действующего производства на Гомсельмаше, обновление производственных мощностей на Минском подшипниковом заводе и "Интеграле", многих других", - сказал министр.