Иран обладает вторым по размеру ВВП в Западной Азии и исламском мире после Турции, а также является одним из наиболее технологически развитых государств региона. По данным Всемирного банка, в 2021 году ВВП Ирана увеличился на 3,4% и составил $197,6 млрд. О том, чем интересен данный рынок Беларуси, какая отечественная продукция там может быть востребована, а также об особенностях ведения бизнеса в этой стране рассказали корреспонденту БЕЛТА в Национальном центре маркетинга.
По данным иранских официальных источников, совокупный объем импорта Ирана в прошлом году достиг $49 млрд (прирост составляет 27%). В пятерку крупнейших поставщиков товаров в данную страну вошли ОАЭ ($15 млрд), Китай ($11,3 млрд), Турция ($5,1 млрд), Германия ($1,9 млрд) и Швейцария ($1,6 млрд).
К основным товарным позициям, которые импортирует Иран, относятся станки, электротехника, злаки, химическая продукция, лекарственные средства, автомобили и запасные части, текстиль. В свою очередь, в группу товаров критического импорта входят бумага и бумажное сырье, запчасти для пассажирских и грузовых транспортных средств, медицинское оборудование, продукты питания.
Белорусско-иранские отношения развиваются весьма интенсивно. В 2021 году двусторонний товарооборот двух стран составил $33,3 млн, превысив прошлогодний показатель на 34,7%, в том числе белорусский экспорт - $14 млн, темп роста - 10,2%.
Ключевыми статьями белорусского экспорта в Иран являются оборудование для производства изделий из бумажной массы, специфические товары, лесоматериалы продольно распиленные, бумага газетная в рулонах или листах, оборудование для термической обработки материалов, двигатели внутреннего сгорания поршневые, подшипники.
Экспорт услуг из Беларуси в Иран в прошлом году достиг $3,35 млн. Сальдо торговли услугами для Беларуси положительное в размере $2,8 млн.
Важным ресурсом в плане расширения белорусско-иранских торгово-экономических отношений является временное соглашение, ведущее к образованию зоны свободной торговли между ЕАЭС и Ираном. Данный документ устанавливает перечень отдельных товаров, по которым белорусские экспортеры получают тарифные преференции по поставкам на иранский рынок, в частности, мясной и масложировой продукции, отдельных видов кондитерских изделий и шоколада, электронного и механического оборудования, а также металлов и косметики.
В Национальном центре маркетинга отметили, что Иран может рассматриваться в качестве перспективного направления по наращиванию белорусского экспорта молочной и мясной продукции (говядины, сливочного масла, мяса курицы, куриных и перепелиных яиц), растительного масла, комбикормов и премиксов для животных, сложнотехнической продукции, инновационных разработок в сфере пищевой промышленности и сельского хозяйства.
Белорусскому экспортеру при выходе на данный рынок стоит учитывать некоторые особенности ведения бизнеса в Иране. "Договариваться о деловой встрече стоит заблаговременно (при планировании не забудьте проверить график местных праздников). По прибытии в Иран следует подтвердить встречу и соблюдать пунктуальность, исходить из того, что уровень представительства иранской стороны на переговорах будет соответствовать уровню белорусской делегации. Первая встреча с потенциальными партнерами, как правило, посвящена знакомству и обсуждению общих вопросов, а не деталям сделки (крайне важно установить личные контакты с иранскими потенциальными партнерами). Иранские партнеры предпочитают заключать договор на получение эксклюзивного права представления продукции экспортера на территории Ирана. Так, при выборе партнера следует учитывать его опыт работы, финансовые и организационные возможности, адаптировать инструменты продвижения продукции под местный рынок. Важно понимать, что на рынке уже широко представлена продукция китайских и других азиатских компаний - уровень конкуренции достаточно высок. Импорт указанной продукции осуществляется реэкспортом из ОАЭ либо напрямую из стран производителей", - рассказали в центре.
Продвижению белорусской продукции в Иран будет также способствовать активное участие белорусских предприятий в различных специализированных выставочных мероприятиях. Национальный центр маркетинга оказывает всестороннее содействие в указанном направлении. Так, центр в период с 17 по 20 июня 2022 года выступит организатором Национальной экспозиции Беларуси в рамках Международной выставки сельского хозяйства и пищевой промышленности Iran Agrofood, которая состоится в Тегеране.
Для детального изучения других сфер рынка Ирана с целью определения потенциала выхода необходимо рассматривать конкретный вид продукции (код ТН ВЭД) с точки зрения динамики поставок, темпов роста импорта, тарифного регулирования, конкурентной среды, стоимости продукции.
БЕЛТА