22 декабря, Минск /Владимир Матвеев - БЕЛТА/. Президент Беларуси Александр Лукашенко пообещал рассмотреть проблемные вопросы в сфере международных автоперевозок. Об этом он заявил сегодня на встрече с представителями деловых кругов, передает корреспондент БЕЛТА.
Соответствующая проблематика была поднята в выступлении председателя совета директоров ООО "Интертрансавто", члена Совета по развитию предпринимательства Андрея Смоляра. Он отметил, что сфера международного автотранспорта в Беларуси практически полностью представлена малыми предприятиями частной формы собственности. По итогам работы за 10 месяцев текущего года она вышла на первое место по экспорту услуг, обойдя даже IT-сектор и строительство. Высокая эффективность деятельности достигается благодаря реализации передовых подходов к организации работы, аккумулированию лучших мировых практик и инноваций.
Андрей Смоляр подчеркнул большую роль государства в развитии транзитного потенциала Беларуси, что дало реальные результаты и повысило конкурентные преимущества. Развитию бизнеса в этой области поспособствовали и некоторые другие решения, в том числе через механизмы государственно-частного партнерства.
Однако потенциал международного автотранспорта пока реализован не в полной мере, есть возможность развиваться и успешно конкурировать с перевозчиками из соседних стран.
Руководитель компании обратил внимание на проблему обновления автопарка, т.к. последние три года на фоне внешних событий были сложными для отрасли. При этом необходимы автомобили стандарта Евро-6, которые обладают более высокими конкурентными преимуществами и примерно на 5% позволяют снизить общую себестоимость перевозок. Андрей Смоляр в этой связи посетовал на необходимость уплаты утилизационного сбора на ввозимые автомобили.
Еще одна проблема - уплата ввозного НДС. "Мы заплатили эти деньги, а потом нам их через два месяца после проверки возвращают обратно. Бюджет ничего не теряет. Это просто вопрос администрирования", - обратил он внимание.
Андрей Смоляр также отметил, что подписанный недавно декрет №7 о развитии предпринимательства значительно облегчил жизнь автоперевозчикам. "Отмена путевых листов - столько волокиты было. Ящиками выносили. Второй момент - отмена медосмотра. Третий - очень важный - отменили стаж для водителей", - сказал он.
Представитель сферы автоперевозок пояснил, что Беларусь - единственная страна в СНГ, где смогли организовать систему профобучения водителя-международника. Но получалось, что человек заканчивал обучение и не мог пойти работать на предприятие, потому что нужен был стаж в два года. В результате подготовленные водители работали в других странах или переходили в иные сферы.
Андрей Смоляр также обратил внимание на наличие определенных сложностей в работе на рынке ЕАЭС. "У нас должно быть обеспечено 4 уровня свободы - передвижения капиталов, рабочей силы, товаров и услуг, притом без изъятий. Нам просто надо дать возможность свободно и честно на равных конкурировать, а там мы уже себя покажем", - сказал он.
"Очень важные были подняты вопросы. При всех, конечно, проблемах, сложностях. Учитывая, что у нас свой завод есть по производству автомобилей, ну так надо делать Евро-6. Но так, чтобы развязать эти проблемы. Ответы на эти вопросы надо взять на контроль. Они у меня должны быть. Не отписки, а ответы на вопросы, которые здесь были поставлены", - поручил глава государства.