Беларусь удачно расположена в центре Европы, что делает возможным успешное развитие международного туризма. Страна обладает большим природным, историко-культурным и инфраструктурным потенциалом для развития таких видов туризма, как культурно-познавательный, санаторно-курортный, охотничий, медицинский, деловой, гастрономический, сельский, промышленный и многие другие. О туризме и фирменном белорусском гостеприимстве рассказал заместитель министра спорта и туризма Олег Андрейчик.
Сегодня в Беларуси развиваются 23 вида туризма. "На уровне министерств и ведомств для взаимодействия с бизнесом по туристическому направлению создано 18 рабочих групп. В стране совершенствуется туристическая инфраструктура: растет количество гостиничных комплексов, санаторно-курортных объектов, экотроп, музеев и агроусадеб. Только в прошлом году было введено в эксплуатацию 18 крупных туробъектов", - сказал Олег Андрейчик.
По его словам, новым импульсом для деловой активности стало снятие ковидных ограничений и расширение формата безвизового режима: "В текущем сезоне восстановились туристические потоки из Росси. За семь месяцев этого года через пункты пропуска въехало более 700 тыс. иностранцев. Темп роста - 126% к уровню прошлого года", - рассказал представитель министерства.
Услуги по оздоровлению и лечению в Беларуси предлагают 474 санаторно-курортные организации. "Сегодня наша страна стала мировой здравницей. Из преимуществ - чистый лесной воздух, хорошие реки и озера, качественные сервис и обслуживание, разумные цены", - отметил заместитель министра.
В прошлом году белорусские здравницы обслужили более 1,27 млн человек. Из них - 139 тыс. имеют иностранные паспорта. "В этом году практически все оздоровительные объекты загружены на 100%", - акцентировал внимание Олег Андрейчик.
Также Беларусь предлагает квалифицированную помощь в области медицинских услуг. "Стоматология, онкология, кардиология, офтальмология, трансплантация органов и ЭКО - фирменные направления нашей медицины. В частности, в 2021 году медпомощь была оказана иностранным гражданам из 153 стран мира. В прошлом году Беларусь заработала на иностранном туризме $41 млн", - сообщил он.
Также значительный сегмент занимает охотничий туризм. При этом охотничьи хозяйства белорусами и зарубежными гостями востребованы не только для охоты, но и как гостиничные комплексы для активного отдыха на природе.
В рамках экологического туризма в первом полугодии этого года четыре национальных парка и Березинский биосферный заповедник посетили более 300 тыс. гостей.
Наиболее успешным в условиях новых вызовов показал себя агроэкотуризм. "Сегодня он является визитной карточкой нашей страны и неоднократно отмечен наградами престижного международного рейтинга National Geographic Travel Awards", - подчеркнул замминистра.
На 1 января 2022 года в Беларуси зарегистрировано 3150 субъектов агроэкотуризма. "Для нашей страны это рекордная цифра. За 15 лет количество объектов агротуризма увеличилось более чем в 100 раз", - отметил Олег Андрейчик.
Кроме того, в стране большой популярностью пользуется культурно-познавательный туризм. "Исторические и современные городские комплексы, величественные замки, старинные усадьбы, храмы различных религий и богатое историческое наследие Беларуси дают возможность формировать увлекательные туры для гостей из самых разных регионов мира. В частности, четыре ярких объекта внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, среди них жемчужины белорусской архитектуры - Мирский и Несвижский замки. Заповедная Беловежская пуща, загадочные элементы Геодезической дуги Струве оказывают неизгладимое впечатление на наших туристов. Такие объекты ежегодно посещают более 500 тыс. гостей", - поделился заместитель руководителя министерства.
Белорусские туроператоры предлагают патриотические программы с посещением мест, хранящих память о Первой и Второй мировых войнах. Среди них героическая Брестская крепость, всемирно известный мемориальный комплекс "Хатынь", Музей истории Великой Отечественной войны и историко-культурный комплекс "Линия Сталина".
Каждый год в стране проходят десятки событийных мероприятий. Самые яркие этого года - Фестиваль национальных культур в Гродно, "Славянский базар" в Витебске, "Купалье" в Александрии и многие другие. Всего туристический календарь событий включает более 1 тыс. мероприятий в год.
"Наши основные рынки сейчас - это регионы Российской Федерации, страны СНГ. Также мы выстраиваем отношения с Китайской Народной Республикой. Нам интересно сотрудничество со странами Ближнего Востока, дальней дуги и всеми конструктивно настроенными государствами", - подчеркнул Олег Андрейчик.
По его словам, туроператоры высказали заинтересованность в открытии дополнительных авиарейсов по данным направлениям. "Одна из наших основных задач совместно с Минтрансом - проработка открытия новых авиарейсов, в том числе с использованием региональных аэропортов", - отметил заместитель министра.
"В рамках международного сотрудничества в первом полугодии по линии развития мы встретились с представителями 14 регионов России, а также многих стран СНГ", - добавил он.
Беларусь открыта для сотрудничества с инвесторами туристических проектов. "Сегодня спрос на отдельные виды туризма - на санатории, на медицинский туризм - зачастую в несколько раз превышает предложения. Многие потенциальные рекреационные зоны готовы для развития. Мы готовы оказать содействие в выборе подходящих площадок", - резюмировал Олег Андрейчик.
БЕЛТА