10 октября, Минск /Корр. БЕЛТА/. БЕЛАЗ выпустит 220-тонный карьерный самосвал на газу в конце 2025 года. Об этом рассказал генеральный директор ОАО "БЕЛАЗ" - управляющая компания холдинга "БЕЛАЗ-Холдинг" Сергей Лесин на стратегической сессии "Спектр газомоторной техники: инновации, состояние и перспективы развития рынка" в рамках Петербургского международного газового форума, сообщает корреспондент БЕЛТА.
"Подходя к решению задачи создания карьерного самосвала, работающего на газомоторном топливе, мы ставили перед собой такие цели, как снижение загазованности карьеров отработавшими газами и сокращение затрат на жизненный цикл самосвала. Решением стал самосвал, работающий на газовом и газодизельном топливе. Эти работы проводились с 2017 года. За это время мы выпускали опытные образцы карьерных самосвалов грузоподъемностью 30, 45, 57, 90 и 130 т. Отдельно нужно остановиться на машинах грузоподъемностью от 90 т до 130 т, так как этот сегмент наиболее емок из того парка машин, которые мы переводили так или иначе на природный газ", - рассказал Сергей Лесин.
Что касается оснащения самосвалов двигателями, использующими природный газ в качестве топлива, то БЕЛАЗ использовал два разных типа двигателей - газопоршневой и газотурбинный. "По газопоршневому двигателю мы уже достигли определенных серьезных результатов - поставили машины грузоподъемностью 90 т в серийное производство. Сейчас находится в эксплуатации 11 единиц, - отметил он. - По газотурбинной машине мы с нашими партнерами, производителями газотурбинного двигателя, продолжаем опытную эксплуатацию и проводим улучшения, которые требуются по результатам полигонных испытаний. Но, безусловно, также считаем эту тему очень перспективной".
В развитие этой работы, по словам гендиректора, в первой половине 2025 года БЕЛАЗ планирует собрать карьерный самосвал 130 т, который будет использовать газодизельный двигатель. "Двигатель специально разработан для такого использования топлива. Его особенностью является то, что он может постоянно работать только от дизельного топлива, но в случае наличия сжиженного природного газа оно может замещать не менее 50% объема дизельного топлива при рабочем цикле", - добавил он.
Кроме того, в конце 2025 года появится монотопливный карьерный самосвал грузоподъемностью 220 т. "Здесь будет использоваться газопоршневой двигатель, работающий только на природном сжиженном газе", - подчеркнул Сергей Лесин.
Среди преимуществ при переходе на использование природного газа - экономия расходов на топливо до 30-35% в год, улучшение экологической обстановки в местах эксплуатации техники, увеличение времени эксплуатации до капитальных ремонтов основных узлов. Также, в отличие от электротранспорта, может быть обеспечена работа карьерного самосвала без дополнительной заправки в течение 12-часовой смены.
"Помимо техники, работающей на природном газе, мы также смотрим в сторону электрификации транспорта. Нами разработаны и выпущены опытные образцы дизель-троллейвозов, самосвалов, работающих от аккумуляторных батарей, а также разработаны опытные образцы и прототипы гибридных самосвалов, работающих как с дизельным двигателем, так и водородным. Мы уже реализовали два проекта по использованию роботизированных самосвалов в горной добыче", - рассказал гендиректор.
Сергей Лесин добавил, что не менее 30% карьерной техники БЕЛАЗ в перспективе будет выпускаться с двигателями, которые используют природный газ. "Нам необходимо объединение усилий компаний, которые имеют компетенции в области производства техники, использующих природный газ в качестве топлива, компаний, которые имеют компетенции в производстве сжиженного природного газа, в производстве заправочной инфраструктуры. Также важно привлечение организаций, которые смогут обеспечить льготные или специальные финансовые условия", - считает он.
По словам гендиректора, нужна работа с организациями, которые эксплуатируют карьерные самосвалы пока в дизельном исполнении, но видят будущее и большую эффективность от использования техники на природном газе. "Мы готовы и открыты для работы со всеми игроками на этом рынке", - подчеркнул Сергей Лесин.
В прошлом году БЕЛАЗу исполнилось 75 лет. За этот период выпущено 160 тыс. единиц техники, более 600 модификаций. В настоящий момент предприятие закрывает линейку техники грузоподъемностью от 30 т до 450 т и выпускает более 15 моделей самосвалов.