Они не так масштабны и величественны, как замки и дворцы, но не менее интересны, прекрасны и значимы. В разных уголках Беларуси сохранились усадьбы, которыми владели родовитые семьи или выдающиеся личности, вошедшие в историю не только благодаря аристократической фамилии – политики и военачальники, ученые и экспериментаторы, писатели и художники. Более того, нередко в этих имениях происходили события национальной и даже мировой важности!
Сегодня старинные усадьбы Беларуси предстают перед гостями в разном состоянии. Одни – отреставрированы и превращены в музеи, где кипит культурная жизнь. Другие – постепенно восстанавливаются государством или частными владельцами. Некоторые находятся в ожидании перемен и являются лишь напоминанием о былом великолепии.
Приглашаем узнать о старинных усадьбах Беларуси больше! Восхитительные экс-резиденции дворян Любанских, Немцевичей и Козелл-Поклевских, сохранившие память о знаменитых хозяевах дома-музеи композитора-дипломата Огинского, живописца Репина и поэта-романтика Мицкевича, восстающие из руин имения профессора Наркевича-Иодко и покровителя талантов Бохвица – в нашем путеводителе.
Лошицкая усадьба – одна из самых романтичных и… драматичных достопримечательностей Минска. Легенда о призраке Белой пани и предание о "венчальном" дубе, где влюбленные клялись в вечной верности, добавляют ей особый флер мистики и загадочности.
Первое упоминание о Лошице датируется 1557 годом. На протяжении столетий это предместье старого Минска принадлежало известным дворянским родам, среди которых были Толочинские, Друцкие-Горские, Прушинские, Любанские. Усадьба неоднократно меняла облик, а окончательный вид приобрела при Евстафии Любанском, который был ее владельцем с 1884 по 1915 годы. Предприимчивый дворянин превратил свое имение в одно из лучших губернских хозяйств и центр светской жизни Минска. На роскошные балы, театральные праздники и званые приемы сюда собиралась едва ли не вся аристократия города. Для любимой жены Ядвиги Евстафий Любанский создал в Лошице настоящий райский сад: увлеченный лесовод, селекционер и экспериментатор, он заказывал для своего парка саженцы редких видов деревьев из разных уголков мира – сибирскую пихту, маньчжурский орех и многие другие. Из Японии прибыла магнолия кобус. Дерево посадили за усадебным домом у окна супруги: согласно преданию, оно и сегодня расцветает точно в день рождения Ядвиги Любанской…
Хранит Лошицкий парк и трагическую историю этой пары. Красавица-жена влюбилась в другого – предположительно, в генерал-губернатора Минска, и в аристократических кругах начали бурно обсуждать их роман. В 1905 году во время празднования 35-летия Ядвиги супруги поссорились, и хозяйка скрылась в глубине парка. Лишь под утро ее тело нашли на месте слияния рек Свислочи и Лошицы. Говорят, с тех пор призрак Белой пани Ядвиги бродит по сумеречным аллеям... Рядом с местом гибели жены безутешный Евстафий посадил маньчжурский абрикос, который каждый год цветет нежными бело-розовыми цветами. В 1912 году Любанский оставил все дела по управлению имуществом и покинул имение.
Между тем Лошица помнит немало выдающихся личностей и ярких событий из истории страны. Здесь бывали последний король Речи Посполитой Станислав Август Понятовский, российский император Павел I, писатель Винцент Дунин-Марцинкевич, композитор Станислав Монюшко, художники Ян Дамель, Юзеф Пешка, Валентий Ванькович…
В 1925 году по инициативе знаменитого ученого Николая Вавилова на базе уже национализированной усадьбы был создан Белорусский отдел Всесоюзного института растениеводства, позже преобразованный в Белорусский НИИ плодоводства, овощеводства и картофелеводства. Ученые-селекционеры работали в Лошице почти до середины 1980-х. Здесь трудились выдающиеся доктора наук Алексей и Эмма Сюбаровы, Анатолий Волузнев. Кстати, именно в Лошице были выведены практически все сорта пшеницы, которые выращиваются в Беларуси. А яблоневый сад, заложенный под руководством Вавилова, до сих пор является одним из самых красивых мест города, особенно в пору цветения. Кстати, здесь растут и другие фруктовые деревья.
Во время Великой Отечественной войны Лошицкая усадьба была занята командованием немецких оккупационных властей. В 1943 году минские подпольщики пытались организовать здесь покушение на генерального комиссара Беларуси Курта фон Готтберга, заложив в одну из печей особняка бомбу, но план был раскрыт, и нацисты казнили трех подпольщиц.
Усадьба в Лошице сыграла важную роль в истории Беларуси и ООН. В первые послевоенные годы здесь размещалась миссия ООН – ЮНРРА, которая помогала продуктами, одеждой и медикаментами всем нуждающимся. К сожалению, произошла в бывшем имении и печальная история. Молодая сотрудница миссии американка Рут Уоллер увидела, как трое детей соорудили плот и решили покататься по реке, но в воде их хрупкая конструкция начала разваливаться, а сами мальчишки – тонуть. Девушка бросилась в реку и спасла их. Позже она заболела и 4 августа 1946 года умерла. Ее похоронили на минском военном кладбище. А сегодня одна из школ белорусской столицы носит имя отважной Рут Уоллер. …В октябре 2015 года на фасаде лошицкого особняка была установлена памятная доска, посвященная пребыванию в 1946-1947 годах в Беларуси Администрации помощи и восстановления Объединенных Наций (Миссия ООН ЮНРРА).
После проведения масштабной реставрации с 2015 года Лощицкая усадьба является музеем (филиалом Музея истории города Минска). В старинном особняке можно погрузиться в эпоху XIX – начала XX века. Здесь представлены антикварная мебель, предметы быта, образцы декоративно-прикладного искусства, живопись, графика из фондов крупнейших сокровищниц страны, а также частных собраний коллекционеров. Рядом с резиденцией-музеем находится деревянный флигель, построенный в 1895 году в стиле модерн: сейчас здесь работает выставочный проект "Колесо времени".
Также в старинном имении ведется реконструкция трех исторических зданий, где в XIX веке располагались винокурня и складские помещения. Согласно проекту, здесь появятся атмосферная гостиница, зал бракосочетаний с зонами для торжеств на открытом воздухе, ресторан и кафе, а также выставочный комплекс. При этом внешний архитектурный облик будет максимально соответствовать историческому.
Кроме того, в бывшем имении сохранились руины водяной мельницы и часовни, в которой находился фамильный склеп хозяев.
Где: проезд Чижевских 8/2, 10, Лошицкий парк, Минск
Роскошная усадьба, ставшая прекрасным образцом архитектуры барокко и садово-паркового искусства во французском стиле, появилась в деревне Скоки недалеко от Бреста в 1770-е годы по распоряжению представителя именитого дворянского рода Марцелия Немцевича. Позже хозяином стал его сын – писатель, историк и общественный деятель Юлиан Немцевич, принимавший участие в составлении первой Конституции в Европе. Благодаря его хорошо сохранившимся мемуарам можно очень много узнать о жизни брестского края в конце XVIII-XIX вв.
В знаменитой усадьбе бывали император Александр III, Тадеуш Костюшко, художник Наполеон Орда, поэт Адам Мицкевич. Во время Первой мировой войны в этом особняке находилась ставка Леопольда Баварского, командовавшего Восточным германским фронтом.
Более того, резиденция Немцевичей сыграла важную роль в мировой истории – в частности, хронике выхода послереволюционной советской России из Первой мировой войны. Именно в Скоках 15 декабря 1917 года было подписано военное перемирие, а позже состоялось первое заседание по организации переговоров о знаменитом Брест-Литовском мире, который в итоге был заключен 3 марта 1918 года в Белом дворце Брестской крепости.
После событий Великой Отечественной войны бывшее дворянское гнездо долгое время было зданием школы. Реставрация началась в 2006 году, и сегодня здесь работает историко-мемориальный музей "Усадьба Немцевичей". Экспозиция демонстрирует быт аристократов XVII – начала XX века, восстановлены 10 залов: покои, музыкально-художественный салон, оружейная комната...
В наши дни усадьба Немцевичей приглашает гостей на экскурсии, литературно-художественные вечера, театрализованные балы с мастер-классами па старинным танцам, живой музыкой, салонными играми и другими светскими развлечениями. В декабре проходит Международный фестиваль военно-исторической реконструкции "Скоки", посвященный событиям Первой мировой войны, а летом проводится популярный гастрономический фестиваль "Скокаўскія спасоўкі".
Где: ул. Мира, 48Б, д. Скоки, Брестский район
Архитектурную сказку, воплощенную в камне, можно увидеть близ Жлобина в агрогородке Красный Берег. Построенная в 1890–1893 годах усадьба дворян Гатовских и Козелл-Поклевских не только сохранила свой неповторимый облик, но и является уникальной для Беларуси.
В 1877 году имение Красный Берег стало собственностью военного инженера Михаила Гатовского. Генерал-лейтенант решил построить здесь нечто необычайное и обратился к известному мастеру – академику и профессору архитектуры Императорской Академии художеств Виктору Шрётеру. Результат его решений по сей день впечатляет: стены из красного кирпича и белого камня, витражи, сводчатые окна, черепичные шатровые башни, мансардные крыши, загадочные гаргульи, словно охраняющие вход – проект стал действительно экстраординарным.
Резиденция соединила в себе элементы почти десятка различных стилей – готического и романского, рококо и маньеризма, барокко и классицизма. Более того, усадьба в Красном Береге – единственная в Беларуси, где присутствуют черты неомавританского стиля (альгамбра). Всего в доме было более 30 помещений – и каждое оформлено неповторимо.
После смерти хозяина права на имение перешли его дочери Марии, которая передала управление супругу – видному дворянину, меценату и общественному деятелю Викентию Козелл-Поклевскому (кстати, он был владельцем более полусотни домов и 17 усадеб по всей Российской империи). Семья любила отдыхать здесь с детьми и друзьями. Усадьба в Красном Береге объединяла сам господский дворец, а также двухэтажный флигель для прислуги, хозяйственные постройки, спиртзавод. Вокруг был устроен прекрасный английский парк по проекту главного садовника Варшавы Франтишека Шаниора.
В годы Великой Отечественной войны фашисты организовали в Красном Береге крупный пересыльный пункт для детей, которых насильно отнимали у матерей. Усадебный дом использовался как госпиталь. В советское время здесь располагалось учебное заведение.
Сейчас необычная резиденция является туристической жемчужиной края – филиалом Жлобинского историко-краеведческого музея. Усадебный дом бережно отреставрирован, что было крайне сложным многолетним делом, так как документов и фотографий сохранилось мало, а разнообразие стилей и бесчисленное количество деталей требовали особой тщательности. Но сегодня причудливая усадьба – пожалуй, одна из самых аутентичных в стране по степени сохранности – рассказывает о жизни и быте аристократических семейств ХIХ века.
Где: ул. Исаева, 14, аг. Красный Берег, Жлобинский район, Гомельская область
Михал Клеофас Огинский, или Михаил Андреевич Огинский – уникальная фигура европейской истории и культуры. Он родился на территории современной Польши, большую часть жизни провел в Залесье – родовом имении недалеко от белорусских Сморгони и Молодечно, подолгу жил в Вильнюсе, Париже и Лондоне, умер и похоронен во Флоренции в Пантеоне выдающихся личностей знаменитой базилики Санта-Кроче. Дипломат, политический деятель Речи Посполитой, сенатор Российской империи, необычайно одаренный композитор. Огинский – автор полонезов, романсов, песен и опер, которые звучали по всей Европе. Многие знают о нем как об авторе знаменитого полонеза ля минор "Прощание с Родиной". Хотя в наши дни появилась версия, что именно это произведение как раз и не принадлежит Огинскому, так как ни точное время, ни место его написания доподлинно неизвестны…
В 1802 году граф Огинский, согласно императорскому решению Александра I, вступил в права опекуна престарелого дядюшки и приехал в фамильное имение Залесье. Здесь стоял деревянный господский дом первой половины XVIII века – с хозяйственным двором, мельницей и пивоварней. Но при новом хозяине жизнь забурлила! Строительство каменной резиденции в стиле классицизма по проекту профессора архитектуры Михаила Шульца велось с 1802 по 1815 годы, руководил работами также известный виленский архитектор Жозеф Пусье.
Новый дворец Огинского получился необычным для аристократических резиденций того времени. Здание состояло из вытянутых под прямым углом одноэтажных крыльев, а между ними и на углах находились двухэтажные павильоны. Главное крыло, с колоннами, имело в длину 50 м, боковое вместе с оранжереей – 160. Рядом расположились водяная мельница, напоминающая дворцовый павильон, большая теплица и дом садовника – они образовали живописный внутренний дворик, куда летом выносили горшки с цветами и экзотическими растениями. Усадебный комплекс окружил парк в английском стиле, который украшали малые архитектурные формы – часовня, павильоны, беседки, мостики. Рядом петляли две извилистые речушки, а на зеркале небольшого озера лежал свой остров – Лебединый.
Внутри дворца тоже все было утроено изысканно: центральный вестибюль, анфилада парадных помещений (музыкальный салон, розовая гостиная, бильярдная, столовая), оранжерея, библиотека… Двухэтажные павильоны, душевно названные именами детей (башня Амелии, башня Иренеуша), служили для жилья членов семьи.
Усадьбу Огинского в Залесье современники называли "Северными Афинами". В своей прекрасной резиденции хозяин устраивал великолепные балы и вечера, где велись интеллектуальные беседы на разные темы, обсуждались новые литературные произведения и, конечно же, звучала музыка, в том числе авторская композитора Михаила Клеофаса Огинского.
После смерти Огинского усадьба утратила былую славу и стала постепенно приходить в упадок... В советские годы в здании располагались Дом отдыха, позже Дом престарелых. В 1992 году в усадьбе провели небольшую реставрацию, которая дала надежду на возрождение "Северных Афин": здесь начали проводить культурные мероприятия, праздники в честь Огинского.
В 2011 году началась масштабная и самая значительная реставрация. А к 25 сентября 2015 года – 250-летию со дня рождения Михаила Клеофаса Огинского – дворец был открыт для посетителей. Сегодня это настоящий музейно-культурный центр, где можно узнать больше о жизни композитора-дипломата и быте аристократических семейств того времени. В усадьбе проходят увлекательные экскурсии (причем гиды выступают в образах членов семьи и помощников Огинского!), костюмированные балы, салонные концерты, праздники в разные сезоны года, конференции, выставки.
Где: аг. Залесье, Сморгонский район, Гродненская область
Великий русский художник Илья Репин завоевал мировую известность как выдающийся мастер портрета и исторической живописи, один из ярчайших представителей реалистической школы, автор, который словно видел больше, изображая сильные натуры и драматические сюжеты. Академик Императорской Академии художеств, писатель и публицист, педагог, художник-передвижник, талантливый человек, судьба которого была связана с белорусской землей.
Местом вдохновения для Репина стала Витебщина, а именно живописное имение Здравнёво на высоком берегу Западной Двины. Весной 1892 года Илья Ефимович приехал сюда с семьей. В Витебске он оформил сделку на приобретение 75 га плодородной земли и 45 га хвойного леса, заплатив частью гонорара за картину "Запорожцы пишут письмо турецкому султану". Уже знаменитый мастер, он искал место, где мог бы летом отдыхать от столичной суеты и творить.
В имении началось большое переустройство: живописец Репин стал и архитектором, и дизайнером, и строителем наравне с рабочими – сам создал эскизы нового дома, посадил еловую и липовую аллеи, заложил яблоневый сад, распорядился выкопать пруд. Так на живописном берегу реки выросла оригинальная усадьба, похожая на деревянную церковь в белорусском стиле, но с весьма необычной зубчатой башенкой. Каменной кладкой укрепили набережную и соорудили причал, оборудовали хозяйственный двор с постройками, площадку для игры в крокет. А напротив окон мастерской была насыпана горка для позирования, которую художник в шутку называл "Монблан".
Почти десять лет Илья Ефимович с мая по сентябрь отдыхал здесь с семьей, любовно называя имение "своим государством". В Здравнёво он создал более 40 картин и рисунков, в том числе знаменитые "Осенний букет", "Белорус", "Лунная ночь. Здравнёво", "Дуэль", "Надежда с псом Пегасом на берегу Двины"…
Последние Репины покинули Здравнёво в 1930 году. Деревянный особняк был продан крестьянам на дрова, сохранились лишь фрагменты фундамента. Но на этом история усадьбы не закончилась! В 1988-м она была отстроена, в 1995-м сгорела, но вскоре вновь восстала из пепла и с тех пор открыта как музей. Комплекс включает в себя дом художника, бывший домик управляющего (сейчас администрация), живописный парк – идеальное место для прогулок.
Экспозиция музея наполнена предметами быта семьи Репина, мебелью конца XIX – начала XX века, другими интересными артефактами. На территории сохранилась липовая аллея с деревьями, посаженными самим мастером.
Где: д. Койтово, Витебский район (в 16 км на север от Витебска)
Поэт, драматург и переводчик, педагог, политический публицист и деятель польского национального движения, Адам Мицкевич стал классиком не только европейской, но мировой литературы. Его произведения переведены более чем на 30 языков, а память увековечена во многих странах. При этом биография, творчество и неповторимый авторский стиль тесно переплелись с родной для него белорусской землей.
Будущий поэт-романтик появился на свет в Новогрудском повете (сейчас Барановичский район) в фольварке Заосье 24 декабря 1798 года. Его родители Николай и Барбара Мицкевичи происходили из обедневшей белорусской шляхты. Через два года после рождения мальчика – второго из пяти детей – семья перебралась в Новогрудок, но в Заосье продолжала возвращаться. Вместе с братьями Адам проводил здесь летние каникулы, приезжал окрыленным студентом, а затем молодым учителем, чтобы быть ближе к возлюбленной Марие Веращаке из соседнего имения, вдохновлялся красотой и колоритом родного края, творил…
К сожалению, Заосье постигла судьба многих старинных имений Беларуси. В 1916 году дом сгорел, исчезнув на долгие десятилетия. Но к 1998 году – в честь 200-летия со дня рождения поэта – усадьба возродилась. Дом Мицкевичей тщательно воссоздан по рисункам художников-современников – мастеров архитектурного пейзажа Эдуарда Павловича и Наполеона Орды.
Музейный комплекс представляет собой типичный шляхетский двор ХVІІІ-ХIX веков: одноэтажный хозяйский дом з крыльцом и другие деревянные постройки под камышовыми крышами, амбар, гумно, баня… Экспозиция основана на событиях из истории фольварка Заосье и знаменитой поэме Адама Мицкевича "Пан Тадеуш", который рисует образы жителей старой усадьбы. Дом наполнен оригинальными вещами и предметами эпохи.
Каждый год в музее-усадьбе проводится литературно-музыкальный фестиваль "Осень в Заосье", посвященный таланту и творчеству Адама Мицкевича, национальной истории и культуре.
Где: д. Заосье, Барановичский район, Брестская область
Мемориальный музей-усадьба, расположенный в окрестностях города Коссово рядом со знаменитой архитектурной жемчужиной края дворцом Пусловских, посвящен уроженцу белорусской земли – военачальнику и предводителю восстания Тадеушу Костюшко, который вписал свое имя в историю нескольких стран.
Дом в урочище Меречевщина, где Тадеуш Костюшко появился на свет, в первоначальном виде не уцелел, и на протяжении истории пережил несколько реноваций. Впервые заброшенную усадьбу Костюшек в 1857 году распорядились отреставрировать именно хозяева Коссовского дворца Пусловские. В ХХ веке во время Великой Отечественной войны усадебный дом был уничтожен: на его месте остались лишь фрагменты фундамента и памятный знак.
В 1999 году началось восстановление усадьбы, основанное на сохранившихся изображениях и описаниях владений Костюшек. Археологические исследования также открыли множество аутентичных артефактов – от железных изделий и монет до керамической посуды. Особое внимание привлекают фрагменты бутовой кладки и изразцовая плитка с уникальными декоративными узорами, которые были использованы для восстановления.
В 2004 году музей-усадьба открыла двери для посетителей. Экспозиция разделена на две части: историческую, воссозданную в антураже XVIII века с личными вещами и документами семьи Костюшко, и мемориальную, посвященную событиям жизни военачальника.
Где: г. Коссово, Ивацевичский район, Брестская область
Бывшая усадьба Хрептовичей – одного из самых влиятельных магнатских родов XVIII-XIX вв. – расположена в Щорсах (сегодня Новогрудский район). В конце XVIII столетия граф Иоахим Игнатий Литавор Хрептович – крупный государственный деятель, последний канцлер ВКЛ, ученый и землевладелец-реформатор – начал здесь строительство великолепного дворцово-паркового ансамбля в стиле классицизма. Над проектом работали знаменитые архитекторы Джузеппе де Сакко, Карл Спампани и Якуб Габриэль, а также лучшие европейские мастера – итальянцы и французы.
Интересно, что граф Хрептович и его наследники были одними из самых передовых землевладельцев своего времени. В их имениях Щорсы и Вишнево крепостные крестьяне становились арендаторами: освобождались от барщинного труда и других податей и получали возможность платить достаточно умеренную арендную плату – чинш. Более того, во всех владениях Хрептовичей развернулось активное самоуправление, а в Щорсах открылось ланкастерское училище для сельских детей, где обучали самым современным технологиям ведения хозяйства.
Далеко за пределами губернии имение в Щорсах славилось как образцовое. В километре от дворца был построен хозяйственный двор в примечательном замковом стиле из красного кирпича – фольварк Мурованка. Здесь был создан настоящий комплекс: работали один из крупнейших в крае винокуренных заводов, маслобойня, производство сыров по швейцарским рецептам, коптильня, мастерские. Также в хозяйстве разводили рогатый скот голландской породы, имелся питомник яблонь и груш…
Благодаря владельцам усадьба Щорсы превратилась в центр европейской культуры. Граф Иоахим Хрептович основал уникальную библиотеку, которой позже пользовались выдающиеся деятели своего времени: известные ученые, философы, поэты, в том числе Ян Чечот, Адам Мицкевич, Владислав Сырокомля… Книжное собрание Хрептовичей включало не менее 10 тыс. томов (по некоторым данным – около 20 тыс.), архивные документы и рукописи, географические карты. Также в своей резиденции магнаты собрали богатейшую коллекцию картин и других произведений искусства.
…В годы Первой мировой войны дворцово-парковый комплекс и сами Щорсы сильно пострадали. В имении хозяйничала германская армия. Главная часть дворца и оба флигеля сгорели, был разрушен обстрелами прекрасный каменный храм. Усадьба пришла в упадок на долгие годы.
До наших дней сохранились фрагменты дворца и библиотеки графа Хрептовича, дом управляющего имением, великолепная церковь во имя великомученика Дмитрия Солунского, хозяйственный двор в замковом стиле. Дом библиотекаря превратился в арт-усадьбу, гости которой могут не только отдохнуть, но и почувствовать атмосферу старины, увидеть оригинальные экспонаты из прошлого края.
Где: аг. Щорсы, Новогрудский район, Гродненская область
В изумительно живописном месте недалеко от города Ляховичи на Брестчине сохранилась усадьба, которая в начале ХХ века была настоящей творческой Меккой. Здесь гостили известные литераторы, музыканты и художники, в том числе известная писательница Элиза Ожешко и будущий нобелевский лауреат по литературе Владислав Реймонт…
В 1870 году это фамильное владение кардинально перестроил Ян Оттон Бохвиц – представитель весьма интересной аристократической семьи. Его отец, Флориан Бохвиц, известный философ и писатель, был автором ряда сочинений о форме и сущности человеческого мышления, моральных и педагогических проблемах. Мать, Павлина Маевская, приходилась сестрой матери Адама Мицкевича Барбаре. И сам Ян Оттон стал личностью незаурядной. Офицер гусарского полка, прошедший Крымскую кампанию, ярый противник крепостного права, он был осужден за участие в восстании 1863-1864 годов и даже приговорен к смертной казни. Год провел в заключении в Динабургской крепости, но все же был помилован. А вернувшись в родные места, посвятил себя семье, восстановлению родовых поместий, общественной деятельности и сельскому хозяйству. Парки и особенно фруктовые сады Бохвица считались одними из лучших в Беларуси. Его перу принадлежат работы "Как закладывать и ухаживать за садами", "Некоторые огороднические наблюдения".
Ян Бохвиц возродил усадьбу, дав ей новое название в честь отца – Флорианово (позже оно трансформировалось во Флерьяново, так же стала называться и вся деревня). Под руководством хозяина был построен внушительный деревянный особняк, к которому чуть позже присоединили кирпичные крылья.
Впрочем, наибольшую известность усадьба приобрела в начале XX века, став поистине богемным местом. В 1908-1909 гг. на отдых сюда приехала Элиза Ожешко, которую пригласил тогдашний хозяин Тадеуш Бохвиц – сын Яна Оттона и "сердечный друг" писательницы. Кстати, их переписка впоследствии была издана отдельным 300‑страничным томом.
Чуть раньше, в 1905 году, усадебный дом Бохвицей украсила самая эффектная архитектурная часть – краснокирпичный неоготический фасад, башни которого вызывали ассоциации с замками и рыцарями. Он до сих пор удивляет путешественников!
…Появление Ожешко во Флерьяново стало толчком к бурной культурной жизни. В усадьбу на летние каникулы начали съезжаться писатели, художники, представители интеллигенции из Вильни и Петербурга. Здесь проходили творческие вечера, душевные чаепития на веранде. Интересно, что на территории усадьбы до сих пор растет дуб, посаженный Элизой Ожешко более ста лет назад.
В годы Великой Отечественной войны в здании располагался немецкий штаб. После – пансионат, затем дом Бохвицей был общежитием, колхозной конторой, пустующим зданием, которое могло исчезнуть вовсе.
Превратиться в руины усадьбе не позволила неравнодушная семья, которая много десятилетий жила напротив старинного особняка. Выйдя на пенсию, бывший председатель колхоза имени Ломоносова, кандидат сельскохозяйственных наук и Герой Социалистического Труда Генрих Михайлович Третьяк и его супруга Лариса Павловна, учитель химии и биологии, "Отличник народного образования БССР", в 2012 году выкупили достопримечательность. На восстановление и поддержание усадьбы тратили семейный бюджет, собирали бесценную информацию о ее истории и организовали музейное пространство, проводили увлекательные экскурсии и устраивали культурные мероприятия. Благодаря их вкладу старинная усадьба живет! Правда, после смерти мужа дело продолжает уже только Лариса Третьяк вместе c сыновьями, внуками и готовыми помогать энтузиастами.
Где: д. Флерьяново, Ляховичский район, Брестская область
Бывшая усадьба Гурских, расположенная всего в трех километрах от берега знаменитого Августовского канала, хранит историю XIX – начала XX века. В ту эпоху знатный род обладал значительным состоянием, а его представители славились меценатством и предприимчивостью. Образцовое хозяйство Гурских даже превосходило по ведению дел соседнее с ним имение Воловичей в Святске. К примеру, Петр Гурский основал в деревне Радзивилки крахмальный завод и еще несколько довольно крупных производств, которые укрепили экономические позиции здешних земель и даже работали до начала XXI века.
Любопытно, что в XVII веке обширная территория недалеко от Гродно принадлежала камальдульскому монастырю. В 1820 году Радзивилки были переданы от монахов роду Гурских, которые основали свое имение "Святск Гурских" ("Малый Святск"). До наших дней от владений сохранились впечатляющий усадебный дом и хозяйственные постройки. Особый интерес вызывает каскад из пяти прудов, утопающих в зелени естественной лощины перед усадьбой. На противоположном берегу раскинулся живописный парк, где сохранилась редкая буково-грабовая аллея.
…Прогрессивный владелец Петр Гурский по собственному проекту построил ледник для молока, где вместо льда охлаждение обеспечивали подземные ключи, при нем же в прудах разводили рыбу, а на каждой террасе у водоемов был разбит виноградник. В конце XIX века хозяйка усадьбы Мария-Хелена Гурская устроила в имении небольшой, но очень уютный курорт. Для отдыхающих было отведено 12 комнат с водопроводом, ванной, канализацией, были установлены теннисные корты и открыта бильярдная комната, благоустроен выход к Августовскому каналу. В выходные дни гости посещали театр, который приезжал из Гродно…
После Второй мировой войны усадьба в Радзивилках обрела новую жизнь как пансионат и санаторий для ветеранов, а в 1960-х здесь возвели двухэтажный жилой корпус.
В наше время старинное имение вновь переживает возрождение благодаря усилиям бизнесмена из Гродно Виктора Барташевича, который купил историческую жемчужину на аукционе и вместе с семьей превратил в атмосферный туристический комплекс.
Где: д. Радзивилки, Гродненский район
Великолепный архитектурный ансамбль и место, ставшее личным научным центром для экстраординарного ученого, профессора электрографии и магнетизма Якуба Наркевича-Иодко, возрождается в Узденском районе Минской области.
Когда-то земли, где обосновался старинный и весьма богатый род Наркевичей-Иодко, принадлежали Радзивиллам. В 1823 году предводитель дворянства Онуфрий Наркевич-Иодко выкупил эти владения. После восстания 1830–1831 годов он был приговорен к пожизненному "заключению" в своем имении, поэтому направил силы и энергию в обустройство прекрасной резиденции. Интересно, что главное здание наднеманского дворца было построено на основе… производственного сооружения – двухэтажного бровара, который раньше принадлежал магнатам Радзивиллам. И архитекторы сделали его совершенно необычным, придав черты замково‑крепостного стиля с ретроспективными элементами средневековой готики. До наших дней сохранились руины дворца с башнями, но и по ним можно было судить о былом великолепии. Сейчас ансамбль восстанавливается.
Между тем, род Наркевичей-Иодко славился не только красотой имения, но и выдающимися личностями, проявившими себя в разных сферах. А одного представителя фамилии можно считать по-настоящему уникальным человеком! Якуб (Яков) Оттонович Наркевич-Иодко – врач-естествоиспытатель, электротерапевт и основатель санатория с собственными запатентованными методами лечения и оздоровления, ученый-физик, изобретатель электрографии и беспроволочной передачи электрических сигналов, метода измерения влажности почвы, создатель метеорологической станции (первой в Беларуси!), одаренный пианист, благотворитель и гуманист. Его именовали "белорусским Ломоносовым", а французские журналисты назвали "электрическим человеком", поставив в один ряд с Теслой и Рентгеном. И если заглянуть в историю изобретения радио, где в разные годы независимо друг от друга ученые из разных уголков мира проводили эксперименты и делали открытия, то Якуб Наркевич-Иодко находится в числе пионеров: в своих изысканиях он был даже раньше Лоджа, Попова и Маркони. В конце XIX века его имя знала вся Европа – член-сотрудник Императорского института экспериментальной медицины в Петербурге, Физико-математического общества Галилея во Флоренции, Французского электротерапевтического общества при Парижской академии наук… В Италии и других странах Европы в это время невероятной популярностью пользовался метод электротерапии по системе Наркевича-Иодко.
В имении "Наднеман" Якуб Наркевич‑Иодко провел большую часть своей жизни – до 1905 года, когда был похоронен на фамильном кладбище усадьбы.
В 1920-е имение осталось без хозяев, позже было использовано как детский санаторий, но со временем пришло в запустение. В годы Великой Отечественной войны здания были взорваны.
Не однажды осуществлялись попытки вдохнуть в усадьбу новую жизнь, но дело не шло, пока за него не взялся тоже ученый – кандидат физико‑математических наук и увлеченный любитель истории Владимир Самуйлов, создавший местный фонд для возрождения "Наднемана". Сейчас в имении ведется восстановление, ведь практически все сооружения стояли в руинах. Въездная брама (ворота), здания каретницы и бровара уже завершены, и в помещении брамы будет размещена начальная экспозиция об истории усадьбы и личности великого белорусского ученого. Строители приступили ко второму этапу – восстановлению усадебного дома и оранжереи.
Согласно проекту, возрожденный "Наднеман" будет не только открыт для путешественников. На территории старинной усадьбы планируется создать международный научный центр, где талантливая молодежь сможет обмениваться опытом.
Где: д. Наднеман, Узденский район, Минская область