Заславль – город-история, ставший не только музеем под открытым небом, но и поистине редким местом Беларуси, где сохранилось сразу два древних городища. Более 1000 лет назад он возник на берегу реки Свислочь по велению князя Владимира Святославича – крестителя Руси. Сюда, в новую пограничную крепость, были сосланы супруга легендарного правителя полоцкая княжна Рогнеда и их юный сын Изяслав…
Город и получил название в честь княжича Изяслава, который позже стал одним из первых просветителей на территории Беларуси. Мальчиком он храбро отстаивал честь матери. …Князь Владимир отправил Рогнеду в Изяславль, поскольку после своего крещения мог жить лишь с одной супругой – дочерью византийского императора. Когда его будущая спутница царевна Анна находилась на пути в Киев, Рогнеда попыталась убить кинжалом Владимира – и из ревности, и, вероятно, обиды за прошлое, ведь князь взял ее в жены силой. Сын Изяслав, которому было около шести лет, хотел защитить мать от разгневанного отца – даже смог поднять меч. Но все же новая вера не позволила Владимиру казнить мятежную жену и сына, поэтому князь решил выслать их на родину Рогнеды в землю полоцкую…
Согласно археологическим данным, на территории современного Заславля существовали поселения еще в бронзовом веке. Впервые город упоминается в летописях в 1127-1128 годах в связи с походом великого князя киевского Мстислава Владимировича на полоцкую землю. Это был важный экономический и культурный центр, стоящий на пересечении торговых путей, что способствовало его развитию и процветанию.
Однако официальной датой основания Заславля считают 985 год. Писатель и историк Николай Карамзин, использовавший в работе над своей знаменитой "Историей государства Российского" летописи (позже их уничтожил пожар 1812 года), как раз и обосновывал дату событиями жизни Владимира и Рогнеды. В дальнейшем в разных источниках поселение упоминали как Изяславль, Ижеславль, Жеславль.
В XI веке в Изяславле сложились два удаленных друг от друга центра – военно-административный и торгово-ремесленный на берегу Свислочи. Это создавало трудности в управлении и обеспечении безопасности жителей. В 1159 году город подвергся разорению из-за внутренней борьбы между двумя линиями потомков Всеслава Чародея – детьми минского князя Глеба и полоцкого князя Бориса. На тот момент Заславль представлял собой хорошо укрепленное поселение и являлся центром удельного княжества. Однако после этих событий город почти два столетия не упоминался в летописях.
В XIV–XVII веках Заславль входил в состав Великого княжества Литовского, затем стал частью Речи Посполитой. В городе выросли новые храмы и укрепления, активно развивались ремесла и торговля. Заславль не однажды переходил во владения разных князей: от Кейстута к Евнуту Гедиминовичу, далее был захвачен Свидригайлом Ольгердовичем, позже находился под властью представителей таких знатных династий как Глебовичи и Сапеги.
Вместе с хозяевами менялись и господствующие конфессии. Помимо православных церквей в Заславле были построены кальвинистский сбор и доминиканский монастырь.
После второго раздела Речи Посполитой в 1793 году Заславль оказался в составе Российской империи. В этот период город потерял свое значение как административно-торговый центр и стал тихим местечком Минского уезда.
Трагедией для города, как и для всей страны, были годы Великой Отечественной войны. Осенью 1941-го немцы согнали всех еще живых евреев Заславля в гетто, где голодающим узникам запрещалось выходить за пределы ограды. Всех их вывезли и расстреляли в лесу у заранее вырытой ямы 29 октября 1941 года...
После освобождения Заславля советскими войсками 4 июля 1944 года началось восстановление города, и постепенно он стал развиваться как один из спутников Минска.
Сегодня Заславль – особо интересный для путешественников город недалеко от столицы, сохранивший редкие памятники и артефакты прошлого Беларуси, которые стоит увидеть.
Бесценные сокровища стали основой для создания в 1986 году музея-заповедника "Заславль". Это уникальная территория исторического центра древнего города с сохранившимися памятниками архитектуры и археологии X–XX вв. и музейными объектами.
Сегодня его фонды составляют около 18 тысяч единиц хранения. Каждый этаж музейно-выставочного комплекса отведен определенной тематике. На первом расположился "Зал гобеленов", где можно увидеть работы мастеров декоративно-прикладного искусства Беларуси. В центре – три полотна, представляющие целостную композицию о прошлом города: "Полоцкие колокола", "Рогнеда" и "Молитва". Второй этаж занимает единственная в Беларуси экспозиция народных музыкальных инструментов – "Музыка вечёрок". Здесь можно не только увидеть старинные скрипки, басетли, цимбалы, колесные лиры, но и услышать их звучание, которое зафиксировали сотрудники музея во время этнографических экспедиций. Отдельный зал отведен временным экспозициям.
Объекты музея-заповедника находятся в ключевых исторических местах города. Под его охраной – городища "Замэчак" и "Вал", курганные могильники X-XI веков, Кафедральный собор Преображения Господня – бывший кальвинистский сбор, костел Рождества Пресвятой Девы Марии. Для посещения открыты этнографический комплекс "Млын", экспозиционный объект "Кузня", музей "Торговая лавка", Музей белорусской маляванки, Детский музей мифологии и леса, музей "ДОТ".
Доступ к памятникам археологии является свободным – при условии уважительного и бережного отношения. Для посещения некоторых достопримечательностей с экскурсией рекомендуется заранее связаться с музеем.
Где: ул. Рыночная, 4
Древнейший исторический памятник Заславля расположен в юго-западной части современного города. "Замэчак" (бел.) означает "небольшой за́мок, за́мочек". Это сооружение возвели предположительно в X-XI вв. Высота земляного кольцевого вала достигает 3 м при ширине 13 м в основании. Его внешние склоны были укреплены наклоненным частоколом, а верх защищала срубная деревянная оборонительная стена. Вокруг раскинулся сухой ров шириной 11 м и глубиной 3,5 м. В настоящее время от былого поселения сохранился лишь кольцевой земляной вал.
В качестве крепости "Замэчак" функционировал до конца XI века. Потом укрепленный центр Изяславля переместился на другой берег Свислочи, и воины покинули это городище.
Некоторые историки считают, что именно здесь жила Рогнеда со своим сыном Изяславом после изгнания из Киева. По преданию, на этом месте находился монастырь, где уже под именем Анастасии вела свою просветительскую деятельность опальная княгиня. Есть также версия, что здесь она и похоронена, но археологические исследования не подтверждают этот факт. В центре площадки установлен памятный крест, посвященный 1000-летию Полоцкой епархии.
Где: ул. Минская
После того, как в XI веке люди оставили "Замэчак", центр Изяславля переместился в другое укрепление, известное сегодня как городище "Вал".
В конце XVI века по приказу владельца города Яна Глебовича здесь произошли самые масштабные переустройства и был возведен бастионный Заславский замок. Его окружили насыпные валы высотой около 9 метров (от дна рва – 15 метров), укрепленные камнями и глиной. По углам возвышались 4 земляных бастиона, выложенных камнем и кирпичом. Еще 2 полукруглых бастиона защищали подходы к двухэтажным каменным воротам (браме). Интересно, что толщина их фасадной стены составляла 2,4 метра. К воротам через ров перекинулся деревянный мост. Имелся также подземный ход, выложенный кирпичом и ведущий за пределы крепости. Разумеется, был построен и парадный дворец – резиденция владельца Заславля.
На территории Великого княжества Литовского Заславский замок стал первым оборонительным сооружением бастионного типа, способным противостоять артиллерии. Чуть позже по времени началось строительство замка Николая Христофора Радзивилла Сиротки в Несвиже, который сегодня является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Старому Заславскому замку уцелеть в первоначальном виде не удалось: сегодня здесь можно увидеть валы и рвы, руины некогда мощных въездных ворот. Из всех каменных сооружений до наших дней сохранился лишь храм, который обязательно увидит каждый гость города. Это не только жемчужина Заславля, но и наиболее выразительный из памятников оборонно-культовой архитектуры Ренессанса, сохранившихся в Беларуси.
Изначально он был возведен (1570-е гг.) как кальвинстский сбор, где проповедовал также и известный деятель белорусской реформации, просветитель и гуманист Симон Будный. Позже храм был передан католикам и действовал как костел Св. Архангела Михаила (1628 г.). В 1839 году здание перешло в управление Минской церковной епархии и освящено как Спасо-Преображенская церковь.
Приход действовал до середины 30-х годов ХХ века. После закрытия и до Великой Отечественной войны в здании храма располагался мучной склад. В 1968–1977 годах его отреставрировали, открыв филиал Государственного музея БССР – Музей ремесел и народных промыслов Беларуси.
В декабре 1990 г. старинный заславский храм вернулся православной церкви. В 2014 году он стал вторым кафедральным собором Минской епархии, первый – Свято-Духов кафедральный собор в столице.
Где: ул. Замковая, 6
Построенный во второй половине XVIII века в стиле позднего барокко, костел Рождества Пресвятой Девы Марии возвышается над Заславлем изящным силуэтом.
Он был возведен на средства Антония Пшездецкого, владельца Заславского графства, на месте костела, основанного еще в 1625 году. В 1779-м началось строительство, и вместо обветшалого деревянного храма возникла эта барочная святыня. Изящество линий здание получило благодаря известному итальянскому архитектору Карло Спампапи. Лепнина и скульптурные образы были плодом таланта Кароля Ельского. Живописные картины, украшающие интерьер, написаны Антонием Смуглевичем.
В 1868 году костел был освящен в честь Рождества Пресвятой Девы Марии.
Трагические события XX века отразились и на судьбе храма: в 1944-м он значительно пострадал от рук нацистов. В 2000-х годах началась реставрация, и сегодня святыня вновь открыта для верующих, восстановленная в своей былой красоте.
Где: ул. Рыночная, 1
В этнографический комплекс под открытым небом превратилась старинная местная усадьба. Аутентичные деревянные постройки, которые были музеефицированы, датируются концом XIX – началом XX века. Это трехэтажная мельница, дом завозников, свіран и кузница, рассказывающие о буднях жителей Заславля более столетия назад.
Здесь в начале 1900-х жил предприимчивый хозяин-мельник Ясон Мехедко-Савицкий – владелец паровой мельницы, которые в Беларуси того времени встречались еще редко. Кстати, мельницу в любой момент можно запустить в работу, которую она исправно выполняла долгое время, помогая жителям Заславля и ближайших поселений.
Дом завозников служил пристанищем для людей, которые привозили зерно на помол. "Свіранам" на белорусских землях называли амбар, где хранили зерно и другие продукты, одежду и бытовые вещи. Интересно, что эту колоритную постройку 1890 года с резным балконом-галереей привезли в Заславль из деревни Михничи Поставского района Витебщины.
А из деревни Камень Воложинского района Минщины была перевезена типичная для Центрального региона Беларуси мастерская-кузница: к сожалению, аутентичных местных не сохранилось. Но при мельнице в старину существовала кузница, чтобы приезжие могли подковать коня или отремонтировать телегу. Сейчас здесь можно увидеть настоящие оборудование и инструменты, которыми пользовались кузнецы в начале XX века.
Где: пер. Советский, 8
Маляванки – это расписные ковры, которые вешали на стенах крестьянских домов, украшая скромный интерьер. Этот вид народного творчества оставил заметный след в истории и культуре Беларуси, поэтому было решено его должным образом сохранить и дать возможность увидеть всем желающим.
В 2023 году распахнул двери первый Музей белорусской маляванки, посвященный колоритному виду творчества. По сути, это и единственный в стране музей наивного, или инситного искусства. Сокровище галереи – внушительная коллекция расписных ковров, насчитывающая более 250 экспонатов, собранных с конца 1980-х годов.
Особое место в коллекции занимают работы двух удивительных авторов в истории белорусской культуры, творивших в первой половине ХХ века. Язеп Дроздович был не только выдающимся художником и скульптором, но и писателем, поэтом, учителем, этнографом, фольклористом, философом, хиромантом, археологом, театральным деятелем, астрономом-любителем и основателем белорусской теоретической астрономии. Его даже называют "белорусским Леонардо да Винчи" за многогранность таланта и широту взглядов. Алёна Киш – самобытная художница-путешественница, чье имя внесено во Всемирную энциклопедию наивного искусства, собравшую сведения о 800 наиболее известных художниках-примитивистах мира.
В музее также представлены работы современных белорусских художников, которые находят вдохновение в традициях народной росписи, переосмысливая ее в своем творчестве.
Музей маляванки разместился в здании бывшего флигеля дворца Пшездецких – владельцев Заславля в XVIII-XIX веках. Когда-то здесь располагались дворцовая библиотека, картинная галерея и сцена для театральных выступлений. Это придает музею особый шарм, делая его только хранилищем традиционного искусства, но и историческим памятником, отражающим богатое культурное наследие Заславля.
Где: ул. Дачная, 13
В здании Заславского лесничества расположился уникальный музей, где расскажут о мистических представлениях белорусов. Чудесный уголок был создан, чтобы показать, как видели мир природы наши предки.
На экскурсии посетители очутятся в самом сердце сказочного леса, где их встретят герои легенд и мифов Беларуси – Лесовик, Болотник, Ужиный Царь… Гости могут почувствовать на себе грозный взгляд человека-оборотня Волколака или услышать смех русалки. Впрочем, пугаться не стоит, ведь сотрудники музея обязательно расскажут, как в древности народ договаривался с обитателями лесов о мирном сосуществовании.
После осмотра экспозиции экскурсия продолжается по извилистым экологическим тропам среди сосен. Здесь туристы встретят не только резные скульптуры мифических созданий, но и реальных обитателей белорусских лесов.
Приобрести билеты можно в музейно-выставочном комплексе по адресу: ул. Рыночная, 4.
Судьбоносные события в жизни княжны Рогнеды и ее сына Изяслава стали переломными и для развития духовной, письменной культуры белорусских земель.
Согласно Лаврентьевской и Радзивилловской летописям, когда Владимир посватался к дочери полоцкого князя Рогволода, княжна отказала ему, унизив напоминанием о матери-рабыне. В ответ он решил захватить Полоцк силой: взял Рогнеду в жены, убив ее родителей и братьев, а город сжег. Оскорбленная княжна в 987 г. попыталась расправиться со спящим супругом, однако ему удалось предотвратить нападение. Рогнеду хотели казнить, но малолетний Изяслав заступился за мать. Поступок сына смутил Владимира. Посоветовавшись с боярами, князь отдал жене и ребенку часть полоцких земель, где и построил для них город. Согласно другим сведениям, Владимир разлучил мать с сыном: приказал отвезти дитя в Полоцк, и больше Рогнеда его не видела…
Покушение Рогнеды на Владимира, слева — Изяслав. Миниатюра Радзивилловской летописи, конец XV века
Изяслав в дальнейшем не только восстановил Полоцк, но и перенес его на более высокий и защищенный участок в устье реки Полоты. Неспроста также его называли "книжником": во время правления князя в 991-992 гг. была основана Полоцкая епархия, благодаря чему распространилось христианство. Он же стал первым из восточнославянских правителей, кто ввел в своем княжестве письменность и учение грамоте. При Изяславе в Полоцке появилась первая школа, наставниками в которой были монахи, а учебниками – церковные книги.
Предполагают, что князь наравне с послушниками переписывал книги. Интересно, что в 1950-х годах в Новгороде была найдена печать Изяслава, надпись на которой является одним из древнейших памятников письменности в Восточной Европе.
Согласно Тверской летописи, в 1000 году Рогнеда постриглась перед смертью в монахини под именем Анастасия. Бывшая княгиня также занялась распространением христианства и письменности. Она основала женский монастырь, став в нем наставницей.
Трагическая судьба женщины вдохновила композитора Александра Серова на создание одноименной оперы, написанной в 1863–1865 гг. Гордой княжне Янка Купала посвятил поэму "Гарыслава" (одно из имен Рогнеды, которое дал ей Владимир после сожжения Полоцка).
В 1993 г. в Заславле на ул. Советской установили бронзовую скульптуру матери и сына: преклонив колени, Рогнеда снимает с себя корону, за ее спиной – маленький Изяслав, с решительным взором закрывающий мать.
Еще один памятник, посвященный уже не мальчику, а мужественному князю-просветителю, позже появился на Центральной площади Заславля. Бронзовый Изяслав на гранитном пьедестале символично изображен держащим книгу. Одеяние дополняют нормандский пояс, меч, браслет и фамильный перстень.
Рассказывают, что после смерти Рогнеды-Анастасии в окрестностях Заславля чудесным образом появилось несколько родников, которые по сей день бьют из-под земли. Также считается, что в честь Рогнеды названы две заславские реки – Княгинька и Черница: один топоним посвящен знатности женщины, второй – монашеству.
Бытует предание, что Изяслав, прощаясь с умершей матерью, спрашивал старого слугу о последних днях и словах Рогнеды. Тот поведал, как после вечерней молитвы княгиня приходила к только пробивающимся из-под земли криничкам, плакала и что-то шептала над водой. С течением времени ручейки становились все более полноводными. Изяслав набрал воды и поднес к губам, ощутив ее соленый вкус: будто не просто родники были перед ним, а прозрачные слезы Рогнеды, которые пробились через родную землю…
Легенда о слезах Рогнеды передается местными из уст в уста. Некоторые утверждают, что вода из родника помогает не только исцелять физические недуги, но и преодолевать душевные страдания. Любопытно, что до революции город был лечебным курортом, куда приезжали знатные гости поправить здоровье, в том числе и с помощью чудотворной воды.
Где: ул. Рабочая, 54
Первый на постсоветском пространстве музей фортификации Великой Отечественной войны был открыт в 2004 году в Заславле – на огневой точке №115 Минского укрепленного района. Более того, Заславль является единственным городом Беларуси, в черте которого находится 3 артиллерийских и более 10 пулеметных огневых точек длительного действия. В июне 1941-го они помогали сдерживать врага, некоторые имеют боевые повреждения.
Ставший музеем дот был построен в 1932 году и включен в систему укреплений, которую сначала на западе, а в послевоенное время и в СССР начали неофициально называть "Линией Сталина". Огневая точка была вооружена тремя пулеметами "Максим" на специальных машинах и одним ручным пулеметом Дегтярева, обеспечена телефонной связью по подземным и наземным кабелям и радиостанцией, оснащена перископом для кругового наблюдения, имела фильтровентиляционную систему для защиты от отравляющих веществ. И конечно, здесь были запасы воды и продуктов, необходимое снаряжение. Гарнизон дота состоял из 12 военнослужащих.
Для посетителей музея воссоздана боевая обстановка: можно увидеть пулеметы "Максим", перископ, вентсистему и систему связи. Добавляют реалистичности и манекены солдат, несущих вахту.
Заславский музей "ДОТ" стал отправным пунктом для создания более масштабного объекта-памятника Минского укрепрайона – историко-культурного комплекса "Линия Сталина".
Где: ул. Набережная, 43
Координаты: 53.996841, 27.291741
В честь 60-летия Победы в Великой Отечественной войне 30 июня 2005 года у поселка Лошаны в 10 км от Заславля открыли уникальный интерактивный музей военной истории, созданный на участке Минского укрепрайона.
В 1941 году "Линия Сталина" сыграла ключевую роль в срыве операции "Барбаросса", значительно замедлив натиск гитлеровцев. На Минском укрепрайоне она задержала немецкие войска на 4 дня, на Полоцком – на 20 дней, на Киевском – на 60 дней, на Новгород-Волынском – на 9 дней. В общей сложности, немецкая армия на одной только "Линии Сталина" была приостановлена на 107 дней.
На территории, тщательно воссозданной по чертежам 1930-х годов, можно увидеть исторические доты, внушительные артиллерийские полукапониры и стратегически важные командно-наблюдательные пункты. Здесь же протянулись окопы всех видов, траншеи и противотанковые рвы, погружающие посетителей в атмосферу военной эпохи.
На смотровых площадках собрана настоящая техника Великой Отечественной войны, отреставрированная мастерами комплекса: танки, самоходки, зенитки, пушки, бронетранспортеры…
Со всей Беларуси и из разных уголков мира приезжают на "Линию Сталина": особенно много посетителей – до 10 тысяч! – в День Победы и День Независимости, другие праздники, посвященные памятным датам и Вооруженным Силам. Ежегодно здесь проходит более 10 масштабных военно-исторических реконструкций, посвященных не только периоду Великой Отечественной войны, но и Первой мировой, Афганской.
Где: Минский район, аг. Лошаны, в 6 км от Заславля, в 30 км от центра Минска
Координаты: 54.058827, 27.294852
Искусственное озеро, созданное в 1956 году на реке Свислочь, раскинулось между Минском и городом-спутником Заславлем. Отсюда и названия: официальное – Заславское водохранилище, народно-романтичное – Минское море. Оно стало не только важным резервуаром для борьбы с паводками и регулирования стока реки в столице, но и одним из самых живописных и популярных водоемов Беларуси.
Его площадь составляет 31,1 км2, протяженность береговой линии превышает 50 км. Внушительные размеры позволяют местным жителям и многочисленным туристам наслаждаться всеми возможностями отдыха в акватории: здесь рыбачат, занимаются парусным спортом и виндсерфингом, плавают на лодках и катерах, проводят время на пляжах и в рекреационных зонах.
На побережье Минского моря расположены популярные санатории и дома отдыха, что делает его одним из главных курортов Беларуси.