В истории Турова, уютного города на юге Беларуси, замысловато сплетаются нити легенд и реальности. На протяжении нескольких столетий он являлся политическим, экономическим и культурным центром племени дреговичей – пожалуй, самого загадочного и малоизученного на славянских землях. Здесь в ящике из-под угля были найдены уникальные страницы одной из старейших рукописей Восточной Европы и самого древнего книжного памятника на территории Беларуси – Туровского Евангелия (1056-1057). Здесь же в затворе созерцал мир Божий и молился проповедник-просветитель Кирилл Туровский, которого по праву можно считать первым писателем на белорусских землях. Он создал почти 70 оригинальных произведений и внес бесценный вклад в духовное и культурное наследие страны. Когда-то второй по величине после полоцкой Софии храм тоже находился именно в Турове, но на зыбких полесских почвах не устоял перед силой природной катастрофы – землетрясения 1230 года. Впрочем, политически Туровское княжество было влиятельнее Полоцкого: в XI веке трое из шести киевских князей прежде занимали туровский престол, тогда как полоцкие властители не имели такого права. Говорят, между Туровом и Киевом даже существовал подземный ход, но подтверждений этому интригующему преданию нет.
Туров по сей день хранит и немало других тайн. Действительно ли князь Тур является основателем города? Отчего из-под земли "выросли" каменные кресты? И что за красавица покоится в каменном саркофаге на Замковой горе?..
Происхождение названия города объясняют разные версии. Самая распространенная утверждает, что Туров – от имени князя Тура, который правил здесь в IX веке. Другая версия восходит к турам – первобытным диким быкам, обитавшим в окрестностях. Согласно третьей, топоним Туров появился от слова "тура" в значении "крепость на высоком берегу", так как город как раз и вырос на холме у реки Припять.
Впервые Туров упомянут в "Повести временных лет" в 980 году и является одним из старейших городов Беларуси после Полоцка (862) и Витебска (974). Впрочем, даже эти даты еще не окончательны! Город был главным центром древнего племени дреговичей, а земли Туровского княжества являлись пограничьем славян и балтов.
Основан Туров на месте слияния рек Язда и Струмень – так в давние времена называли легендарную полесскую Припять, которая несла воды в Днепр, ведущий к Черному морю. Такое расположение города сделало его значимым торговым узлом на знаменитом пути "из варяг в греки". И в дальнейшем Туров процветал благодаря своим торговым связям.
В "Туровских народных преданиях", записанных в конце XIX века, рассказано о появлении города. Дескать, князь Тур двигался со своей дружиной вверх по реке, по пути сходя с кораблей на берег и занимаясь охотой. Однажды он увидел вещий сон – себя, стоящего на вершине холма. Князь воспринял видение как прямое указание места для основания города.
Князь Тур остается одной из наиболее "темных" и загадочных фигур ранней белорусской истории, а его личность до сих пор вызывает споры среди ученых. В "Повести временных лет" сказано: "Рогволод пришел из-за моря и имел власть свою в Полоцке, a Тур – в Турове, по нему и туровцы прозвалися". Однако мнения историков о значении этих строк разнятся.
Одни считают Тура действительно реальной персоной, ведь его имя приведено в "Повести временных лет" рядом с Рогволодом, чье существование подтверждено документальными источниками. Другие специалисты выдвинули предположение, что подразумевался не один князь, а несколько! Во времена Киевской Руси сравнение с туром (диким быком) часто применялось для характеристики не только одного человека, но и группы воинов. В отношении князей или предводителей с дружинами использовались выражения "Бой Тур", "Яр Тур" – в значении "рыкающие (ревущие) туры".
Известные белорусские историки и археологи Петр Лысенко и Георгий Штыхов высказали версию, что Тур – это варяжский воин высокого ранга из личной дружины киевского князя – либо Святослава Игоревича, либо Ярослава Святославича, либо Владимира Святославича.
Несмотря на разнообразие версий, общепринятой все же считается основанная на "Повести временных лет". В доказательство также приводят еще одно упоминание имени князя в Устюжском летописном своде, где Тур назван братом Рогволода. Впрочем, о дальнейшей жизни основателя Турова почти ничего не известно.
Важная страница в истории города связана с прибытием великого киевского князя Владимира Святославича, который поручил своему сыну Святополку управлять землями. В 1005 году Святополк основал здесь первый храм по латинскому обряду, а в XI веке город стал центром христианства. Предположительно в 1105 г. в Турове была создана епископская кафедра, что символизировало духовное богатство и важность города. Согласно летописи, на начало XII века в Турове насчитывалось 2 монастыря и около 40 церквей, а по некоторым преданиям их было около 80! Есть мнение, что первый русский монастырь был основан именно в Туровском княжестве.
Культурный уровень Турова подтверждался широким распространением письменности, возникновением учебных центров и местного летописания, а также формированием локальных литературных обычаев. В 1865 году в Спасо-Преображенской церкви была найдена удивительная реликвия – фрагменты Евангелия XI века. Эта рукопись – самая древняя книга, созданная на территории современной Беларуси. Интересно, что из Туровского Евангелия до нас дошли всего 10 листов, что придает артефакту еще большую ценность. В сохранившемся фрагменте насчитывается 11 украшенных инициалов. Это заглавные буквы, расписанные в три ярких цвета: синий, зеленый и красный. Древние мастера уделяли особое внимание не только тексту, но и визуальному оформлению священного сочинения. Евангелие перевезли в библиотеку Академии наук Литвы, где рукопись хранится по сей день.
Многие историки предполагают, что феномен литературного расцвета Турова связан с женой Святополка Изяславовича – гречанкой Варварой, которая привезла из дальних земель своих приближенных, обученных грамоте.
Особую роль в духовной жизни Турова сыграл епископ и теолог Кирилл Туровский. Его произведения пользовались огромной популярностью в Древней Руси и за ее пределами, а "Златоуст" и "Торжественник" вошли в состав лучших произведений православной церкви.
Помимо культурного расцвета, Туров переживал и активные военно-политические изменения. Святополк, который правил княжеством, организовал заговор против своего отца Владимира Красно Солнышко, а после его смерти стремился захватить власть в Киеве, но потерпел поражение от Ярослава Мудрого и бежал. Затем Туров находился под управлением посадника из Киева, образовалось Турово-Пинское княжество, центром которого стал Пинск. Примерно к середине XII века в Турове установилась самостоятельная княжеская династия. Но уже в 1158 году оба города осадили киевские князья с претензией на управление землями. Осада длилась 10 недель, и до сих пор она считается одной из самых долгих осад в Древней Руси.
Важным событием стала битва на реке Калке 1223 года, в которой туровские князья бок о бок со смоленскими сражались против монгольского ига. В дальнейшем монголо-татарское войско снова атаковало Туров, из-за чего во второй половине XIII века город начал утрачивать свое значение и превращаться в небольшое местечко.
В период с 1320 по 1330 годы Турово-Пинские земли вошли в состав Великого княжества Литовского. Позже стали частной собственностью военачальника и государственного деятеля Михаила Глинского, который вложил немало сил в их экономическое развитие.
После II раздела Речи Посполитой в 1793 году Туров оказался в Минской губернии Российской империи и стал типичным провинциальным городом XIX века.
В годы Великой Отечественной войны с 14 июля 1941 года по 5 июля 1944 года город, как и вся страна, переживал ужасы нацистской оккупации. Сопротивление подпольного отряда под руководством Н.И. Голикова совместно с наступлением Красной армии освободили Туров от нацистов.
Современный Туров является одной из самых ценных жемчужин полесских земель. Памятники истории города тщательно охраняются, изучаются и реставрируются. Туров является частью "Золотого кольца Гомельщины". Каждый год сюда приезжают тысячи туристов и огромное количество паломников.
Гордость Турова – музей, который является одним из старейших в Гомельской области. Он появился в 1927 году на базе школьного кружка истории и природы. Основателем и первым директором стал учитель географии Максим Бруй, а его активным единомышленником и собирателем коллекции – библиотекарь Народного дома Парфен Щекотович.
Собранная до Великой Отечественной войны коллекция объединила 2 тысячи предметов археологии, этнографии и быта, рукописных и печатных изданий. Сегодня в фондах музея – более 20 тысяч артефактов. Ценные собрания представлены в залах "Археологическое прошлое Турова", "Ремесла и промыслы Туровщины", "Крестьянская изба", "Природа района", "Великая Отечественная война на территории района", "В стиле ретро" (эпоха СССР).
Особый интерес представляет отдельная музейная экспозиция "Древний Туров", которая расположена в самом знаковом историческом месте города-столицы княжества – на древней Замковой горе.
Где: ул. Кирова, 21
Туров – единственный древний город на территории Беларуси, сохранивший свои топографические отличия. Только здесь свободными от застройки последующих столетий остались детинец (центральная часть) и окольный город (укрепленный), возникшие более тысячи лет назад. И сегодня в северо-западной части Турова на речном мысе, где находится городище (Замковая гора), являвшееся местом расположения храмов и княжеских резиденций, можно ближе познакомиться с историей города и всей Туровщины, увидеть артефакты XI-XII веков.
В 2005 г. было решено создать при Туровском краеведческом музее новую экспозицию. Ее главной ценностью стали вскрытые в ходе археологических раскопок руины древнего епископального храма XII века. Пока археологи вели работы, в это же время над раскопом и фрагментами памятника монтажники возводили павильон-купол из металла, бетона и стекла. Так в Турове появился второй в стране археологический музей-павильон – первый создан над постройками древнего Берестья в Бресте.
Фундамент храма, который сейчас открыт для посетителей, был случайно обнаружен школьниками в 1961 году. Руины окутаны тайной: в письменных источниках нет упоминаний о строительстве, названии, зодчих или точной дате возведения. Сохранились лишь основание и фрагменты стен, а апсида возвышается до двух метров. По своей архитектуре и величию туровский храм был близок соборам древних Киева и Владимира. Археологи установили, что причиной его разрушения стало землетрясение 1230 года. Считается, что под фундаментом храма, у южной стены, когда‑то было языческое капище. Но сейчас осталось только графическое изображение.
Каменные фрагменты городища защищены шатром музея и доступны для осмотра всем желающим. Экспозиция "Древний Туров" удивит посетителей коллекциями находок предметов быта, этнографических сокровищ и рукописей.
При раскопках храма были обнаружены захоронения в шиферных саркофагах из благородного темно-розового камня. В Средние века подобные захоронения использовались для погребения представителей знати, и в Беларуси такие находки известны лишь в Турове. В одном из саркофагов – останки молодой женщины 24–27 лет: ученые подтвердили ее принадлежность к племени дреговичей, а реконструкция облика выставляется в музее. И все же до сих пор неясно, кем была эта красавица и почему похоронена с такими почестями...
Со вторым саркофагом связана леденящая душу история. В ходе раскопок внутри нашли останки в ткани, расшитой золотой нитью. Однако в тот же день содержимое саркофага исчезло и испуганные рабочие вновь закопали его. Ночью местному священнику явился во сне Кирилл Туровский и наказал, чтобы его покой более не тревожили, потому что он охраняет город. Насколько правдива история, сказать трудно, а саркофаг ныне находится на сохранении в Институте истории Национальной академии наук Беларуси.
Раз в год желающие могут спуститься вниз к вековым стенам. По традиции 11 мая в городе проводят праздничные мероприятия, посвященные святителю Кириллу Туровскому, а на руинах древнего храма организуют божественную литургию.
Также на почетном месте экспозиции – останки легендарного животного тура, который, по одной из версий, дал название городу. Рог с фрагментом лобной кости нашел местный житель. Считается, что последний дикий тур (Bos primigenius) исчез с лица земли в 1627 году в Польше, хотя, по некоторым данным, встречался в Болгарии позже. В ХХ веке ученые попытались возродить утраченную популяцию: в результате появилась туроподобная корова, внешне похожая на древнего гиганта.
Благодаря проекту ПРООН и Глобального экологического фонда "Устойчивое управление лесными и водно-болотными экосистемами для достижения многоцелевых преимуществ" стадо туроподобных коров Хека в 2019 году привезли и в окрестности Турова. Теперь на местных пойменных лугах можно увидеть хоть и не настоящих туров – впечатляющих по размерам и мощных, то очень похожих на них выносливых животных с внушительными рогами.
Где: ул. Ленинская, 1А, Замковая гора Турова
Епископ Туровский Кирилл, живший не позднее 1169 года, был выдающимся мыслителем и писателем, причислен к лику православных святых. Всю свою жизнь он провел в Турове: постригся в монастырь, а позже затворился в столп – уединенную башню, где занимался духовным самосовершенствованием и литературой. Молитвенные тексты и притчи принесли Кириллу настолько широкую известность, что сам князь уговаривал его стать епископом Туровской епархии. Кирилл согласился лишь после молитв князя и людей. Дата его посвящения в епископы точно неизвестна, но, вероятно, это произошло до 1169 года.
Свои богословские сочинения и проповеди Кирилл Туровский создавал на весьма изысканном церковнославянском языке, писал так образно и красиво, что завоевал славу как "Златоуст, паче всех воссиявший нам на Руси". Особый интерес представляет его "Притча о человеческой душе и теле", или "Притча о Слепце и Хромце". В конце XII века епископ написал "Слова" на Господские праздники: часть этих сочинений сохранилась до наших дней. За свои труды, чистую веру и духовное мужество Кирилл Туровский канонизирован в лике святого.
Памятник Кириллу Туровскому в его родном городе установлен на Замковой горе в 1993 году. В основе композиции монумента – крест необычной византийской формы, с которым соединена фигура святителя. Руки епископа-златоуста согнуты на груди: в левой он держит книгу с крестом на обложке, жест правой направлен на книгу.
Как и Евфросиния Полоцкая, Кирилл Туровский является одним из наиболее почитаемых белорусских святых. Его имя носит Минская духовная академия. Православные храмы в честь святителя Кирилла действуют в Минске, самом Турове и Светлогорске. Памятники епископу есть также в Полоцке, Минске, Гомеле.
Где: Замковая гора на берегу Припяти
Огромный интерес для паломников и туристов, которые приезжают в Туров со всего мира, представляют кресты на Борисоглебском кладбище города – по уверениям жителей, эти святыни… растут из‑под земли.
Существует легенда, будто на этом месте Ярослав Мудрый похоронил своих братьев Бориса и Глеба, убитых Святополком.
Согласно еще одной легенде, князь Тур перед основанием города приказал выкопать неподалеку колодец, в котором принял крещение. В нем было три дна – медное, серебряное и золотое: считалось, если прохудится последнее – грянет всемирный потоп. Чтобы избежать этого, колодец Тура закопали, и его местонахождение остается неизвестным. Якобы после этого Тур с сыном отправился к князю Владимиру. Но киевляне затребовали христианского юношу в жертву языческим богам. Тур вступился за сына: они отважно сражались и убили десятки язычников, но погибли. Тела князя и его сына отправили в Туров по Днепру и Припяти, а за ними из Киева против течения приплыли… 10 (или 12) каменных крестов. Их установили на почетном месте у реки, где реликвии простояли сотни лет. В 30-е годы XX века часть крестов была утоплена либо закопана по приказу советских властей, но народ побоялся глумиться над святынями и, опасаясь кары Божией, люди отнесли уцелевшие кресты в церковь.
С течением десятилетий канувшие в воды Припяти кресты чудесным образом дали о себе знать. В 1997 году на Борисоглебском кладбище появился крест и… начал расти! На Полесье заговорили о новой святыне Туровской земли. Когда проводили замеры креста, заметили: в 2004 году длина крыльев составляла 28 сантиметров, а в 2007‑м – уже 34. Сейчас рост приостановился, но неподалеку на поверхности появился еще один крест.
Каменные кресты также и чудотворны: считается, что реликвии обладают исцеляющей силой, и на ощупь остаются теплыми даже в зимние месяцы. В Туров на Борисоглебское кладбище прикоснуться к святыням приезжают люди, жаждущие исцеления и помощи.
То, что кресты могут "расти" из-под земли, кажется невозможным скептикам. Однако даже для них ученые могут предложить логичные объяснения, связанные с движением почвы из-за смены русла Припяти, протекающей неподалеку от кладбища, проседанием и высыханием болота.
Где: неподалеку от Замковой горы на побережье Припяти
После разрушения древнего храма на Замковой горе лишь в XX веке духовенство Турова предложило вновь возвести большой собор – в честь святых покровителей города. Однако Первая мировая война и революции отсрочили начинание на целое столетие.
В 2013 году Кафедральный собор святителей Кирилла и Лаврентия Туровских предстал перед прихожанами. Изнутри своды расписаны картинами жизни святых, на стенах – уникальные иконы с ликами святых угодников Кирилла и Лаврентия Туровских, артефакты XVII-XVIII веков.
В каплице, возведенной во дворе собора, также установлен один из знаменитых каменных крестов X века, приплывших против течения по Припяти и Днепру в дни распространения христианской веры. При советской власти от них пытались избавиться в реке, но в 1937‑м четыре креста снова всплыли на Припяти.
У стен храма расположен мемориал погибшим в Великой Отечественной войне "Скорбящая мать". На стене под скульптурой горюющей женщины перечислены имена героев Туровщины, которые сражались за Родину, приближая победу над фашистскими оккупантами.
Где: ул. Ленинская, 97А
Церковь в честь Всех Святых (Всехсвятская) была возведена в Турове в 1801 – 1810 гг. стараниями протоиерея Антония Лойко. И до 1930 года использовалась для совершения заупокойных служб. Практически нетронутым храм пережил несколько войн – Отечественную 1812 года, Первую мировую, Великую Отечественную…
В послевоенное время здание использовалось в качестве склада, но в 1980 году – к 1000-летию Турова – церковь вновь открылась для богослужений. Она является памятником народного деревянного зодчества: небольшая и скромная по убранству, окрашенная в заметный издалека голубой цвет, но хранящая немало знаменитых сакральных ценностей.
Особо почитаемые реликвии храма – иконы святителей Кирилла, Лаврентия с частицей его мощей и преподобного Мартина Туровского, образ Иоанна Кормянского с частицей мощей, изображения Божией Матери "Туровская", "Юровичская", "Неупиваемая чаша", мироточивый образ Николая Чудотворца.
Паломники едут в храм Всех Святых, чтобы прикоснуться к одному из двухметровых чудотворных каменных крестов X века. До 2013 года и второй сохранившийся крест стоял здесь, но был перенесен в каплицу нового Кафедрального собора святителей Кирилла и Лаврентия Туровских. Третий всплывший в 1939 году древний крест находится в храме Воздвижения Креста Господня в деревне Погост недалеко от Турова.
В 1998 году в 10 метрах от стен Всехсвятской церкви был установлен памятный знак в честь военного и государственного деятеля Великого княжества Литовского князя Константина Острожского, родившегося в Турове.
Где: ул. Ленинская, 99
Братская могила советских воинов в Турове – символ самоотверженности и героизма солдат, которые погибли в борьбе за освобождение города от немецко-фашистских захватчиков. Мемориальный комплекс напоминает о цене мира и свободы, за которую пришлось заплатить.
В июле 1941 года Туров был оккупирован, и с октября 1941-го по ноябрь 1942 года здесь действовала подпольная организация молодежи под названием "За Родину". Освобождали город добровольцы под руководством Н.И. Голикова вместе с солдатами 23-й стрелковой Киевско-Житомирской дивизии 61-й армии 1-го Белорусского фронта и матросами Днепровской флотилии. Бои велись вдоль Припяти, которая, по словам переживших те ужасные события, стала алой от пролитой крови...
5 июля 1944 года город был освобожден, а погибшие воины были похоронены в одной могиле. В 1957 году здесь был установлен памятник. Мемориал выполнен в виде мраморных плит с выгравированными фамилиями и инициалами погибших героев. Частью композиции стал барельеф с изображением солдат с правой стороны, а с левой – женщин, с благодарностью встречающих освободителей.
Где: ул. Ленинская
"Аэропортами для пернатых" часто называют территории Беларуси ученые-орнитологи и бердвотчеры. Ведь через нашу страну пролегают маршруты многих перелетных птиц, которые делают здесь остановки в пути – набираются сил, меняют оперение, обзаводятся потомством. Их привлекают болота, реки и луга, которые сохранились в естественном состоянии.
Настоящим птичьим Эльдорадо на Полесье стал уникальный природный комплекс и самый известный заливной луг Беларуси – Туровский. Весной, когда Припять разливается, превращая Туров и окрестности в огромные водные просторы с множеством островков, здесь можно наблюдать одновременно по несколько сотен тысяч пернатых из разных уголков планеты. На Туровском лугу обитает около 55 видов птиц, большинство из которых охраняются на европейском уровне, в том числе коростель и дупель. Здесь размещаются самые крупные в Беларуси поселения таких редких птиц, как галстучник и мородунка. Туровский луг имеет международный статус "Территории, важной для птиц": это одно из крупнейших в Европе мест для гнездования и остановки во время миграций водно-болотных пернатых.
В Турове находится и старейшая белорусская станция кольцевания птиц, где собирают поистине впечатляющие данные о миграциях пернатых. Основная группа птиц, на которой специализируется станция – кулики, но кольцуются и другие пернатые, прилетающие на Туровский луг. Особи с туровскими кольцами были встречены более чем в 50 странах Европы, Африки и Азии.
Более того, кулик-мородунка стал символом Турова. Единственный в мире памятник этой птице установлен на центральной площади города. Пара куликов запечатлена в натуральную величину, показывая красоту и изящность этих созданий. По традиции в мае в городе празднуют День кулика и проводят фестиваль в честь пернатого.
Познакомиться с богатством природы Туровского края можно также в Музее природы, где представлена уникальная экспозиция о птицах и природе здешних мест.
Где:
Туровский луг находится прямо рядом с Туровом в окружении вод Припяти
Туровская станция кольцевания птиц – ул. Новая, 48
Музей природы – ул. Ленинская, 136А
"Белорусское море" или "море Геродота", которое древнегреческий историк и географ описал еще 2500 лет назад, "полесская Амазонка" – так образно называют легендарную реку Припять, ставшую настоящим символом юга Беларуси. Сегодня она и ее многочисленные притоки определяют ландшафт как минимум третьей части страны. Уникальная территория включает в себя крупнейший в Европе лесоболотный комплекс и сохранившиеся почти в нетронутом состоянии водные и водно-болотные экосистемы реки Припять с огромным количеством представителей флоры и фауны: многие из них встречаются только в ареалах Белорусского Полесья.
Тысячи туристов из разных уголков мира приезжают, чтобы увидеть край, которому нет аналогов в Европе. Желающим получить и незабываемые впечатления, и более высокий для подобных путешествий уровень комфорта обязательно стоит посетить Туров. Единственная в Беларуси плавучая гостиница "Полесье" вместе с буксиром "Припять" пришвартована в самом центре древнего города.
Максимальная вместимость гостиницы на воде с 8 номерами-каютами – всего 16 человек. Более того, она принимает гостей лишь в теплый сезон навигации (апрель-май – сентябрь-октябрь). Если позволяет уровень воды в реке, отель может уходить в небольшие плавания по Припяти, в том числе с ночными остановками, в засушливые периоды – работает в прибрежном режиме у пирса. Также гостиницу можно снять целиком и пройти по Припяти лишь в компании близких и друзей: по желанию клиентов в путешествии работают повар и официанты, организуется развлекательная программа.
Где: Красная площадь, 1Б
Недалеко от Турова расположена деревня Погост, ставшая известной далеко за пределами Беларуси. Здесь сберегли, возродили и проводят аутентичный обряд "Юрьевский хоровод", который в 2019 году был внесен в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.
Обряд проводится ежегодно 6 мая в день святого Юрия (Георгия) – покровителя домашних животных и сельского хозяйства. Красивый ритуал соединил особые действа жителей, которые обращаются к Богу и покровителю Юрию с просьбами о хорошем урожае – выпечку традиционного каравая, выход в поле, хороводы "по солнцу" вокруг символов обряда, исполнение старинных весенних песен.
На протяжении многих лет главной хранительницей традиции Погоста была местная хозяйка Екатерина Панченя. Обычай она знала с малых лет, ведь его проводили даже в тяжелые годы Великой Отечественной войны. Со временем традиция угасла, пока Екатерина Алексеевна не взялась за возрождение. В 1980 году она создала в Погосте фольклорно-этнографический ансамбль "Мiжрэчча" ("Междуречье"). Женщина знала все тонкости местных обычаев, пела более 200 аутентичных полесских песен, а ее дом стал настоящей сокровищницей народного прикладного искусства. Комнаты украшают домотканые рушники, замысловато расшитые подушки, скатерти с полесскими узорами. Именно здесь участники часто готовятся к проведению очередного празднества.
К сожалению, Екатерина Панченя – "баба Катя", как звали ее местные – в 2023 году умерла, но успела передать дело своей жизни другой хозяйке – Ирине Торчик, заведующей местным Домом культуры. И, конечно, возрожденный обряд "Юрьевский хоровод" продолжит жить. Подробнее о нем читайте здесь.
Где: д. Погост, Житковичский район
Желающим посетить этот музей нужно покинуть Туров и переместиться в город Мозырь, где в наши дни расположено епархиальное управление.
В 2006 году Туровская епархия занялась сбором и изучением артефактов, связанных с историей христианства на землях Полесья. За несколько лет был собран богатейший материал: книги, иконы, церковная утварь и другие предметы, которые датируются XVI-XX вв. Эти артефакты, отражающие культурное разнообразие и религиозную традицию региона, стали частью наследия епархии.
После нескольких лет работы исследователей и реставраторов 21 ноября 2008 года в честь праздника Михаила Архангела в Туровском епархиальном управлении был открыт Церковный историко-археологический кабинет. Сегодня Музей Туровской епархии является значимым центром не только просвещения, но и спасения историко-культурного наследия Белорусского Полесья.
Для записи на экскурсию необходимо заблаговременно связаться с музеем.
Где: ул. Комсомольская, 16, Мозырь