На берегах реки Оксны (левый приток Вилии) и впадающей в нее Гервятки на северо-западе Беларуси стоит город Сморгонь. Он известен с начала XVI столетия как местечко, владельцами которого были влиятельные роды Зеновичей, Радзивиллов, Пшездецких. В XVII веке здесь появилось необычное учебное заведение – "медвежья академия". А во времена, когда хозяевами имения были представители династии Радзивиллов, она стала известнейшей школой дрессировки медведей не только на белорусских землях, но и во всей Европе. …В 1812-м в лесу под Сморгонью находилась последняя на территории Российской империи стоянка Наполеона и его штаба: после сожжения знамен, бросив своих маршалов и уцелевших гвардейцев, Бонапарт бежал в Париж. Спустя век в годы Первой мировой войны Сморгонь увидела настоящий героизм, не сдаваясь врагу 810 (!!!) дней, и пережила невероятную трагедию, став "мертвым городом", куда вернулись всего около 150 жителей.
Точных сведений о происхождении названия Сморгони история не сохранила, и до наших дней дошли несколько версий. Местные краеведы настаивают, что так соединились два слова – "морг" (единица площади приблизительно в 0,71 га) и "гони" (пахотный участок). Предположительно, первые хозяева местечка Зеновичи давали своим крестьянам участки земли размером в один морг – "с морг гони". Еще одно предание повествует, что первые жители поселения из выкорчеванных на лесных участках пней "гнали" скипидар, то есть "смар" или "смур". А потому их профессия называлась "смарогоны" или "смургони".
Белорусский топонимист В. Жучкевич связывал название города с балтским словом smurgo – неряха, халтурщик, подмастерье. Позже эту версию развили, добавив, что могло существовать имя-прозвище Сморг, образованное от smurgo. Подобные идеи о балтских корнях формы Smurgainys (Смургойни) возводят название к словам smurgis – "сморкач, сопляк", smurgas – "сосулька с крыши, сопли", smurgti – "накрапывать, моросить". Самую экзотическую версию предложил ученый А. Рогалев, считавший, что название появилось от более древнего гидронима, где части Смор- и -гонь связаны с этнонимом кимеры (киммерийцы) и иранскими словами кан, хан, хон – "источник"…
Прошлое Сморгони наполнено знаковыми событиями мировой истории, но, к сожалению, слишком часто они были связаны с войнами. Более того, город не однажды становился местом размещения главнокомандующих армий. В июне 1655 года в Сморгони располагалась ставка царя Алексея Михайловича. Во время Северной войны в феврале-марте 1708 года здесь разместил свою главную квартиру Карл XII. При отступлении французской армии в Сморгонь 5 декабря 1812 года прибыл Наполеон: в этих краях он продиктовал свой последний приказ по армии, провел совещание с генералами, передал командование маршалу Мюрату и вечером отбыл в Париж. В конце декабря в Сморгони находилась ставка главнокомандующего Михаила Кутузова…
В годы Первой мировой войны Сморгонь стала единственным городом на фронте от Балтийского до Черного моря, который русская армия защищала долгие 810 дней –беспрецедентный на тот момент случай в истории.
Вторая мировая война принесла городу и его жителям еще многие месяцы трагедий и бесчисленных жертв. На восстановление потребовались десятилетия.
Сегодня Сморгонь интересна туристам как место, где происходили знаковые события европейской и мировой истории, в особенности военной. Несмотря на разрушительные сражения разных веков, город и окрестности сохранили часть уникального наследия, которое и в наши дни впечатляет.
Костел Святого Михаила Архангела в Сморгони – самый знаменитый из немногочисленных памятников эпохи Ренессанса в Беларуси. Его судьба необычна. Когда в XVI веке на белорусские земли пришла Реформация, новые храмы практически не строили: под протестантские сборы приспосабливали католические сооружения. Однако храм в Сморгони – исключение. Он изначально был возведен (1606 – 1612) как кальвинский сбор – без алтарной части, в соответствии со скромными требованиями кальвинистского богослужения. Примечательно, что именно это реформационное течение стало самым распространенным в ВКЛ. Донатором сбора выступил влиятельный государственный деятель и кальвинист Криштоф Зенович.
Здание получилось внушительным и даже суровым: толщина стен достигала трех метров, окна были высоко подняты над землей. Украсил храм аттик, типичный для архитектуры ренессанса. Первоначально над входом возвышалась четырехъярусная башня-звонница, но в ХIХ веке ее уменьшили на два этажа.
К середине XVII века католическая церковь вернула свои позиции, поэтому сбор в Сморгони стал костелом. За время существования здание успело послужить также и православным, а в советские годы его использовали как магазин и зал музейной экспозиции. В подземелье святыни находится усыпальница семьи Зеновичей.
Адрес: ул. Петра Балыша, 1
Архитектурная доминанта Сморгони – собор Преображения Господня – стоит на холме у реки Оксны. Он занял место старинного православного храма, который, к сожалению, был разрушен в советские годы. Строительство по проекту архитектора Анатолия Шабалина началось в 1989 году и длилось два десятилетия. Освятили храм в 2009-м в рамках проведения в городе Дня белорусской письменности.
Пятикупольный собор Преображения Господня стал самым большим сооружением в городе. Его высота – около 40 м, длина – 35 м, ширина – примерно 28 м. Храм может вместить до 1500 человек.
Адрес: ул. Красноармейская, 3
"Кто под Сморгонью не бывал, тот войны не видал" – говорили солдаты Первой мировой. И действительно, именно здесь развернулись самые кровавые и жестокие события тех страшных лет. Стоявший на линии Восточного фронта город обороняли 810 дней, после которых на выжженных руинах не осталось почти никого из жителей, а газеты того времени назвали его "мертвым". Позже яростные бои под Сморгонью 1915-го сравнят со Сталинградом в годы Второй мировой.
В окрестностях Сморгони в 1916 году впервые на нашей земле немцы использовали отравляющие вещества, от которых погибли тысячи солдат и офицеров. Иприт применили, несмотря на решение Гаагской конференции о запрете отравляющих веществ, которое подписала и Германия. Однако немцы утверждали: запрещаются снаряды с удушающими и вредоносными газами, но не баллоны…
На Восточном фронте у Сморгони сражались молодые писатели Михаил Зощенко и Валентин Катаев. А в бывшем имении Огинских в Залесье недалеко от города крупным фронтовым госпиталем руководила младшая дочь Льва Толстого графиня Александра Толстая, оставившая проникновенные воспоминания о войне. Радиотелеграфной станцией на фронте командовал прапорщик Сергей Вавилов – физик-оптик, будущий президент Академии наук СССР.
В боях у Сморгони участвовало первое в истории Русской армии женское воинское подразделение – "Батальон смерти" под командованием одной из первых женщин-офицеров Марии Бочкаревой.
В марте 1916-го под Сморгонь приехал и Верховный главнокомандующий: император Николай II вместе с наследником престола цесаревичем Алексеем провели смотр Волынского полка в прифронтовой полосе в Залесье, ободрив своим появлением защитников города.
…Немецкий композитор Герман Блуме, потерявший в здешних боях правую руку, написал в честь сражений "Сморгонский марш", который позже был включен в "Собрание военных маршей бундесвера".
Трагическая и невероятно героическая история Сморгони стала основой для создания крупнейшего в Беларуси мемориального комплекса памяти героев и жертв Первой мировой войны. Он открылся в 2014-м – в год 100-летия начала военного конфликта, изменившего историю человечества. Более того, комплекс в Сморгони стал первым мемориалом такого масштаба на постсоветском пространстве. Многие десятки лет события Великой войны не были ни изучены, ни увековечены на должном уровне.
Сморгонь, которую называют еще и "белорусским Верденом", стала городом-героем Первой мировой, хоть таких званий в то время не давали. И сегодня она словно музей под открытым небом, где остались укрепления и траншеи войны, а главное – массовые захоронения и многочисленные солдатские могилы…
Созданный в парке Победы мемориальный комплекс объединяет скульптурные композиции "Беженцы", "Солдаты Первой мировой войны" и "Крылатый гений солдатской славы" – символ чести воинов, отдавших свою жизнь за Родину. Также на его территории построена каплица и установлен "Камень памяти" с обращением к потомкам: "Любая война несет разрушения, горе, кровь и смерть. Наш священный долг – помнить об этом". Вход в мемориал обозначен Георгиевским крестом.
Адрес: парк Победы
В городском парке недалеко от костела Святого Михаила Архангела гостей встречает колоритная скульптурная композиция "Медвежья академия" – скоморохи и медведь с герба Сморгони. Знаменитое заведение, где обучали косолапых артистов, существовало в XVII–XIX веках. Особого расцвета академия достигла в XVIII столетии при князе Кароле Станиславе Радзивилле – весельчаке и балагуре, получившем прозвище Пане Коханку. Говорят, в своей несвижской резиденции он даже летом катался на санях по дорогам, усыпанным… солью.
Дрессированные сморгонские мишки были известны далеко за пределами Великого княжества Литовского. Они выступали на ярмарках Пруссии, Шлезвига, Баварии, Эльзаса... И в родных местах без них не обходилось ни одно веселье. Четырехлапые артисты показывали замысловатые трюки – кланялись, танцевали, маршировали, смотрели в зеркало, выполняли команды скоморохов.
Обучение будущих артистов велось активно, а порой и весьма… жестоко. Весной молодых животных окрестных лесов вытаскивали из берлог и привозили в академию. Клетки для питомцев были с медным дном и стояли на ямах, где разводили огонь. На задние лапы ученикам надевали специальные колодки, а передние оставались не защищенными. И когда дно клетки нагревалось, от сильного жара медведи начинали вставать и переминаться с лапы на лапу – так их учили под удары бубнов "танцевать", бегать, бороться. Через несколько месяцев у выпускников академии вырабатывались рефлексы, благодаря которым они становились послушными артистами уже без жара под лапами, а с поощрительными лакомствами. Едва заслышав звуки бубнов и других инструментов, медведи начинали показывать свои умения.
Медвежья академия в Сморгони перестала существовать в конце 1860-х, но слава о ней дошла до наших дней. В 2014 году в городе появился памятник, рассказывающий о давних временах и косолапых артистах. Кстати, медведь стал не только символом Сморгони и персонажем на гербе, но по-настоящему любимым героем жителей города. Мишка украшает стаканчики местного мороженого, а в XVII–XIX веках именно воспитанники академии послужили вдохновением для кулинарной достопримечательности Сморгони – баранок. Для косолапых сладкоежек начали печь специальные палочки из теста. Позже они "закруглились", а рецепт стал еще более вкусным, в том числе и для людей – с добавлением мака, меда и даже вина. Сморгонское лакомство называли абваранкі, абаржанкі и смаргонкі.
Сокровищница артефактов прошлого – Сморгонский историко-краеведческий музей – хранит свыше 11 тысяч предметов основного фонда. Это коллекции живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, документов, печатных изданий, нумизматики, бонистики, фалеристики, археологии, оружия, предметов из истории техники, предметов быта и этнографии, фотодокументов, природоведения, скульптуры.
Изначально музей, созданный в 1984 году, располагался в бывшем кальвинском сборе, но спустя десятилетия приобрел постоянное место в новом здании. Экспозиция объединяет четыре зала. Первый – "Крево в XIV-XVII вв." – рассказывает об истории местечка Крево и Кревского замка. В зале "Шляхамі кірмашовымі" ("Путями ярмарок"), посвященном прошлому Сморгони с XVI по XIX века, можно узнать о владельцах города Зеновичах, Радзивиллах, Пшездецких, Сморгонской ярмарке и знаменитой медвежьей академии. Зал "Святло і цемра. Стагоддзе ХХ-е" ("Свет и темнота. Век ХХ-й") представляет Сморгонский край в мирное время и тяжелейшие годы войн – трагедию и героизм людей Первой мировой, силу поколений, победивших в Великой Отечественной… Зал "Мы ўсе ў край свой закаханы" ("Мы все в свой край влюблены") посвящен малой родине и влюбленным в нее талантливым людям – известным скульпторам, художникам, музыкантам, писателям, народным умельцам.
Гостям музея предлагают увлекательные экскурсии по выставкам и постоянной экспозиции, а также экскурсионные поездки по городу и району, в том числе театрализованные.
Адрес: ул. Кутузова, 23
Арт-объектами центрального парка Сморгони стали изваяния, которые появились после пленэра молодых скульпторов. Мастера творили на открытом воздухе, и в результате их работы, высеченные из такого сложного природного материала, как камень, были подарены городу. Одни – абстрактны и условны, другие – более узнаваемы и конкретны. Прогуливаясь по парку, каждый сможет оценить творческие идеи авторов.
Недалеко от собора Преображения Господня в центральном парке установлен памятник знаменитому уроженцу сморгонской земли Франтишку Богушевичу – выдающемуся национальному поэту, одному из основоположников новой белорусской литературы. Бронзовая фигура высотой около трех с половиной метров словно приглашает гостя остановиться, вместе подумать, почитать. Автор знаковых сборников "Дудка беларуская" и "Смык беларускі" изображен в традиционной национальной одежде – длинной свитке с поясом и соломенной шляпе. В руке поэта, конечно же, книга, а на табличке постамента записана самая известная цитата Богушевича: "Не пакідайце ж мовы нашай беларускай, каб не ўмёрлі".
Авторами монумента, проект которого был создан еще за 20 лет до его воплощения, стали архитектор Евгений Митько и скульпторы Лев и Сергей Гумилевские – известный творческий дуэт отца и сына.
Родовое гнездо семьи Франтишка Богушевича – Кушляны – находится рядом с одноименной деревней в 18 км от Сморгони. Усадьба стоит в окружении многовековых дубов, и именно она стала местом, где поэт провел последние годы жизни. В восстановленном доме создан филиал Государственного музея истории белорусской литературы. Обстановка переносит гостей в конец XIX века. Здесь в мельчайших деталях воссозданы рабочий кабинет и гостиная, представлены первые поэтические сборники Богушевича, документы, личные фотографии.
Недалеко от Кушлян расположена деревня Жупраны, которая также хранит память о знаменитом писателе. Старожилы рассказывают, что Франтишек Богушевич внес большой личный вклад в строительство здешней достопримечательности – неоготического Петропавловского костела, возведенного в 1875 году. На стене храма установлена мемориальная доска с портретом поэта. А рядом с костелом находится могила Франтишка Богушевича.
История этого замка-форпоста полна громких событий, легендарных встреч и коварных интриг. Его построили в конце XIII – начале XIV веков при великом князе Гедимине у слияния перекрытых плотиной речушек Кревянки и Шляхтянки. Потом здесь жил и правил сын Гедимина Ольгерд. В 1385 году князья Витовт и Ягайло подписали в замке эпохальную Кревскую унию, положившую начало объединению белорусских и польских земель. А за три года до этого по приказу Ягайло был заключен в башню и задушен его дядя – князь Великого княжества Литовского Кейстут. Находившемуся тогда в подземельях замка сыну Кейстута Витовту удалось бежать, облачившись в платье служанки…
За более чем семь веков существования замок стал свидетелем многих войн, прокатившихся по белорусской земле. А во время разрушительной Первой мировой от него остались лишь руины, которые, тем не менее, и сегодня привлекают множество туристов.
В 2016 году начались работы по консервации и частичному восстановлению стен замка, и в июле 2021-го он начал принимать гостей. Планируется, что после реставрации Княжеской башни в ней разместится музейная экспозиция с артефактами, найденными во время раскопок на территории Кревского замка. Интересно, что в ходе консервации подвальных помещений под Княжеской башней были обнаружены фрагменты древних фресок.
В 2022 году рядом с Кревским замком на Юрьевой горе была воссоздана дозорная башня. Во времена Великого княжества Литовского подобные сооружения являлись объектами сигнальных систем. Кревский замок имел большое оборонительное значение и входил в общую линию укреплений с Лидой и Новогрудком. Археологи нашли в Крево часть исторического фундамента XIV века, на котором и возвели стилизованную деревянную башню. Четверть древнего основания стала экспозицией внутри сооружения. На девятиметровую башню можно подняться по внутренней лестнице, а с обзорной площадки открывается прекрасный вид на сам замок и окрестности.
Где находится: агрогородок Крево, Сморгонский район
Поселение Залесье появилось в конце XVI века как шляхетский фольварк. С XVII века он стал собственностью магнатов Огинских, создавших прекрасную усадьбу, которую далеко за ее пределами стали называть "Северными Афинами", "усадьбой муз". Двадцать лет своей жизни (1802–1822) здесь провел Михаил Клеофас Огинский – влиятельный дипломат, политический деятель, одаренный музыкант и композитор, автор знаменитого полонеза "Прощание с родиной".
В наши дни отреставрированная усадьба встречает гостей не только богатой экспозицией, но и уютной творческой атмосферой. Знакомство с имением проводят экскурсоводы в образах родных и близких Михаила Клеофаса Огинского – дочерей Амелии и Эммы, сына Иренея, секретаря Леонарда Ходько. И, разумеется, рассказывают много интересного!
…Хозяин усадьбы Михаил Клеофас Огинский был весьма талантливым композитором, хоть и считал себя любителем. Он оставил около 70 произведений, среди которых вальсы, мазурки, галопы, менуэты, кадрили. И его великолепный полонез "Прощание с Родиной", который изначально назывался "Ля минор №13", был написан именно в Залесье. Впрочем, еще до приезда в имение бальные танцы Огинского завоевали популярность не только в бывшей Речи Посполитой, но и по всей Европе. В усадьбе под Сморгонью хозяин также часто устраивал прекрасные музыкальные вечера с участием всей семьи и гостей.
Сегодня посетители музея-усадьбы могут пройти по покоям с экспозицией о жизни и творчестве Михаила Клеофаса Огинского, заглянуть в оранжерею экзотических растений, которые можно было увидеть в имении Огинских в XIX веке, прогуляться по большому живописному парку. Кроме того, и в наше время в Залесье проходят многочисленные мероприятия – научные конференции, балы, мастер-классы по танцам XIX века, концерты живой классической музыки, спектакли.
Адрес: агрогородок Залесье, Сморгонский район
Местечко Солы в окрестностях Сморгони вошло в историю как место, где в конце Первой мировой войны русские подписали с немцами первый договор о перемирии, фактически завершивший боевые действия на Восточном фронте. Это случилось 23 ноября 1917 года.
В послевоенное время величественной достопримечательностью местечка стал католический храм Девы Марии Розария, построенный в 1926–1934 годах. Ассиметричный и при этом очень грациозный костел в стиле модерн был создан по проекту архитектора А. Дубаневича. В его возведении участвовали жители Сол и прилегающих деревень.