На берегу величественного Днепра стоит город Речица – столица белорусских нефтяников. Впервые сведения о Речице встречаются в Густынской летописи 1213 года. А в Новгородской летописи 1214 года упоминается захват города князем Мстиславом Мстиславичем Удатным в ходе войны с киевским князем Всеволодом Святославичем.
Своим названием Речица обязана одноименному притоку Днепра, который протекал вблизи древнего городища. Раскопки показали, что в V–VII веках здесь жили люди. Ученые полагают, что уже в XI веке Речица была городом. За счет своего расположения на реке поселение служило одним из транзитных пунктов на торговом пути "из варяг в греки".
Долгое время городом периодически владели то киевские, то черниговские князья. Под управление Великого княжества Литовского Речица перешла при Гедимине – в первой половине XIV века. Больше двух столетий в ВКЛ, а позже в Речи Посполитой город был административным центром повета. После первого раздела государства в 1772 году Речица лишилась повета (его возглавил Бобруйск), а с 1793 года и вовсе сменила "гражданство" – город попал под власть Российской империи. В 1926 году в состав БССР включили Гомельскую губернию, а Речица обрела статус центра одноименного округа. Вскоре округа были упразднены – появился Речицкий район.
Знаковым событием не только для города, но и страны стало обнаружение в августе 1964 года залежей черного золота. Первая добытая под Речицей нефть начала прокачиваться через трубопровод "Дружба" уже в конце апреля 1965 года. Вся промышленная нефтедобыча в Беларуси сконцентрирована в районе Припятского прогиба. С тех пор поднято более 138 млн тонн нефти и почти 16 млрд кубометров попутного нефтяного газа.
Сегодня Речица – город с более чем 66 тыс. населения и званием нефтяной столицы Беларуси.
Как и любой средневековый город, Речица имела свои оборонительные сооружения. На правом берегу Днепра у слияния с рекой Речицей расположено древнее городище. Это участок прямоугольной формы со сторонами 75 м на 45 м. Замчище укреплено почти двухметровыми валами, а с севера защищено естественной водной преградой – там оно омывается Днепром. Также с двух сторон имеются глубокие рвы, которые в давние времена заполнялись водой.
В конце XIV века, когда город находился во владении князя Витовта, для защиты был построен 5-башенный замок "из соснового дерева". Цитадель выполняла свою функцию больше двух столетий, пока в 1654 году ее не сожгли казацкие войска гетмана Ивана Золотаренко.
История самого замчища восходит к эпохе Киевской Руси. Сегодня городище обладает статусом памятника археологии и находится под охраной государства.
Где: Детский парк
Недалеко от древнего городища стоит Свято-Троицкий костел. Яркий представитель неоготики был построен в самом начале XX века – в 1903 году.
При этом история костела в Речице началась в далеком 1634 году, когда открылся первый в городе католический приход. В 1756 году построили из сосны новый храм, освященный в честь Святой Троицы, и монастырь доминиканцев. На начало XIX века братия насчитывала почти два десятка монахов.
Обитель закрыли в 1831 году – ее постигла участь многих костелов и монастырей на территории Беларуси. Деревянный храм начал ветшать, и нужно было или ремонтировать его, или строить новый. В 1842 году прихожане подали просьбу о возведении кирпичного костела на месте существующего, но дело продвигалось медленно. Только в 1861 году был разработан проект, однако из-за отсутствия денег строительство замерло. Возводить костел начали лишь через 35 лет, а еще спустя 7 лет новый храм освятили.
После установления на белорусских землях советской власти костелу в Речице повезло больше, чем многим католическим и православным храмам страны. Его не разрушили, хотя и не использовали по назначению: помещения костела в разное время занимали склад, электростанция, пивная, витаминный бар… Уже в независимой Беларуси в 1998 году здание получило статус памятника архитектуры. Через год его вернули верующим, реконструировали, и с 2007 года здесь возобновились богослужения.
Сегодня Свято-Троицкий костел – одно из главных украшений Речицы. Здание из красного кирпича отличает строгая целостная пластика. Костел стоит на высоком цоколе, боковые стены разделены контрфорсами и характерными готическими окнами, что придает храму ритмичность. Лицевую сторону здания украшает белый перспективный портал. Особо выделяется массивная высокая звонница.
Где: ул. Советская, 31
Совсем рядом со Свято-Троицким костелом расположен главный православный храм Речицы – Свято-Успенский собор. Это одно из старейших зданий города, но судьба его была под угрозой. Строительство началось еще в 1842 году, однако работы не заладились – через год возведенная колокольня внезапно обрушилась на храм. Уже почти готовое здание было уничтожено практически до основания. Возобновилось строительство лишь спустя два десятка лет – в 1864 году. И через тридцать лет с начала работ новый храм, наконец, освятили.
С 1917 года в Речице постепенно ликвидировали духовенство. Через 17 лет собор закрыли, а наиболее ценную церковную утварь изъяли. Позже культовое сооружение занял Дом социалистической культуры. За ненадобностью были снесены звонница и луковица купола, полностью изменен интерьер, надстроен второй этаж, где работала городская библиотека. Рядом с храмом соорудили деревянную пристройку. В 1940 году во время пожара комплексу был нанесен серьезный урон. На следующий год верующие своими силами сделали ремонт и возобновили богослужения. В 1960-е речицкий дом культуры переехал в специально построенное для него здание. Заброшенный собор начал разрушаться.
Лишь в самом конце XX века здание вернули православному приходу. Началась реставрация, и в 2003 году обновленный Свято-Успенский собор был освящен. Колокольню восстановили в 2007 году.
Архитектура собора представляет собой образец позднего классицизма. В плане храм имеет форму креста, в основе – молитвенный зал, который накрыт шатром с луковичным куполом и слуховыми окнами. Гордость Свято-Успенского собора – пятиярусный иконостас, состоящий из 24 образов. В 2011 году церковь пополнили два киота – с ликом святого Николая Чудотворца и с иконой Казанской Божьей Матери.
Где: ул. Советская, 29
Доминанта набережной Днепра и одна из самых узнаваемых достопримечательностей Речицы – часовня Святой Евфросинии Полоцкой. Изначально она носила название Юбилейная, так как создание монумента было посвящено сразу нескольким знаковым датам – 1000-летию Крещения Руси, 50-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Кроме того, возвели ее и в память о воинах-интернационалистах, жертвах аварии на Чернобыльской АЭС. Но в народе утвердилось название в честь легендарной белорусской святой.
Место для возведения часовни выбрано неслучайно. В 1910 году через Речицу по Днепру шли пароходы, перевозившие мощи небесной заступницы Беларуси преподобной Евфросинии из Киева "домой" – в родной Полоцк. На берег снесли раку со святыми останками, затем гробницу принесли в Свято-Успенский собор, а на утро мощи вернули на пароход. Тогда на берегу реки, где причаливали суда со священным грузом, был поставлен дубовый крест как знак сакрального места. Много позже, в 1995 году, здесь построили часовню-памятник.
Она выполнена в виде необычной асимметричной конструкции. Сделанная полностью из металла, часовня устремляется вверх на 24,24 метра. По замыслу автора Эдуарда Агуновича композиция из четырех разновысотных опор символически изображает, как по спирали развивается жизнь и мысль. На "стены" нанесены образы 12 особо почитаемых святых и великих просветителей белорусской земли. Это канонизированные как православной, так и католической церквями епископ Полоцкий Мина, епископ Полоцкий Дионисий, Кирилл Туровский и Елисей Лавришевский, а также Симон Будный, Василий Тяпинский, Симеон Полоцкий, Лев Сапега, Гавриил Белостокский, Франциск Скорина и Иван Фёдоров. Фигура Евфросинии Полоцкой со знаменитым крестом в руках расположена на самом верху часовни. А в ее середине на земле между опорами стоит деревянный крест.
Где: пересечение ул. Набережной и ул. Чапаева
Речица – родина выдающегося историка и этнографа, "отца" белорусской историографии Митрофана Довнар-Запольского. Он поставил перед собой задачу доказать, что белорусы – полноценная европейская нация, а Беларусь – страна, имеющая право на независимость и самоопределение. Его фундаментальный труд "История Белоруссии", вышедший в 1925 году, но при этом неопубликованный, вызвал критику и стал одной из причин выдворения ученого из БССР. Эту работу издали только через 60 лет после смерти автора – в 1994 году на белорусском языке, на русском она вышла спустя девять лет.
В год 130-летия со дня рождения Митрофана Довнар-Запольского – в 1997 году – в Речице установили бронзовый бюст знаменитого уроженца. Памятник стоит рядом с главным входом в Речицкий районный лицей.
Где: ул. Советская, 55
На аллее Воинов-интернационалистов стоит пронзительный мемориал "Рэчыцы сынам, загінуўшым далёка ад Радзімы". Семь аистов, сложивших крылья, безнадежно пикируют друг за другом в разлом между гранитными камнями. В этих птицах воплощен образ уроженцев Речицы, которые пали в боях во время различных военных конфликтов далеко за пределами родной страны. В первую очередь, в Афганистане: по замыслу создателей каменные глыбы – символ исламского фундаментализма. Памятник достигает 7,5 метра в высоту, он стоит в центре площадки из бетона. Автором проекта выступил Эдуард Агунович, скульптурная композиция – результат работы Владимира Слободчикова.
Где: сквер по ул. Молодежная
С Речицей связана судьба одного из самых загадочных художников Беларуси XX века – Александра Исачева. Родился будущий мастер в деревне Озаричи (Калинковичский район) 11 января 1955 года. В Речицу вместе с матерью переехал в трехлетнем возрасте.
Талант художника проявился еще в детстве. Первые уроки мастерства Александр получил в Мозыре, затем в Минске в специализированной школе для одаренных детей. После четырех лет обучения его отчислили за нарушение правил – перекрасил волосы в рыжий цвет. В 18 лет Исачев уехал в Ленинград, где влился в среду художников-авангардистов. Тогда оформился его самобытный стиль в технике лессировочного письма.
Помимо живописных произведений и графики, Александр Исачев писал иконы, расписывал церкви. Всего из-под его кисти вышло более 500 работ, и многие из них сейчас находятся в частных коллекциях за границей.
К сожалению, художник прожил только 32 года: 5 декабря 1987 года Александр Исачев скончался прямо во время работы за мольбертом. Остановилось сердце…
Почти за месяц до смерти в Речице открылась выставка, где впервые публично демонстрировались его работы. Экспозиция вызвала неподдельный интерес у горожан, ее посетили 20 тысяч человек. Для мастера это было признание. К сожалению, Александр Исачев не застал продолжения своего успеха уже в столице. После его смерти в мае 1988 года в минском Дворце профсоюзов выставлялись 32 картины художника. Экспозиция буквально стала сенсацией – люди многие часы проводили в очередях, чтобы своими глазами увидеть необычные работы. Всего выставку посетили более 200 тысяч человек.
В Беларуси сегодня в открытом доступе есть пять картин Исачева: "У источника", "Гадание на шаре", "Учитель", "Магия" из серии "Владыка", "Андрей Первозванный". Все полотна – подлинники и находятся в постоянной экспозиции картинной галереи Речицкого краеведческого музея. Там же выставлены 30 графических произведений. В январе 2015 галерее присвоено имя Александра Исачева.
Где: ул. Набережная, 11
Более полувека назад в окрестностях Речицы было открыто нефтяное месторождение, а спустя два года после этого знакового события – в 1966 году – появилось объединение "Белоруснефть". Сегодня работа большей части населения города так или иначе связана с добычей полезного ископаемого. Именно в Речице началась история нефтяной отрасли Беларуси.
В честь поднятой на "Белоруснефти" 100-миллионной тонны черного золота в 1998 году была открыта галерея трудовой славы предприятия. Ее обустроили во Дворце культуры и техники "Нефтяник". За эти годы музей трижды реконструировали, последний раз – в честь 55-летия с момента открытия залежей нефти у Речицы.
Сегодня в галерее посетителям доступны документы, фотографии, миниатюрные копии различных объектов предприятия: буровой установки, "качалки", солнечной электростанции (кстати, самой большой в стране!), АЗС и др. Помещения дворца культуры не вмещают все накопившиеся за пять десятилетий экспонаты. Поэтому многие из них перенесены в виртуальный формат и демонстрируются на специальных мультимедийных панелях.
Где: ул. Советская, 38