Могилёвская область удивляет разнообразием древних технологий и ремёсел, самобытностью традиций и множеством обрядов, в которых сплелись элементы язычества и христианства. Здесь можно увидеть единственный в стране детский колядный обряд, совершить паломнический тур к самому мощному водному источнику в Восточной Европе, принять участие в зазывании летнего дождя, первом после сбора урожая зажигании света в доме, проникнуться таинством переноса "Варваровской свечи"… Здесь живут знаменитые дрибинские шаповалы, создатели целебных лаптей из лыка, мастера, способные из гончарного горшка создать произведение искусства, а из пёстрых тряпичных лоскутков – кукол-оберегов для всей семьи.
Одна из любимых старых традиций – Святки – зимние праздники между Рождеством Христовым и Крещением. С их наступлением в деревнях Кличевщины проводился весёлый обряд "Куры", в котором участвовали дети от 6 до 14 лет. Благодаря местным жителям и этнографам единственный в Беларуси детский колядный обряд удалось сохранить до наших дней. Каждый год вечером 13 января его юные участники наряжаются, украшают колядную звезду, зажигают в ней свечу и отправляются с песнями по улицам деревни. Приближаясь к дому, они исполняют песню "Куры" (давшую название обряду), а хозяева угощают их блинами, салом, конфетами. Интересно, что в отличие от иных колядовщиков, "дети-куры" не заходят в дом и не водят ритуальных персонажей.
Когда: 13 января
Где: Кличевский район
Знаменитая достопримечательность Краснопольского края – урочище Ясеневый гай в пойме реки Палуж, где создан охраняемый ландшафтный заказник местного значения. Здесь же находится и животворный источник, c которым связан старинный обряд "Десятуха", насчитывающий более сотни лет. Известно, что ещё в XIX веке из Покровской церкви к этому роднику совершали крестный ход и служили молебны, освящая его воду. В наши дни в десятую пятницу от Пасхи православные верующие приезжают сюда из разных регионов, чтобы посетить праздничное богослужение и освящение родника.
Когда: 10-я пятница от Пасхи
Где: Краснопольский район, агрогородок Горы, Ясеневый гай
Древний обряд "Брязгун" в деревне Норки тесно связан с православной традицией и местной реликвией – иконой Петра и Павла, созданной около 300 лет назад. В наше время поклониться святыне, которая приобрела славу чудотворной, приезжают из Беларуси и зарубежья. С вечера перед проведением обряда его участники украшают свечу, а на утро после молитвы выносят икону из дома и крестным ходом отправляются к целебному источнику, который, по преданию, пробился из-под земли в Петров день. Именно там проводится ритуал освящения воды: паломники окунаются и набирают воду, прикладываются к иконе Петра и Павла с просьбами о заступничестве.
В 2011 году обряду "Брязгун" присвоен статус нематериальной историко-культурной ценности. Вместе с праздником в деревне Норки проводится и региональный конкурс ансамблей фольклорной и народной песни "Из века в век", который призван сохранить и популяризировать уникальные традиции и культурное наследие края.
Когда: июль, День святых апостолов Петра и Павла
Где: Чериковский район, д. Норки
Как спасти урожай зерновых, когда больше недели нет дождя? Ответ на этот вопрос знают жители деревни Старый Дедин, унаследовавшие от прадедов древний обычай – "Зазывание дождя". Исполняют его местные хозяйки, которые заранее втайне от мужей договариваются о месте встречи и в разгар летнего дня молча отправляются к реке Остёр. Придя на берег, они снимают одежду, читают молитву и просят помощи у высших сил. Заходя в воду, крестятся и под звуки обрядовой песни трижды проводят плуг по дну реки. Когда участницы обряда выходят на берег, они вновь читают молитву, крестятся, одеваются и идут домой. Дождь наблюдают через пару часов или на следующий день...
Где: Климовичский район, д. Старый Дедин
Тысячи паломников приезжают к Голубой кринице – одному из самых мощных (а это 5 тыс. мі воды в сутки!) источников в Восточной Европе. Сегодня Голубая криница, или как ещё её называли на старых картах – Синий колодец, представляет собой живописный водоём с чистейшей прозрачной водой, даже несмотря на то, что находится в пострадавшей от Чернобыльской катастрофы зоне. Говорят, многие века назад вода в источнике била струёй высотой с человеческий рост, сделав его объектом сакрального значения.
С древних времён местные жители рассказывают о Голубой кринице таинственные легенды, верят в целебную силу и обучают ритуальным действиям молодое поколение. Традиция поклонения источнику насчитывает более 1000 лет и связана с празднованием Медового Спаса. Пилигримы идут Крестным ходом к роднику, слушают праздничный молебен, зажигают свечи, а затем окунаются в воду. В этот же день проводится церковный обряд крещения детей. Многие посещают освящённые камни: люди верят, что если дотронуться до валунов, те исполнят самые сокровенные желания – о здоровье, успехе и семейном благополучии.
Когда: Медовый Спас (1 августа)
Где: Славгородский район
Старинный обряд первого осеннего зажигания света в доме возродили в 2013 году в деревне Дяговичи: с давних времён здесь проводили "Женитьбу комина" (пасвета, лучника) в знак благодарности за урожай и в надежде на мягкую зиму. В этом обряде сплелись языческие и христианские традиции. Главным персонажем действа стал празднично украшенный комин – предмет для освещения избы в виде конусообразной трубы, которая выходит наружу через потолок и крышу. Во время обряда сельчане собирались в доме, пели ритуальные песни, зажигали свечи на тыкве и совершали молитву, угощались сами и задабривали комин кусочками мяса и тыквенными семечками, а затем танцевали. И сегодня многие почитают эту традицию и просят у комина здоровья и достатка.
Когда: октябрь
Где: Кричевский район, д. Дяговичи
Обряд Варваровской свечи уже более сотни лет оберегает жителей Бастеновичей. Считается, что обетная свеча была создана в честь святой Варвары, поэтому участвуют в нём только женщины. Вечером 16 декабря они собираются на прощальный ужин в доме, где весь год находилась "свеча Варвары". Затем участницы обряда отправляются в дом, куда переходит символ: его хозяйка встречает гостей, обетную свечу устанавливают на покрытом белой скатертью столе посреди дома и читают молитву. По форме она напоминает человека с поднятыми руками: сначала её обновляют, заменяя повреждённые участки, а затем, будто невесту, украшают лентами, бумажными цветами, повязывают белый тканевый передник. Рядом со свечой всегда должна находиться икона святой мученицы Варвары.
Когда: вечер 16 декабря
Где: Мстиславский район, деревня Бастеновичи
Дрибинские валенки из натуральной шерсти и изготавливающие их мастера стали настоящим брендом не только Могилёвщины, но и всей Беларуси. Местная традиция шаповальства, которая возникла столетия назад, бережно хранится и передаётся из поколения в поколение. По одной версии, ещё в XVI веке странствующие шаповалы дошли до Дрибина, а хозяин имения, увидев, какие чудесные вещи они делают, не отпустил гостей. Другая версия утверждает, что валяльному ремеслу дрибинские крестьяне научились в XIX веке в Нижегородской губернии, куда их отправил помещик Антон Тихоновецкий. Ещё вероятно, что и сами земледельцы, видя, что почвы в этих местах не приносят богатых урожаев, начали искать другой способ зарабатывать на жизнь – ездить по всей империи со своими инструментами и валять валенки.
Орудия труда шаповала – деревянные колодки, которые помогают придать форму ступне валенка, и правидло, при помощи которого формируется голенище. Кроме того, хитроумные мастера делали и другие предметы – магерки и брыли (головные уборы), рукавицы (сподкі), в том числе с двумя пальцами для ямщиков (удобно держать вожжи) и охотников. А самое удивительное, что дрибинские мастера-шаповалы придумали и свой необычный язык – катрушніцкі лемезень (катруха – шапка, лемезень – язык). Словарь включает около тысячи слов, и понять их речь непосвящённым практически невозможно. Этим языком шаповалы пользовались, чтобы не выдать секретов мастерства, оценить гостеприимство хозяев или даже уберечься от охотников отнять заработанные деньги. Кстати, и если хозяева встречали плохо, то и валенки делали соответствующие.
В 2009 году творчество дрибинских шаповалов получило статус объекта Государственного списка историко-культурных ценностей Беларуси за владение уникальной и редкой технологией изготовления валяных изделий. Традиция претендует и на включение в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
С 2011 г. в Дрибине проводится региональный фестиваль народного творчества, промыслов и ремёсел "Дрибинские торжки". Традиция таких ярмарок тоже берёт начало в XIX веке, когда в день святого Ильи проводились торговые и ремесленные празднества. Со всех сторон съезжались покупатели и продавцы на "торжки" в Дрибин. В наши дни ярмарка получила второе дыхание.
Где: Дрибинский район
Дрибинские мастера известны не только уникальной технологией шаповальства, но и искусством плетёной обуви – лаптей. Известно, что за липовым лыком, из которого их плели местные мастера, приезжали из соседних губерний и всей Российской империи. Более того, их считали целебными, и не удивительно: исследователи установили, что ношение такой обуви стимулирует нервные окончания на подошве и тем самым регулируют деятельность всех органов человека. В наши дни дрибинцы плетут ортопедические лапти – мужские, женские, детские и даже лапти для беременных. Это трудоёмкий процесс (особенно заготовка лыка), поэтому древним ремеслом занимаются мужчины, которые передают секреты по наследству.
Где: Дрибинский район, агрогородок Коровино
Традиция изготовления тряпичной куклы возрождается в Дрибинском районе. Местные жительницы вспоминают, как в детстве учились этому у своих бабушек. В славянской обрядности куклы считаются и игрушками, и оберегами. Как правило, их мастерили из остатков ткани и суровых ниток, а внутрь закладывали камешек, боб или фасоль. Украшали кукол, одевая в юбку или сарафан из вяленых листьев табака, которые заготавливались на зиму в каждом доме. Такие обереги были безликими – иначе, считалось, кукла обретает душу и может навредить.
Известно много разновидностей кукол: прикрывающая дом ручками-крылышками Берегиня защищала семью от тёмных сил, ссор и дурного глаза, Кубышка-травница, которую наполняли лекарственными травами, оберегала от болезней, куклу-Бессонницу с душистыми успокоительными растениями укладывали в кроватку неспящего ребёнка, Зерновушку наполняли зерном и усаживали на амбарных сундуках для щедрого урожая…
Где: Дрибинский район, агрогородок Коровино
Почувствовать глину призывает народный мастер Беларуси Юрий Бовда, в копилке которого более сотни видов изделий – кувшины, горшочки, кружки, цветочницы, вазы, торшеры, фонтаны… и даже маска-автопортрет. Гончар занимается возрождением забытых технологий работы с глиной и делится секретами с многочисленными учениками. В 1997 году Юрий Бовда впервые побывал на "Славянском базаре" в Витебске и получил Гран-при, и с тех пор привозит фестивальные дипломы. Обучиться азам мастерства и увидеть рукотворные произведения Юрия Бовды можно в образцовом коллективе гончарного искусства "Глечики" при Центре ремёсел в посёлке Глуша.
Где: Бобруйский район, деревня Глуша