Официальный сайт Республики Беларусь
Рождество и Новый год в Беларуси
Туризм
Календарь событий в Беларуси
Достопримечательности Беларуси
Всемирное наследие ЮНЕСКО в Беларуси
Белорусские санатории и курорты
Сувениры из Беларуси
| Главная | Туризм | Гид по Беларуси: идеи для ваших путешествий!

Гид по Беларуси: идеи для ваших путешествий!

БЕЛАРУСЬ УДИВИТЕЛЬНАЯ: топ-10 народных чудес Могилёвской области

БЕЛАРУСЬ УДИВИТЕЛЬНАЯ: топ-10 народных чудес Могилёвской области

Могилёвская область удивляет разнообразием древних технологий и ремёсел, самобытностью традиций и множеством обрядов, в которых сплелись элементы язычества и христианства. Здесь можно увидеть единственный в стране детский колядный обряд, совершить паломнический тур к самому мощному водному источнику в Восточной Европе, принять участие в зазывании летнего дождя, первом после сбора урожая зажигании света в доме, проникнуться таинством переноса "Варваровской свечи"… Здесь живут знаменитые дрибинские шаповалы, создатели целебных лаптей из лыка, мастера, способные из гончарного горшка создать произведение искусства, а из пёстрых тряпичных лоскутков – кукол-оберегов для всей семьи.

Детский колядный обряд "Куры"

Одна из любимых старых традиций – Святки – зимние праздники между Рождеством Христовым и Крещением. С их наступлением в деревнях Кличевщины проводился весёлый обряд "Куры", в котором участвовали дети от 6 до 14 лет. Благодаря местным жителям и этнографам единственный в Беларуси детский колядный обряд удалось сохранить до наших дней. Каждый год вечером 13 января его юные участники наряжаются, украшают колядную звезду, зажигают в ней свечу и отправляются с песнями по улицам деревни. Приближаясь к дому, они исполняют песню "Куры" (давшую название обряду), а хозяева угощают их блинами, салом, конфетами. Интересно, что в отличие от иных колядовщиков, "дети-куры" не заходят в дом и не водят ритуальных персонажей.

Когда: 13 января
Где: Кличевский район

Обряд "Десятуха"

Знаменитая достопримечательность Краснопольского края – урочище Ясеневый гай в пойме реки Палуж, где создан охраняемый ландшафтный заказник местного значения. Здесь же находится и животворный источник, c которым связан старинный обряд "Десятуха", насчитывающий более сотни лет. Известно, что ещё в XIX веке из Покровской церкви к этому роднику совершали крестный ход и служили молебны, освящая его воду. В наши дни в десятую пятницу от Пасхи православные верующие приезжают сюда из разных регионов, чтобы посетить праздничное богослужение и освящение родника.

Когда: 10-я пятница от Пасхи
Где: Краснопольский район, агрогородок Горы, Ясеневый гай

Обряд "Брязгун"

Древний обряд "Брязгун" в деревне Норки тесно связан с православной традицией и местной реликвией – иконой Петра и Павла, созданной около 300 лет назад. В наше время поклониться святыне, которая приобрела славу чудотворной, приезжают из Беларуси и зарубежья. С вечера перед проведением обряда его участники украшают свечу, а на утро после молитвы выносят икону из дома и крестным ходом отправляются к целебному источнику, который, по преданию, пробился из-под земли в Петров день. Именно там проводится ритуал освящения воды: паломники окунаются и набирают воду, прикладываются к иконе Петра и Павла с просьбами о заступничестве.

В 2011 году обряду "Брязгун" присвоен статус нематериальной историко-культурной ценности. Вместе с праздником в деревне Норки проводится и региональный конкурс ансамблей фольклорной и народной песни "Из века в век", который призван сохранить и популяризировать уникальные традиции и культурное наследие края.

Когда: июль, День святых апостолов Петра и Павла
Где: Чериковский район, д. Норки

Летний обряд "Зазывание дождя"

Как спасти урожай зерновых, когда больше недели нет дождя? Ответ на этот вопрос знают жители деревни Старый Дедин, унаследовавшие от прадедов древний обычай – "Зазывание дождя". Исполняют его местные хозяйки, которые заранее втайне от мужей договариваются о месте встречи и в разгар летнего дня молча отправляются к реке Остёр. Придя на берег, они снимают одежду, читают молитву и просят помощи у высших сил. Заходя в воду, крестятся и под звуки обрядовой песни трижды проводят плуг по дну реки. Когда участницы обряда выходят на берег, они вновь читают молитву, крестятся, одеваются и идут домой. Дождь наблюдают через пару часов или на следующий день...

Где: Климовичский район, д. Старый Дедин

Паломничество к Голубой кринице (праздник Макавей)

Тысячи паломников приезжают к Голубой кринице – одному из самых мощных (а это 5 тыс. мі воды в сутки!) источников в Восточной Европе. Сегодня Голубая криница, или как ещё её называли на старых картах – Синий колодец, представляет собой живописный водоём с чистейшей прозрачной водой, даже несмотря на то, что находится в пострадавшей от Чернобыльской катастрофы зоне. Говорят, многие века назад вода в источнике била струёй высотой с человеческий рост, сделав его объектом сакрального значения.

С древних времён местные жители рассказывают о Голубой кринице таинственные легенды, верят в целебную силу и обучают ритуальным действиям молодое поколение. Традиция поклонения источнику насчитывает более 1000 лет и связана с празднованием Медового Спаса. Пилигримы идут Крестным ходом к роднику, слушают праздничный молебен, зажигают свечи, а затем окунаются в воду. В этот же день проводится церковный обряд крещения детей. Многие посещают освящённые камни: люди верят, что если дотронуться до валунов, те исполнят самые сокровенные желания – о здоровье, успехе и семейном благополучии.

Когда: Медовый Спас (1 августа)
Где: Славгородский район

Обряд "Женитьба комина"

Старинный обряд первого осеннего зажигания света в доме возродили в 2013 году в деревне Дяговичи: с давних времён здесь проводили "Женитьбу комина" (пасвета, лучника) в знак благодарности за урожай и в надежде на мягкую зиму. В этом обряде сплелись языческие и христианские традиции. Главным персонажем действа стал празднично украшенный комин – предмет для освещения избы в виде конусообразной трубы, которая выходит наружу через потолок и крышу. Во время обряда сельчане собирались в доме, пели ритуальные песни, зажигали свечи на тыкве и совершали молитву, угощались сами и задабривали комин кусочками мяса и тыквенными семечками, а затем танцевали. И сегодня многие почитают эту традицию и просят у комина здоровья и достатка.

Когда: октябрь
Где: Кричевский район, д. Дяговичи

Обряд "Варваровская свеча"

Обряд Варваровской свечи уже более сотни лет оберегает жителей Бастеновичей. Считается, что обетная свеча была создана в честь святой Варвары, поэтому участвуют в нём только женщины. Вечером 16 декабря они собираются на прощальный ужин в доме, где весь год находилась "свеча Варвары". Затем участницы обряда отправляются в дом, куда переходит символ: его хозяйка встречает гостей, обетную свечу устанавливают на покрытом белой скатертью столе посреди дома и читают молитву. По форме она напоминает человека с поднятыми руками: сначала её обновляют, заменяя повреждённые участки, а затем, будто невесту, украшают лентами, бумажными цветами, повязывают белый тканевый передник. Рядом со свечой всегда должна находиться икона святой мученицы Варвары.

Когда: вечер 16 декабря
Где: Мстиславский район, деревня Бастеновичи

Дрибинские валенки

Дрибинские валенки из натуральной шерсти и изготавливающие их мастера стали настоящим брендом не только Могилёвщины, но и всей Беларуси. Местная традиция шаповальства, которая возникла столетия назад, бережно хранится и передаётся из поколения в поколение. По одной версии, ещё в XVI веке странствующие шаповалы дошли до Дрибина, а хозяин имения, увидев, какие чудесные вещи они делают, не отпустил гостей. Другая версия утверждает, что валяльному ремеслу дрибинские крестьяне научились в XIX веке в Нижегородской губернии, куда их отправил помещик Антон Тихоновецкий. Ещё вероятно, что и сами земледельцы, видя, что почвы в этих местах не приносят богатых урожаев, начали искать другой способ зарабатывать на жизнь – ездить по всей империи со своими инструментами и валять валенки.

Орудия труда шаповала – деревянные колодки, которые помогают придать форму ступне валенка, и правидло, при помощи которого формируется голенище. Кроме того, хитроумные мастера делали и другие предметы – магерки и брыли (головные уборы), рукавицы (сподкі), в том числе с двумя пальцами для ямщиков (удобно держать вожжи) и охотников. А самое удивительное, что дрибинские мастера-шаповалы придумали и свой необычный язык – катрушніцкі лемезень (катруха – шапка, лемезень – язык). Словарь включает около тысячи слов, и понять их речь непосвящённым практически невозможно. Этим языком шаповалы пользовались, чтобы не выдать секретов мастерства, оценить гостеприимство хозяев или даже уберечься от охотников отнять заработанные деньги. Кстати, и если хозяева встречали плохо, то и валенки делали соответствующие.

В 2009 году творчество дрибинских шаповалов получило статус объекта Государственного списка историко-культурных ценностей Беларуси за владение уникальной и редкой технологией изготовления валяных изделий. Традиция претендует и на включение в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

С 2011 г. в Дрибине проводится региональный фестиваль народного творчества, промыслов и ремёсел "Дрибинские торжки". Традиция таких ярмарок тоже берёт начало в XIX веке, когда в день святого Ильи проводились торговые и ремесленные празднества. Со всех сторон съезжались покупатели и продавцы на "торжки" в Дрибин. В наши дни ярмарка получила второе дыхание.

Где: Дрибинский район

Традиции лаптеплетения

Дрибинские мастера известны не только уникальной технологией шаповальства, но и искусством плетёной обуви – лаптей. Известно, что за липовым лыком, из которого их плели местные мастера, приезжали из соседних губерний и всей Российской империи. Более того, их считали целебными, и не удивительно: исследователи установили, что ношение такой обуви стимулирует нервные окончания на подошве и тем самым регулируют деятельность всех органов человека. В наши дни дрибинцы плетут ортопедические лапти – мужские, женские, детские и даже лапти для беременных. Это трудоёмкий процесс (особенно заготовка лыка), поэтому древним ремеслом занимаются мужчины, которые передают секреты по наследству.

Где: Дрибинский район, агрогородок Коровино

Обережные куклы Дрибинщины

Традиция изготовления тряпичной куклы возрождается в Дрибинском районе. Местные жительницы вспоминают, как в детстве учились этому у своих бабушек. В славянской обрядности куклы считаются и игрушками, и оберегами. Как правило, их мастерили из остатков ткани и суровых ниток, а внутрь закладывали камешек, боб или фасоль. Украшали кукол, одевая в юбку или сарафан из вяленых листьев табака, которые заготавливались на зиму в каждом доме. Такие обереги были безликими – иначе, считалось, кукла обретает душу и может навредить.

Известно много разновидностей кукол: прикрывающая дом ручками-крылышками Берегиня защищала семью от тёмных сил, ссор и дурного глаза, Кубышка-травница, которую наполняли лекарственными травами, оберегала от болезней, куклу-Бессонницу с душистыми успокоительными растениями укладывали в кроватку неспящего ребёнка, Зерновушку наполняли зерном и усаживали на амбарных сундуках для щедрого урожая…
 
Где: Дрибинский район, агрогородок Коровино

Уникальная технология изготовления гончарных изделий

Почувствовать глину призывает народный мастер Беларуси Юрий Бовда, в копилке которого более сотни видов изделий – кувшины, горшочки, кружки, цветочницы, вазы, торшеры, фонтаны… и даже маска-автопортрет. Гончар занимается возрождением забытых технологий работы с глиной и делится секретами с многочисленными учениками. В 1997 году Юрий Бовда впервые побывал на "Славянском базаре" в Витебске и получил Гран-при, и с тех пор привозит фестивальные дипломы. Обучиться азам мастерства и увидеть рукотворные произведения Юрия Бовды можно в образцовом коллективе гончарного искусства "Глечики" при Центре ремёсел в посёлке Глуша.

Где: Бобруйский район, деревня Глуша

Your mail*:
Friend mail*:
Your message: