Какие традиции, обряды и ценности хранят в белорусской глубинке? О чём не всегда расскажут путеводители? И как ещё прикоснуться к аутентичному наследию, если не в путешествии по регионам?! Belarus.by приглашает отъехать в сторону от популярных маршрутов и заглянуть туда, где не менее интересно, но так колоритно. Сегодня представляем 10 народных "брендов" юго-западного региона Беларуси – Брестчины. Края, который прославляют не только древние города и памятники архитектуры, легенда мировой истории Брестская крепость-герой и заповедная Беловежская пуща, но и деревни, где сохранилось много удивительного.
Весенний календарь на Западном Полесье невозможно представить без уникального хоровода "Велікодная стрілка", ставшего достоянием Дрогичинского края. В деревне Бездеж его проводят в первый день Пасхи сразу после церковной службы (на местном диалекте её называют "нешпар") и крестного хода на площади перед храмом. По традиции участники одеваются в лучшие наряды – красивые народные костюмы, при этом женские образы обязательно дополняет знаменитый бездежский фартушок. Особенность праздничного хоровода в том, что водят его не по кругу, а в виде подковы или тетивы лука – отсюда и название "стрилка" (стрелка). А внутри обрядового хоровода несколькими группками стоят дети, которые символизируют пшеничные зёрнышки и плодородие.
Где: Дрогичинский район, д. Бездеж
Оригинальные идеи для невесты могут подсказать мастерицы из музея "Бездежский фартушок", где воссоздали утраченную технику плетения свадебного венка – "павы". Теперь здесь можно перенестись в прошлое и увидеть, в каком наряде отправлялись под венец девушки из разных уголков Западного Полесья в 20-30-е годы ХХ века. До сих пор в экспозиции хранился только один такой свадебный венок: его создала мастерица Анна Омельянчик, с её же слов была записана и сама технология. В давние времена на изготовление "павы" у невесты и её подруг уходило около месяца. В качестве материалов – кстати, доступных лишь девушкам из зажиточных семей – использовались белая и цветная бумага, бусины и ленты разных оттенков. Основой служил проволочный обруч, увитый зелёной лентой, символизирующей начало нового жизненного этапа. На проволоку крепились букеты (не меньше семи) с десятью цветами каждый. В день торжества невесту наряжали прямо на деревянной деже для замешивания теста – в сорочку, пышную юбку, фартук без вышивки (знак невинности), а в волосы вплетали праздничную "паву".
Где: Дрогичинский район, д. Бездеж, музей народного творчества "Бездежский фартушок"
С давних времён в Берёзовском крае было принято вырезать из осины, ольхи или липы щепную птицу-оберег. Она, как верили местные жители, обладала чудодейственной силой – была хранительницей детей и символом семейного счастья, защищала дом от бед и ненастий. Как правило, вешали птицу в доме, а после Рождества сжигали в печи или уже летом бросали в купальский костёр. Считалось, что огонь способен уничтожить всё плохое, что собрано ею в доме. В древности крылатый оберег изготавливали только летом, когда дерево "живое" и идёт сокодвижение. В наше время обереги продолжают вырезать и зимой: но чтобы дерево ожило, мастера опускают его в тёплую воду. Сегодня уникальной технологией владеют считанные умельцы. И это не только скрупулёзная и тонкая, но и очень душевная работа. Из одного бруска мастер вырезает туловище и голову, из другого – расщепив дерево на тонкие пластинки-перья – создает крылья и хвост. Всё для того, чтобы получилась красивая птица, которая на протяжении отведенной ей "жизни" будет радовать и оберегать семью.
Где: Берёзовский район, Берёзовский центр ремёсел
Экологический фестиваль "Споровские сенокосы" стал одним из ярких событий Беларуси: в заказник, имеющий международный статус Рамсарского угодья, со всего мира приезжают косари – участники соревнований по ручному сенокошению, и многочисленные гости. Однако здешние места примечательны ещё и тем, что жители Спорово на протяжении веков сохраняют яркий культурный бренд – танец "Споровская полька". Необычный, колоритный, заводной – он внесён в список нематериального наследия Беларуси. В отличие от иных вариантов польки, в споровской участники почти не отрывают ноги от земли. Ещё одна важная особенность заключается в том, что в танце не соблюдается определённая последовательность движений, а назначается "командир" – один из танцующих мужчин или музыкант, который говорит участникам, какие элементы нужно исполнить. Умение танцевать "Споровскую польку" и в наши дни передаётся от поколения к поколению.
Где: Берёзовский район, д. Спорово
Уже около века жители деревни Оброво в четвёртый день Пасхальной недели отмечают свой яркий праздник – "Намскі Вялікдзень" (бел. намскі – наш, нам данный). По преданию, он был установлен в благодарность Богу за спасение от эпидемий, мора и засухи… В начале ХХ века, когда в Оброво стали болеть и умирать дети, жители соткали оброчный рушник и вместе с иконой Божией Матери отправились на крестный ход вокруг деревни. После этого случилось чудо: дети поправились, болезнь отступила. В наши дни оброчный праздник приурочен к четвергу Пасхальной недели, который на Западном Полесье является днём почитания усопших и имеет названия: "Наўскі чацвер", "Наўскае Вялікадне", "Паска ўмершых", "Помэнальніца", "Намскі Вялікдзень"…
Где: Ивацевичский район, д. Оброво
"Мой деревянный народ" – именно так обращался уроженец деревни Стойлы Николай Тарасюк к своим персонажам, в которых запечатлел энциклопедию жизни сельчан от рождения до смерти. Удивительные – вырезанные из дерева и разукрашенные – фигурки прославили народного мастера на всю страну, а его творчество внесено в Список нематериального наследия Беларуси. Именно ему удалось возродить традиции деревянной скульптуры: за всю жизнь Николай Тарасюк создал коллекцию из 30 тысяч резных человечков, многие из которых можно увидеть в музеях Бреста, Мотоля и Пружан. В 2002 году он открыл музей "Успамiны Бацькаўшчыны", аналогов которому в стране нет.
В 2014-м режиссёр Виктор Аслюк создал документальный фильм "Деревянный народ" о творчестве Николая Тарасюка, который был удостоен Гран-при международного кинофестиваля во французском Монпелье. А в 2015-м на малой родине самобытного мастера, недалеко от его дома, установили деревянную скульптуру резчика и каплицу.
Где: Пружанский район, д. Стойлы
С давних времён каравай был обязательным "героем" свадьбы, символом благополучия и процветания будущей семьи. Праздник начинался с выпечки каравая, причём как в доме невесты, так и жениха. В этом обряде были задействованы специально приглашённые уважаемые, домовитые и счастливые в браке женщины – каравайницы. Все продукты они приносили из своих домов, а процесс приготовления сопровождался особыми песнями, молитвами и благословениями на счастливый брак. Завершающим аккордом было изготовление украшений – "шишек" – выпеченных из теста веточек садовых деревьев: сверху они повязывались лентой, которую молодожёны сохраняли и после свадьбы.
Мотольский обряд примечателен теми песнями, которые исполнялись во время выпечки свадебного каравая. Они уникальны, отличны от тех, что есть в культурах стран-соседок и других деревнях на Полесье. Именно они придают всему действу особую торжественность и эмоциональность, наделяя каравай силой оберега для молодожёнов.
Где: Ивановский район, д. Мотоль
На второй день одного из главных христианских праздников – Святой Троицы – в разных уголках региона проводится красивый народный обряд "Вождение Кусты" (куста). По традиции главной героиней Кустой (Кустом) – символом плодородия – становится молодая незамужняя девушка: её ведут на край деревни, где украшают ярким зелёным нарядом из листьев, веточек и цветов. Особая роль отводится кленовому венцу-оберегу с разноцветными лентами, который Куста носит в течение всего действа. После вождения по деревне в последнем доме его снимает самая уважаемая участница обряда и оставляет на целый год в "красном углу" жилища. Обряд сопровождается песнями, для каждого из хозяев участницы исполняют особые пожелания.
Где:
Лунинецкий район, д. Лобча
Жабинковский район, д. Хмелево
Жительница деревни Доропеевичи Степанида Степанюк известна далеко за пределами Брестчины. Благодаря ей удалось восстановить важнейшую часть историко-культурного наследия Малоритского района – уникальную технологию создания традиционной одежды, характерной только для этого края, в том числе знаменитой юбки-бурки. Особым элементом как праздничного, так и повседневного женского костюма с древних времён была юбка из плотной ткани с цветными ткаными полосами и складками. К слову, за свой вклад в сохранение традиции ткачества "кожушком" (особенность старинной техники в том, что нити основы видны только с изнанки) на "Славянском базаре-2014" Степанида Степанюк завоевала Гран-при в номинации народного творчества и получила звание народного мастера. В наши дни знаменитая ткачиха передаёт свои секреты и умения ученицам.
Где: Малоритский район, д. Доропеевичи
Гончарным искусством в Городной Столинского района занимаются ещё с XV века, ведь деревня считалась центром этого ремесла на всём пинском Полесье. И это неслучайно: местные земли богаты залежами глины. Мастера и сегодня говорят, что она здесь особенная: легко поднимается и отлично держит форму. Именно здесь из поколения в поколение вместе с гончарным кругом передавались ремесленные традиции, а городенцев жители соседних деревень прозвали горшколепами. Известно, что в древние времена глиняную посуду возили на продажу в Столин, Пинск, Дрогичин, Кобрин… Сегодня глиняные изделия хранятся в каждом доме, а удивительное ремесло сохраняют в центре гончарства, где можно научиться промыслу, посмотреть, как добывают глину, а также познакомиться с народной кухней и местными традициями.
Где: Столинский район, д. Городная