На расширенном заседании Совета безопасности 12 марта был рассмотрен проект Концепции информационной безопасности Беларуси, который разрабатывался по поручению главы государства Александра Лукашенко. Ожидается, что после доработки она будет принята в ближайшее время. Зачем создавался этот документ и в чем его особенности, журналистам рассказали его разработчики и эксперты.
По словам начальника информационно-аналитического управления Государственного секретариата Совета безопасности Алексея Баньковского, проект Концепции информационной безопасности Беларуси разрабатывался уже давно: в течение нескольких лет над ним работали эксперты и ученые, представили государственных органов.
"В основе концепции находятся результаты аналитических исследований Государственного секретариата. Таких исследований было проведено около двадцати по различным аспектам обеспечения информационной безопасности. Они касались информационно-психологического воздействия, правового регулирования безопасности в интернете, различных аспектов, связанных с преступностью в информационной сфере", - отметил Алексей Баньковский.
Основные положения документа были апробированы на международных конференциях и встречах, в том числе на площадках СНГ и ОДКБ. Всего прошло около 30 таких мероприятий. "Кроме того, основные положения концепции были опубликованы в ведущих научно-прикладных изданиях. По этой теме было несколько десятков публикаций. Это позволило придать более полную, развернутую основу, чтобы там были не только оценки государственных органов, но и экспертного сообщества, наших ведущих ученых", - рассказал начальник управления.
Он обратил внимание, что концепция стала совокупностью различных мнений и подходов по обеспечению информационной безопасности, которые включают в себя не только концептуальные взгляды, но и конкретную деятельность всех субъектов: и граждан, и государственных органов и организаций, и представителей бизнес-сообщества.
При разработке документа изучался опыт других стран, но в итоге концепция стала национальным продуктом. "Он впитал в себя все достижения, которые сегодня есть в этой сфере. Конечно, есть и наша уникальная специфика, - сказал Алексей Баньковский. - Концепция создаст основу для более эффективного обеспечения прав всех субъектов, которые участвуют в сфере информационных отношений, и это являлось основной задачей Концепции информационной безопасности. Чтобы ее положения позволили дальше совершенствовать национальное законодательство, оттолкнуться от того уровня, на котором мы находимся, и, исходя из этого, идти дальше, развивать нашу национальную правовую систему".
Министр информации Беларуси Александр Карлюкевич отметил, что концепция информационной безопасности определяет достаточно широкое русло для проведения других проектов, касающихся в целом информационной сферы, взаимоотношений общества и массмедиа, а также государства и массмедиа. "Так или иначе многие позиции концепции напрямую связаны с экономкой, с тем, что определяет жизнедеятельность страны и общества", - подчеркнул министр.
Так, например, в концепции говорится о том, какую роль сегодня играют телекоммуникации, вопросы цифровизации для развития экономики, прихода инвестиций. Важна также работа массмедиа в новых форматах, в том числе в социальных сетях.
Александр Карлюкевич выразил уверенность, что в настоящее время есть достаточно возможностей для работы на информационном поле, оценки различных информационных ресурсов, имеется твердая законодательная база. "В Министерстве информации создана стройная система, где реализуются эти оценки и принимаются соответствующие меры", - сказал министр.
Он отметил, что, например, в минувшем году был ограничен доступ к нескольким десяткам различных сайтов в связи с нарушениями законодательства. "И принимая те или иные решения, мы руководствуемся информационно-аналитической работой целой сферы органов госуправления", - подчеркнул Александр Карлюкевич.
Министр обратил особое внимание и на такую тему, как присутствие и развитие национального контента в электронных и телевизионных СМИ. "Сегодня этот вопрос тоже самым тесным образом связан с концепцией информационной безопасности. Потому что формат присутствия национального контента - это защита своих интересов", - подчеркнул он.
Доктор технических наук, профессор и один из разработчиков концепции Александр Ивановский считает, что работа на информационном поле должна быть направлена на защиту интересов гражданина, общества и государства.
Он считает важным эффективно устанавливать баланс интересов между разными группами в белорусском обществе, и этому в том числе должна содействовать реализация положений концепции. "У нас своя страна, свои условия, и, конечно, они накладывают отпечаток и на видение этой ситуации. Мы между целым рядом государств, которые ведут по существу информационные войны, формируют разные картины мира", - сказал эксперт.
Александр Ивановский отметил, что разработка концепции велась целенаправленно в течение нескольких лет, было проведено несколько международных конференций, на которых обсуждались те или иные аспекты. "Можно даже в каком-то смысле сказать, что мы немножко запоздали с этим документом. Потому что по периметру соседи наши и дальние соседи уже эти вопросы отработали", - добавил он.
Одним из ключевых моментов документа профессор назвал информационный суверенитет - обеспечение защиты граждан, организаций и их прав на территории Беларуси. Кроме того, значительно внимание уделено вопросам, связанным с обеспечением стабильности.
"Концепция - это тот документ, который создает в условиях быстро меняющихся действий концептуальное широкое видение ситуации и базу для разработки правовых основ регулирования, - сказал эксперт. - Государство должно быть готовым к развитию разных ситуаций. Концепция создает предпосылки, чтобы законодательные изменения мы видели широко и вперед. Она действительно создает условия для того, чтобы локальные нормативные акты, законодательство в определенной степени ориентировалось на саму концепцию".
Директор Белорусского института стратегических исследований Олег Макаров отметил, что в течение недели Концепция информационной безопасности будет доработана. После принятия документ будет доступен всем гражданам и мировому сообществу. "Мы запланировали ее перевод и распространение в мире, потому что она доносит четкую позицию Беларуси в информационной сфере. Мы хотели бы, чтобы этот сигнал был слышен и за рубежом", - пояснил он.
По словам Олега Макарова, концепция отражает государственную позицию по всем аспектам информационной сферы. "Это не только информационное пространство, сфера смыслов, но и защита информационных ресурсов, прав граждан, персональных данных, различных тайн, информационной инфраструктуры, противодействие преступности и так далее, - отметил директор. - Вовне мы говорим о том, что настроены обеспечивать верховенство права Беларуси в том пространстве, в котором находятся наши интересы".
В документе также впервые заявляется об информационном суверенитете Беларуси. Подчеркивается, что страна отказывается от применения информационных технологий в ущерб другим государствам, но при этом намерена обеспечить собственную безопасность. "Мы готовы обеспечивать безопасность наших национальных интересов в информационной сфере, но ни на чьи национальные интересы сами не претендуем и не посягаем. Это согласуется со всей политикой Беларуси и со всем курсом, который наша страна проводит не только в информационной сфере", - обратил внимание Олег Макаров.
Беларусь также является сторонником решения информационных конфликтов и вопросов через правовые отношения, говорится в концепции. "Мы хотели бы упорядочить и сделать отношения в информационной сфере более понятными и юридически регулируемыми в интересах защиты собственных граждан и государственных интересов", - сказал он.
Олег Макаров заметил, что тема информационной безопасности не просто так рассматривалась на заседании Совбеза. Это одна из важных сфер. "Все сопредельные страны имеют такие доктринальные документы. Мы должны идти по этому пути, для того чтобы осуществлять с ними взаимодействие и не выглядеть отсталым в этом плане государством", - добавил директор института.
В доктрине также нашлось место и борьбе с фейковыми новостями. "Мы считаем, что надо распространять некие практики, стандарты ответственного поведения в информационной сфере, потому что подготовленный и направленный "фейкньюз" действительно наносит вред и гражданам, и государству. Основным способом борьбы мы видим наполнение ответственным контентом информационного пространства, чтобы люди могли ориентироваться на тех людей и на те новостные источники, которым они доверяют. Мы думаем об ответственности за злонамеренные действия в этой сфере", - сказал Олег Макаров.
Председатель Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Палаты представителей Игорь Марзалюк считает важным, что в Концепции информационной безопасности есть глава, посвященная традиционным ценностям. Часть из них связана с культурой и сохранением национальной идентичности. "Впервые проговаривается, что белорусское государство формирует, создает и продвигает белорусскую историческую политику, определяет и тиражирует белорусскую национальную историческую концепцию, которая взвешенно и объективно отражает основные этапы развития страны", - обратил внимание депутат.
По его словам, такая работа - общеевропейский тренд. Вопросами исторической политики, например, занимаются в Германии и Польше, где существует так называемое мемориальное законодательство. "Классический пример - законодательство ФРГ: отрицание факта преступного режима нацизма влечет за собой административную или уголовную ответственность. Отрицание факта холокоста ведет за собой ответственность", - пояснил Игорь Марзалюк.
"Исторический факт - это фрагмент реальности. И если вы занимаетесь инсинуациями, искажением этой реальности, то вы за ложь, клевету, дезинформацию, разжигание расовых и национальных вещей должны нести прямую ответственность по законодательству, - убежден парламентарий. - Не секрет, что существуют продуманные на уровне интернет-контента, вещания отдельных телеканалов, блогов попытки сменить определенную парадигму историко-культурной идентичности нашей страны, предателей сделать героями и наоборот". Поэтому, по мнению депутата, любая страна должна иметь четко продуманную историческую политику, защищать национальные интересы и продвигать их.
"Ни для кого не секрет, что вокруг нас бушуют войны исторической памяти. В этих войнах нашими соседями очень четко позиционируются определенные образы, которые затрагивают наше прошлое, и в ряде наиболее радикальных прочтений ставит под вопрос факт существования белорусской нации, территориальной целостности нашего государства. Беларусь четко оговаривает в концепции принципы, связанные с исторической политикой, впервые актуализирует их", - отметил Игорь Марзалюк.
Специалист Оперативно-аналитического центра при Президенте Беларуси Евгений Липлянин подчеркнул, что с появлением концепции впервые в нормативно-правовом поле страны появился термин "кибербезопасность". До этого речь велась об информационной безопасности, а новая терминология в том числе сблизила понимание с европейскими подходами в данной сфере. "Теперь будет гораздо проще взаимодействовать, потому что когда есть недопонимание в понятийном аппарате, это всегда сложно при организации диалога", - отметил эксперт.
Он рассказал, что в русле реализации концепции предложены инициативы, основанные на передовых технологиях, уже доказавших свою жизнеспособность в мировых практиках. Например, создание системы мониторинга информационной безопасности, которая будет основываться на организации национального центра информационной безопасности и отраслевых ведомственных центров, или так называемых SOC (Security Operations Center).
Евгений Липлянин пояснил, что в мире уже работают подобные центры, и в Беларуси данный опыт активно изучается, в том числе чтобы избежать ошибок, допущенных в свое время за рубежом при построении подобной системы. Оцениваются и другие моменты для принятия взвешенного и эффективного решения.
"Таких центров должно быть много. Только на местах специалисты могут качественно оценить ту информацию, которая в эти центры будет поступать: является ли это рядовым событием либо это какой-то инцидент в информационной безопасности и требует повышенного внимания. Чем больше будет специализированных центров, тем качественнее будут решаться вопросы обеспечения безопасности, а национальный центр будет агрегировать поступающую информацию, чтобы качественно оценить, что происходит с информационной безопасностью в стране. То есть туда будет поступать не вся информация, а только об инцидентах для выработки каких-то стратегических решений", - рассказал представитель ОАЦ.
Он также отметил, что инициирован процесс создания облачных сервисов информационной безопасности для оказания подобной услуги государственной отрасли и бизнес-сообществу. Речь о том, что вопрос обеспечения информационной безопасности может полностью передаваться компетентному органу, который в полном объеме будет решать соответствующие задачи.
"У нас готовится (и в Концепции информационной безопасности заложены эти моменты) большое изменение в этой области. Наши нормативно-правовые документы в области технической защиты информации в основном приняты в 2015 году. Касаемо критически важных объектов информатизации - 2011 год. Назрело время модернизации этой системы. И для решения поставленной главой государства задачи на текущий момент разработан уже проект нормативного правового акта, который позволит модернизировать существующую систему обеспечения информационной безопасности в стране", - заявил Евгений Липлянин.
Он уточнил, что на этот счет готовится принятие указа о совершенствовании системы обеспечения информационной безопасности. Документ разработан, прошел все необходимые согласования и в ближайшее время будет внесен на утверждение.
Как сообщала БЕЛТА, к работе над Концепцией информационной безопасности были привлечены все заинтересованные ведомства и самые компетентные специалисты страны. В подготовке проекта участвовали специалисты из почти 20 государственных органов и организаций, представители ведущих средств массовой информации, депутаты, ученые и эксперты.
Документ разрабатывался, исходя из геополитических интересов Беларуси, ее места и роли в современном мире. В концепции отражены современные вызовы и угрозы, которые формируются в информационной сфере и представляют опасность для конституционных основ и жизнедеятельности государств: манипулирование массовым сознанием, дискредитация идеалов и ценностей, размывание национального суверенитета, неустойчивость информационной инфраструктуры и другие.
Впервые закреплено понятие информационного суверенитета как неотъемлемое и исключительное верховенство права государства самостоятельно определять правила владения, пользования и распоряжения национальными информационными ресурсами, осуществлять независимую внешнюю и внутреннюю государственную информационную политику, формировать национальную информационную инфраструктуру, обеспечивать информационную безопасность. Предполагается, что это будет достигнуто в том числе за счет проведения политики информационного нейтралитета, предусматривающей уважение общепризнанных и общепринятых прав любого государства в данной сфере, исключение вмешательства в информационную сферу других стран.
Впервые в публичном документе указывается готовность государства непрерывно выявлять риски, вызовы и угрозы в информационной сфере и реагировать на них. Вводится в официальный оборот термин "кибербезопасность".
Помимо эффективной работы СМИ в проекте концепции подчеркивается важность активного присутствия государства в интернете: речь идет не только об официальных сайтах государственных органов, но и о блогосфере, мессенджерах и социальных сетях.