За время пандемии мир, кажется, уже привык к дистанционному ритму жизни - удаленная учеба, работа, доставка продуктов и оплата всех услуг онлайн. Но по мере возвращения к обычному образу жизни интерес белорусов к оказанию электронных услуг не угасает, поэтому РУП "Национальный центр электронных услуг" постоянно развивает и предлагает новые услуги и сервисы. Директор центра Роман Градусов рассказал корреспонденту БЕЛТА, как сегодня развивается электронное правительство и какие услуги станут доступны гражданам в ближайшее время.
- Сейчас в Беларуси успешно функционирует ряд государственных информационных систем и решений, которые обеспечивают возможность комфортного электронного диалога государства, бизнеса и граждан. Одна из них - общегосударственная автоматизированная информационная система, на базе которой функционирует единый портал электронных услуг. На едином портале электронных услуг (ЕПЭУ) в текущем году оказано более 33 млн услуг (за весь прошлый год оказано чуть более 17 млн услуг). Это говорит о постоянно растущем интересе наших граждан и субъектов хозяйствования к цифровому общению и получению услуг онлайн. Сейчас большинство электронных сервисов на ЕПЭУ ориентировано на юридических лиц, но с каждым годом растет количество услуг и для граждан. На текущий момент посредством ЕПЭУ предоставляется 230 видов услуг, из них 72 - административные процедуры.
Национальный центр электронных услуг постоянно работает над тем, чтобы количество новых, интересных, востребованных услуг на портале росло, чтобы любая жизненная ситуация гражданина легко и удобно могла быть разрешена в пару кликов. Например, 1 июля начала работать услуга по использованию единой автоматизированной информационной системы учета лиц, вакцинированных против COVID-19. В систему вносится личная информация о вакцинированном (ФИО, дата рождения, паспортные данные, гражданство, номер телефона), информация о первой дозе вакцины от коронавируса (дата введения доз, наименование препарата, страна-производитель, номер партии вакцины), а также информация о медработнике, который вводил препарат (фамилия, имя, отчество). Такие же сведения добавляются после введения бустерной дозы вакцины от COVID-19. Граждане Беларуси и вакцинированные в стране иностранцы могут загружать свои данные из системы в приложение "Путешествую без COVID-19". Также любой гражданин с использованием публичного портала или мобильного приложения сможет просмотреть сведения о своих вакцинациях и сертификатах, предъявить в случае необходимости для контроля.
Еще одна интересная услуга для физических лиц - электронная виза. Она предусматривает автоматизацию выдачи иностранным гражданам однократных краткосрочных въездных виз категории С путем оформления визового заявления онлайн на ЕПЭУ и оплаты посредством Assist с использованием карт Visa, Mastercard. Файл электронной визы направляется заявителю в личный кабинет на ЕПЭУ для последующего предъявления при пересечении границы с Беларусью.
- В ближайшей перспективе планируется запуск комплексной услуги об истории автомобиля с пробегом. Услуга ОАИС "Предоставление систематизированных сведений об автомобиле" будет доступна на портале в третьем квартале 2022 года. Данная услуга позволит получить систематизированные сведения об автомобиле (в том числе об истории прохождения государственного технического осмотра, получения разрешения на допуск к участию в дорожном движении, зафиксированном пробеге, а также нахождении в розыске) с момента его первой регистрации на основе информации четырех интегрированных с ОАИС информационных систем.
В разработке центра - услуги для иностранных студентов по получению в нашей стране высшего образования на основе базы данных иностранных студентов. База данных иностранных студентов автоматизирует ряд процедур и сервисов в рамках получения иностранными гражданами высшего образования в Беларуси. С использованием этого сервиса есть возможность приглашать иностранных студентов на обучение в Беларусь, регистрировать пребывание или временное проживание иностранного студента на территории Беларуси и другие функции. Взаимодействие иностранного гражданина с учреждениями высшего образования, подразделениями по гражданству и миграции органов внутренних дел и иными заинтересованными сторонами осуществляется посредством личного электронного кабинета на едином портале электронных услуг. Проект стартует в 2023 году.
- Наша глобальная цель - построение цифрового государства, которое будет базироваться на оказании проактивных сервисов посредством ЕПЭУ. До недавнего времени электронное сотрудничество человека и государства строилось по заявительному принципу: услуга в ответ на обращение. В будущем это сделает государство на основании данных, поступающих в информационные системы.
Говоря об электронном правительстве, мы говорим об автоматизации взаимодействия во всех сферах, поэтому и услуги на портале представлены в самых разных областях - от налогообложения, медицины, социальной защиты до земельно-имущественных отношений, энергетики и таможенного дела.
Кроме реализации новых услуг и проектов центр постоянно работает над предоставлением новых возможностей для пользователей в личном кабинете единого портала электронных услуг. Так, новый личный кабинет, который доступен с начала текущего года, включает ряд новых опций, в том числе идентификацию по ID-карте, использование лицевого счета для предварительной оплаты электронных услуг и другие. Для каждого гражданина, который зарегистрирован на территории страны, личный кабинет создан автоматически, находится в неактивном режиме до момента первичной активации с использованием ID-карты или электронной цифровой подписи.
Таким образом, именно через личный кабинет держатель ID-карты может получать электронные сервисы государства, не выходя из дома. Сегодня зарегистрировано порядка 180 тысяч личных электронных кабинетов. Из них за 6 месяцев 2022 года самостоятельно активировано на новом портале более 16 тыс. личных кабинетов.
- Разработка новых видов услуг - процесс динамический. Планов много, но их реализация зависит в первую очередь от готовности к взаимодействию государственных органов, ведь именно на основании сведений из их информационных ресурсов и появляются новые услуги. К примеру, по распоряжениям правительства в текущем году должны быть переведены в электронную форму более 100 новых административных процедур, однако приступить к реальной разработке мы можем не ранее, чем получим от владельца информационного ресурса все необходимые вводные: корректный веб-сервис и регламентирующие документы. До конца года появятся новые типы таможенных документов, которые перевозчики или декларанты смогут передавать в таможенные органы в электронном виде, новый сервис по анкетированию населения с целью проведения диспансеризации, сервис по рассылке в личные кабинеты на портале различного рода извещений от государственных органов и другие услуги как для граждан, так и для субъектов хозяйствования.
БЕЛТА