Цифровая экономика уже стала неотъемлемой частью развития Беларуси. Министр связи и информатизации Константин Шульган на пленарном заседании II Форума "Цифровая экономика" ТИБО-2022 рассказал, какие практические задачи видит ведомство в части развития цифровой экономики, и поделился новыми подходами к реализации IT-проектов.
Скорость освоения новых технологий является основой экономического развития и дает неоспоримые преимущества перед конкурентами. Сегодня в качестве таких преимуществ выступают информационные технологии и темпы их внедрения в традиционные процессы.
В результате появляются новые формы создания добавленной стоимости, использования цифровых данных для принятия решений. При этом из экономики исчезают многие привычные процессы: товары замещаются виртуальными услугами, возрастает значение нематериальных активов. Напрямую без посредников соединяются заказчик с производителем товаров и услуг, создается основа "экономики совместного потребления". Все эти преобразования становятся катализатором социально-экономического развития государства.
Осознавая важность таких преобразований и совместной работы, Минсвязи создаются условия для цифровых преобразований по всем направлениям развития. Для этого был проработан и подготовлен комплекс предложений по упрощению порядка и поддержки реализации государственных IT-проектов. Данные предложения согласованы широким кругом госорганов и организаций, поддержаны главой государства. В результате принят указ "Об органе государственного управления в сфере цифрового развития и вопросах информатизации".
Минсвязи наделяется новыми полномочиями по управлению процессами цифрового развития в государстве во всех отраслях экономики. Для практического сопровождения вопросов цифрового развития создаются Центр цифрового развития и Центр перспективных исследований. Появится институт "офисов цифровизации", изменится порядок реализации IT-проектов в государстве. Помимо этого, предусматривается расширение механизмов финансовой поддержки процессов цифрового развития и возможность внедрения уже разработанных программных продуктов. Упрощаются процессы заключения, реализации и изменения договоров в сфере цифрового развития. Указ и разработанные в его исполнение нормативные правовые акты вступают в силу в октябре 2022 года.
Инструментом цифрового развития выступают государственные программы, а точнее проекты, которые выполняются в рамках их. Практика их реализации показала наличие системных проблем, которые на постоянной основе приводят к длительности реализации IT-проектов, недостаточно эффективному планированию и освоению выделяемых бюджетных средств. Корнем всего является сложность адаптации бюджетного финансирования, системы государственной экспертизы и законодательства по госзакупкам к IT-проектам, которые одновременно носят творческий, интеллектуальный и инженерный характер.
Законодательством в обозначенных сферах выполняется жесткая фиксация требований к проекту. Это приводит к тому, что первоначальные решения по IT-проектам в процессе их реализации не могут корректироваться. При этом сами проекты более детально и профессионально прорабатываются IT-специалистами уже на стадии исполнения договорных отношений. В результате проект либо выполняется далее в тех условиях, которые сложились (но он уже не отвечает полностью потребности заказчика и государства), либо требуется запускать длительную процедуру изменений (фактически начинать все сначала).
Кроме этого, вопрос осложняется тем, что часто постановщиками задач выступают специалисты госорганов, которые не всегда имеют профессиональные навыки в управлении IT-проектами.
В министерстве проанализировали существующие проблемные вопросы и сформировали новый подход к реализации IT-проектов. Теперь благодаря указу предпроектные проработки мероприятий вынесены за пределы государственных программ. Проект сначала должен быть детально проработан и пройти экспертизу до получения согласия на выделение средств и включения в программу. Такой поход вполне логичен - никто не инвестирует средства в непроработанный проект.
Таким образом планируется исключить значительную потерю времени, которая сейчас наблюдается, на подготовку технического задания и его экспертизу в рамках программы, обеспечив готовность к старту мероприятия с момента включения в программу (после выбора исполнителя). При этом в Минсвязи не остановились только на корректировке порядка реализации государственных IT-проектов. Указом предусмотрены новшества, которые выступают инструментами как поддержки отдельных IT-проектов, так и цифрового развития государства в целом.
Для оказания компетентной поддержки государственным органам и организациям в формировании требований к их IT-проектам будут функционировать Центр цифрового развития и "офисы цифровизации".
Отдельно стоит отметить изменения в части государственных закупок: разработчик технического паспорта или технического задания на создание информационной системы будет иметь право участвовать в конкурсе на практическую реализацию проекта (ранее законодательством о госзакупках это было запрещено).
В части ведения договорной деятельности по IT-проектам, реализуемым по процедуре государственной закупки, также имеются изменения: если на стадии исполнения договора обнаружена объективная потребность в корректировке сроков, объемов работ и их финансирования, появится возможность внесения изменений в договор, но, конечно, после профессиональной экспертизы причин, которые привели к такой корректировке.
Указом также предусмотрено право упростить ввод результатов цифрового развития в эксплуатацию. Для поддержки реального сектора экономики и регионов указом предусмотрено ежегодное направление 30% местных инновационных фондов на проекты, с помощью которых будет осуществляться их цифровое развитие. Такие проекты будут предусматривать развитие передовых производственных технологий (робототехнические системы, технологии мониторинга бизнес-процессов в режиме реального времени на основе интернета вещей, сенсоров и датчиков, аддитивные технологии и другое), а также внедрение и развитие технологий умных городов.
Помимо этого, данные средства смогут быть направлены на реализацию пилотных проектов в сфере цифрового развития.
Принятие указа и корректировка на его основе законодательства, регулирующего порядок реализации государственных IT-проектов, позволит повысить качество и скорость цифровых преобразований. Прорабатываемые сегодня IT-проекты носят глобальный характер.
В результате их внедрения формируются цифровые платформы - информационные пространства отраслей с множеством межведомственных связей, различными источниками данных и развитыми аналитическими возможностями. Поэтому проработка таких проектов требует больше знаний, труда и времени. В текущих условиях для запуска IT-проекта требуется полноценное исследование предметной области, анализ потока поступающих и обрабатываемых данных, возможных взаимодействий со смежными цифровыми решениями.
Минсвязи выполнит поставленные задачи, обеспечит ввод в действие всех новых механизмов цифрового развития. Но при этом ожидается, что государственные органы и организации обеспечат необходимый уровень участия в данных процессах, поддержат новые условия, внесут конструктивные предложения и организуют свою работу в них. Для этого необходимо наладить непрерывный диалог с госорганами на всех уровнях управления и в результате обеспечить устойчивый экономический рост нашей страны, прежде всего за счет инноваций в сфере цифрового развития. Символично, что именно площадка нынешнего форума стала стартом для обсуждения новшеств законодательства в сфере цифрового развития.
В Минске проходит XXVIII Международный форум по информационно-коммуникационным технологиям ТИБО-2022. Свои разработки и технологии на площадке "Минск-Арены" презентуют государственные организации и частные компании.
БЕЛТА