Официальный сайт Республики Беларусь
Рождество и Новый год в Беларуси
Новости
Календарь событий в Беларуси
Достопримечательности Беларуси
Всемирное наследие ЮНЕСКО в Беларуси
Белорусские санатории и курорты
Сувениры из Беларуси
| Главная | Новости | Мнения и интервью

Мнения и интервью

19 сент. 2017

Сенько: Таможенные органы Беларуси нацелены на всемерное содействие бизнесу

Сенько: Таможенные органы Беларуси нацелены на всемерное содействие бизнесу

День таможенника в Беларуси ежегодно отмечают 20 сентября. Накануне профессионального праздника корреспондент БЕЛТА побеседовала с председателем Государственного таможенного комитета Юрием Сенько о процессе адаптации Таможенного кодекса ЕАЭС к национальному законодательству, оптимизации таможенных органов, оптимальном времени прохождения таможенных процедур и других направлениях работы.

- Профессиональный праздник - всегда повод подвести итоги. На что направляли свои усилия последний год, чего удалось добиться?

- Мы стремимся к созданию безбарьерной среды для бизнеса. В этом направлении сделано уже многое, но самое главное - кардинально изменена и усовершенствована технологическая составляющая таможенного дела, в первую очередь благодаря внедрению информационных технологий. Это переход к автоматизации, унифицированным электронным документам, предварительному получению информации с акцентом на аналитическую составляющую.

Белорусская таможня уверенно движется в направлении упрощения таможенных формальностей и сокращения времени совершения таможенных операций. Одно из важных и перспективных новшеств, которое таможенные органы Беларуси внедрили первыми среди стран ЕАЭС, - эксперименты по автоматическому выпуску товаров, помещаемых под таможенные процедуры экспорта, импорта и транзита.

Также знаковым является подписание договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза. Кодекс создавался в условиях поиска разумного компромисса между интересами стран - участниц ЕАЭС, а также государства и бизнеса. На выходе мы имеем качественный документ, комплексно регулирующий таможенные правоотношения в Евразийском экономическом союзе и максимально учитывающий прогрессивные мировые стандарты в сфере таможенного администрирования.

- Система таможенных органов стала неотъемлемой частью государственного регулирования внешней торговли. Что находится в числе ваших важнейших приоритетов в этом направлении?

- Опираясь на мировые тенденции и интенсивное развитие экономики, основными приоритетами системы таможенных органов Беларуси определены всемерное содействие бизнесу, защита интересов белорусских субъектов хозяйствования в интеграционных структурах.

С одной стороны, задачей таможенных органов является создание условий, позволяющих бизнесу совершать таможенные операции быстро и удобно, с другой - обеспечение поступления денежных средств в бюджет государства. При этом повышение качества и результативности таможенного администрирования является основой для максимального содействия внешнеторговой деятельности.

Немаловажны и задачи по увеличению пропускной способности автодорожных пунктов пропуска, сокращению времени пересечения таможенной границы, на которые постоянно направлены усилия таможенных органов.

- Сегодня новеллы Таможенного кодекса Евразийского экономического союза активно адаптируются к национальному законодательству. Как проходит адаптация?

- Процесс адаптации уже запущен - подготовлен проект закона, в соответствии с которым будет обеспечена процедура ратификации договора о Таможенном кодексе ЕАЭС. Документ согласован со всеми заинтересованными ведомствами Беларуси, его рассмотрят в парламенте на осенней сессии.

Документом устанавливается 24-месячный срок, необходимый для приведения национального законодательства в соответствие с положениями нового кодекса. Правда, работа в данном направлении уже запущена с начала 2017 года. В частности, разрабатываются и вносятся корректировки в 6 законов, 29 указов, 20 постановлений правительства и около 40 постановлений ГТК. Адаптируются ряд международных договоров, входящих в право ЕАЭС, решения Евразийской экономической комиссии более чем по 300 вопросам.

Для урегулирования работы в данном направлении ГТК разработал проект указа, который содержит около 60 нормативных предписаний прямого действия, а также предусматривает компетенции Совета Министров, ГТК и иных заинтересованных ведомств для решения вопросов по реализации положений ТК ЕАЭС.

- В государственных органах идет оптимизация. Коснется ли она таможенной системы и на что повлияет?

- Можно сказать, что структура таможенных органов находится в процессе оптимизации на протяжении всего периода своего существования. Интенсивное развитие электронных технологий и постоянное техническое совершенствование требуют соответствующих кадровых изменений, рационального использования человеческих ресурсов. По мере внедрения автоматизации перераспределяется численность персонала в направлении усиления таможенных подразделений на границе и сокращения числа государственных служащих в административном аппарате.

Продолжается реализация подхода "одна область - одна таможня". С 1 октября 2017 года прекращает деятельность Ошмянская таможня, структурные подразделения которой в результате будут относиться к Гродненской региональной таможне. Часть сотрудников административного корпуса Ошмянской таможни направляются для работы в пункты таможенного оформления.

Оптимизация затронула и центральный аппарат: полностью пересмотрена структура Государственного таможенного комитета по принципу укрупнения и выделения главных управлений по ключевым направлениям деятельности.

Но подчеркну: в этом ни бизнес, ни граждане, пересекающие границу, не почувствуют никаких неудобств. Наоборот, поставлена задача ускорить движение товаров и граждан через границу в условиях оптимизации численности, и для ее решения есть все предпосылки.

- Какие проекты по совершенствованию процессов таможенного контроля, ускорению товарооборота, повышению транзитной и инвестиционной привлекательности страны в планах на ближайшее будущее?

- В прогнозе развития таможенной службы на ближайшие 10-15 лет целесообразно учесть долгосрочные договоренности международного уровня, концептуальные подходы ВТамО к построению модели эффективной таможенной службы, научные прогнозы устойчивого социально-экономического развития Беларуси. Важным направлением является сотрудничество с Китаем в части масштабного подключения Беларуси к реализации инициативы по созданию экономического пояса Шелкового пути.

В соглашении ВТО о содействии торговле значительное внимание уделяется рационализации деятельности таможенных органов. В частности, сделан акцент на упрощении организации работы с документами, представляемыми для таможенных целей, отмечается необходимость использования при этом международных стандартов.

В десятилетней перспективе получат новое развитие проекты, инициированные Всемирной таможенной организацией: рамочные стандарты безопасности торговли, электронное декларирование, координированное управление границей, "одно окно" и другие.

В целях расширения договорно-правовой базы продолжается работа по заключению международных договоров с 32 странами. В частности, заключены международные соглашения с Грузией и Ираном, с таможенными службами Азербайджана и Грузии подписаны международные документы о сотрудничестве в области подготовки кадров.

- Сокращение времени прохождения таможенных процедур также является для вашей службы задачей первостепенной важности. К каким показателям стремится белорусская таможня?

- Сокращение времени осуществления таможенных формальностей в первую очередь способствует обеспечению безбарьерной среды для бизнеса и снижению затрат, связанных с совершением таможенных операций. Именно с целью сокращения времени развивается электронное декларирование и автоматический выпуск товаров. В планах к концу 2020 года увеличить до 90% количество импортных товаров, время выпуска которых не превышает 2 часа. Кроме того, до 80% увеличится количество транзитных товаров, оформляемых менее чем за 10 минут.

Хочу отметить, что некоторые показатели, установленные стратегией развития таможенных органов к 2020 году, уже выполнены, в том числе и количество экспортных товаров, время выпуска которых не превышает 5 минут.

- Достаточно ли оснащены пункты пропуска для оформления тех транспортных потоков, которые следуют через белорусскую границу?

- В современном мире таможня перестает быть заградительным барьером на пути обмена товарами. Она создает условия для комфортной работы экономических операторов. В деле строительства одним из важнейших элементов обустройства становится создание надежного, эффективно функционирующего внешнего пояса таможенной границы.

Возросший уровень мобильности граждан и субъектов хозяйствования, обеспечение свободы транзита товаров и транспортных средств через территорию Беларуси, активные интеграционные процессы в рамках торгово-экономического сотрудничества обусловили необходимость проведения мероприятий, направленных на повышение транзитной, логистической и инвестиционной привлекательности государства.

В этих условиях поэтапная модернизация и совершенствование пунктов пропуска на границе видятся в качестве важного инструмента для обеспечения безопасности белорусского контура таможенной границы ЕАЭС, развития внешнеэкономических связей страны с иными государствами и национальной экономики в целом.

Реализация программ развития автодорожных пунктов пропуска последних десятилетий позволила нарастить объемы пропускной способности пунктов пропуска, создать необходимые условия для полномасштабного внедрения информационно-коммуникационных технологий, гарантировать должный уровень контроля на границе, а также оптимизировать ситуацию с сокращением количества контрольных служб без потери качества осуществляемых ими таможенных операций.

Также в этом году в рамках сотрудничества с правительством КНР введен в эксплуатацию инспекционно-досмотровой комплекс для сканирования железнодорожных составов на станции Брест-Северный.

По программе "Вторая линия защиты" Министерства энергетики США реализуется второй этап проекта по оснащению пунктов пропуска оборудованием радиационного контроля, в соответствии с которым такое оборудование устанавливается в пунктах пропуска "Веселовка", "Новая Гута", "Комарин", "Невель" и "Мокраны". Помимо проектов международной технической помощи ГТК совместно с Минтрансом активно сотрудничает с Европейским инвестиционным банком в целях реализации проекта "Реконструкция автодорожного пункта пропуска "Каменный Лог".

- Исходя из вашего опыта и многолетней службы в таможенных органах, в чем вы видите главную задачу системы?

- Считаю, что генеральная цель - максимальное содействие бизнесу. Белорусской таможней успешно осуществляется курс на взаимодействие с законопослушными участниками международного товарного обмена и одновременно обеспечивается разумный баланс между тремя основными функциями таможни - фискальной, регулирующей и защитной.

- Что бы вы хотели пожелать таможенникам накануне профессионального праздника?

- В наш профессиональный праздник хочу пожелать всем уверенности в действиях, твердости характера и неугасаемого энтузиазма. Уверен, что и впредь вы будете грамотно и оперативно решать ответственные государственные задачи по защите экономических интересов республики, обеспечивать безусловное соблюдение законодательства в области таможенного дела. Желаю крепкого здоровья, счастья, успехов, благополучия. Пусть каждый день приближает к исполнению заветных желаний.

Юлия ДЫЛЕНОК,
БЕЛТА.

Архив
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
Памятники Великой Отечественной войны в Беларуси