В Беларуси, как и в большинстве стран мира, с каждым годом растет численность людей с инвалидностью - за последнее десятилетие она увеличилась на 45,2 тыс. человек. В настоящее время 5,8% жителей республики (554,4 тыс. человек) относятся к категории инвалидов. Улучшению качества их жизни в последние годы уделяется повышенное внимание - государственная политика направлена на эффективную социальную защиту, обеспечение равенства и полноправного участия инвалидов в жизни общества. Эта работа выходит на новый виток после подписания Президентом Беларуси в Нью-Йорке 28 сентября 2015 года Конвенции о правах инвалидов (кстати, участниками конвенции являются более 160 государств мира и все страны Евросоюза). В октябре 2016 года принят закон о ратификации Конвенции о правах инвалидов - для Беларуси она вступит в силу 29 декабря текущего года. В настоящее время идет работа над проектом Национального плана действий по реализации Конвенции о правах инвалидов. Он станет стратегическим документом, объединяющим и координирующим усилия госорганов и организаций, институтов гражданского общества по реализации положений конвенции. О том, как идет работа над проектом и какие новации он содержит, в беседе с корреспондентом БЕЛТА рассказал заместитель министра труда и социальной защиты Александр Румак.
- Александр Алексеевич, для координации государственной политики в отношении проблем инвалидности и выработки согласованных действий в Беларуси создан Республиканский межведомственный совет по проблемам инвалидов. На последнем заседании, которое прошло в декабре в Жлобине, рассматривался проект Национального плана действий по реализации Конвенции о правах инвалидов. К какому выводу пришли участники заседания?
- Принято решение о том, что проект документа, разработанный НИИ труда, целесообразно вынести на общественное обсуждение. Предложения, которые поступят от госорганов, общественных объединений инвалидов, жителей республики, будут тщательно проанализированы, с их учетом документ будет доработан и направлен в правительство.
К слову, проект Национального плана разрабатывался специалистами НИИ труда с учетом позиции всех заинтересованных сторон - была сформирована рабочая группа, к состав которой включены представители республиканских органов госуправления, общественных объединений инвалидов (ОО "БелОИ", ОО "БелТИЗ", ОО "БелОГ", ОО "РАИК", ОО "БелАПДИиМИ"), Миноблисполкома и Мингорисполкома, а также ПРООН и ЮНИСЕФ. Проведено уже четыре заседания рабочей группы - ее участники высказывают свои мнения, вносят предложения, дискутируют.
- Какова стратегическая цель Национального плана действий?
- Обеспечить правовые, организационные и институциональные условия для реализации прав инвалидов в Беларуси. Эта работа будет проводиться по нескольким направлениям.
Одно из самых важных - обеспечение равенства и защита от любой дискриминации со стороны как государственных, так и частных структур. Особое внимание уделено расширению доступности среды для равного участия инвалидов во всех сферах общественной жизни: планируется конкретизировать нормы, обеспечивающие приспособление с учетом потребностей инвалидов не только жилых, общественных, производственных зданий и сооружений, общественного транспорта и транспортных коммуникаций, средств связи и информации, мест отдыха и досуга, физкультурно-спортивных сооружений, организаций культуры, но и услуг, предоставляемых на объектах инфраструктуры. Среди других направлений - организация эффективной медицинской помощи и реабилитации; обеспечение государственной поддержки и социальной защиты; обеспечение и развитие условий для реализации инвалидами права на труд; проведение просветительско-воспитательной работы в обществе по вопросам инвалидности и укреплению уважения прав и достоинства инвалидов; обеспечение реализации прав инвалидов на участие в общественной и политической жизни страны; обеспечение инклюзивного образования на всех уровнях и обучение в течение всей жизни; расширение участия инвалидов в культурной и спортивной жизни страны. Планируются также развитие научного и статистического обеспечения реализации конвенции, организация мониторинга, контроля и координации деятельности. Будет интенсифицировано международное сотрудничество в сфере реализации прав инвалидов.
- Александр Алексеевич, какие мероприятия Нацплана Вы считаете базисными?
- Это мероприятия по обеспечению равенства и защиты от дискриминации по признаку инвалидности. Данный вопрос требует определенного правового регулирования - внесения дополнений в закон "О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь". Очень важна градация ограничения дееспособности человека в зависимости от степени психического расстройства. В настоящее время в парламенте находится на рассмотрении законопроект, предусматривающий корректировку Гражданского и Гражданского процессуального кодексов - речь идет о порядке признания граждан ограниченно дееспособными в зависимости от степени психического расстройства (заболевания). Кроме того, предусматривается возможность отмены ограничения дееспособности. Разработчики проекта Национального плана предлагают также подготовить нормативный правовой акт, регулирующий порядок и условия размещения инвалидов в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
- В Беларуси многое сделано для развития безбарьерной среды. Только за 2011-2015 годы безбарьерными стали почти 10 тыс. объектов социальной инфраструктуры. Но согласитесь, среда без барьеров - это не только пандусы, низкопольный транспорт, парковочные места и звуковые сигналы светофоров...
- Проблема доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры остается по-прежнему актуальной, работа по созданию безбарьерной среды по всему маршруту передвижения инвалидов будет продолжена. Ее важность сложно переоценить. При этом, безусловно, не менее важно обеспечить оказание качественных услуг на объектах социальной инфраструктуры. Согласитесь, добраться до объекта - полдела, еще нужно получить собственно ту услугу, ради которой и создается доступная для инвалида среда. Поэтому следует разработать механизм оказания ситуационной помощи в преодолении барьеров, мешающих получению инвалидами услуг наравне с другими согражданами, а также индивидуальных мер поддержки и сопровождения в конкретных ситуациях в повседневной жизни. По моему мнению, предоставляемые населению услуги должны быть максимально адаптированы к особым потребностям инвалидов.
Предлагается ввести административную ответственность для юридических и должностных лиц за уклонение от исполнения требований по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к различным объектам.
- Самый чувствительный, на мой взгляд, блок вопросов - социальная защита инвалидов. Интересно, введение каких новаций обсуждается членами рабочей группы?
- Начну с того, что будет усовершенствовано законодательство по государственному социальному заказу в области соцобслуживания - следует расширить возможности негосударственных некоммерческих организаций по оказанию соцуслуг и реализации социальных проектов.
Целесообразно расширить спектр услуг, направленных на обеспечение независимого проживания инвалидов, включив их в перечень бесплатных и общедоступных, а также внедрить четкие требования к содержанию и качеству услуг, оказываемых в рамках государственных минимальных социальных стандартов. Планируется разработать своеобразные "социальные показания" нуждаемости инвалидов в соцуслугах, чтобы определять для каждого человека индивидуальный комплекс необходимых ему услуг.
На заседании рабочей группы обсуждался также вопрос о том, чтобы приоритетом стало не помещение инвалидов в стационарные учреждения, а оказание им услуг на дому, по месту жительства. Для этого потребуется обеспечить интеграцию инвалидов в среду жизнедеятельности в полном объеме (предоставление жилых помещений для самостоятельного проживания, внедрение института помощника инвалида и др.).
- В республике создана законодательная база, определяющая государственную политику в сфере занятости инвалидов. Она соответствует подходам, принятым в международной практике, и содержит нормы, гарантирующие инвалидам право на труд, устанавливающие запрет на дискриминацию в трудовой сфере по причине инвалидности, а также содержит конкретные меры содействия в трудоустройстве инвалидам. Вместе с тем на пути реализации инвалидами права на труд немало проблем. Как их снивелировать?
- В проекте Национального плана предлагаются меры по совершенствованию возможностей доступа для инвалидов к общим программам профессиональной ориентации, профессиональному и непрерывному обучению для последующего трудоустройства. Особое внимание уделяется развитию института трудовой реабилитации инвалидов.
Кроме того, есть смысл проанализировать зарубежный опыт по квотированию принятия на работу инвалидов.
- А рассматривается ли возможность введения в Беларуси института омбудсмена по правам инвалидов?
- Это очень серьезный вопрос. В некоторых странах созданы координационные механизмы и определены контактные лица в качестве посредников либо между правительствами и национальными организациями по защите прав человека, либо между правительством и инвалидами и организациями, которые их представляют.
Вопросы, регулируемые Конвенцией о правах инвалидов, затрагивают разные сферы деятельности (образование, здравоохранение, труд и занятость, участие в политической и общественной жизни, участие в культурной жизни, в проведении досуга и отдыха и в занятии спортом). Считаю, что функции по реализации и мониторингу выполнения конвенции могут быть возложены на Республиканский межведомственный совет по проблемам инвалидов. Плюс к этому при облисполкомах, Мингорисполкоме целесообразно создать областные (городские) советы по проблемам инвалидов.
Следует иметь в виду, что работа над проектом Национального плана вступила в активную фазу, но еще не завершена. Какие предложения и инициативы будут отражены в этом документе, говорить с полной уверенностью еще рано.
Елена ПРУС,
БЕЛТА.