В Беларуси за последние шесть лет себестоимость электроэнергии сократилась почти в 1,5 раза, что привело к уменьшению тарифов для реального сектора экономики. Это стало возможным благодаря проделанной работе по снижению затрат и принятым мерам по уменьшению цены импортируемого газа. Средний тариф на электроэнергию для промышленных потребителей в 2017 году снизился до 10,79 цента за киловатт-час. Сейчас белорусская энергосистема готовится к работе в новых условиях - адаптацию обеспечит закон "Об электроэнергетике", который вступит в силу в 2019 году. Реализация собственной ядерной энергетической программы и перспективы единых энергорынков в Евразийском экономическом союзе позволяют говорить о том, что снижение тарифов продолжится. О новой энергетической картине с учетом развития ВИЭ, строительства АЭС и общих рынков в Евразийском экономическом союзе рассказал в интервью БЕЛТА министр энергетики Владимир Потупчик.
- Министерство энергетики анонсировало новые подходы к развитию возобновляемых источников энергии. Почему возникла такая необходимость?
- В Беларуси созданы беспрецедентные условия для использования возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Однако их внедрение должно быть не в ущерб сложившейся и стабильно работающей белорусской энергосистеме. К 2020 году установленная мощность энергоисточников, использующих ВИЭ, приблизится к 950 МВт, что сопоставимо с мощностью самого крупного энергоблока в стране - энергоблока Белорусской АЭС (1200 МВт). Такое интенсивное развитие данного вида генерации обусловлено его инвестиционной привлекательностью за счет малого срока окупаемости проектов и высоких тарифов гарантированной покупки электроэнергии.
Затраты на приобретение энергии, производимой из ВИЭ, согласно законодательству, включаются государственными энергоснабжающими организациями в себестоимость отпускаемой ими электроэнергии и, соответственно, учитываются при установлении тарифов для потребителей республики. Сегодня средневзвешенный тариф, по которому наши энергоснабжающие организации покупают эту электроэнергию, составляет около 22 центов за киловатт-час. При этом наши затраты на отпуск электроэнергии составляют порядка 7 центов, и это уже включая затраты на генерацию, передачу, перераспределение и сбыт. Цифры можете сравнить сами. Поэтому нужно вернуться к действующей нормативной базе и привести ее в порядок. Самое главное для нас - найти баланс интересов всех игроков на рынке, все должны быть в равных условиях.
С учетом строительства Белорусской АЭС Минэнерго в настоящее время разрабатывает нормативные правовые акты, принятие которых позволит сбалансировать развитие всех видов генерации электрической энергии в условиях рынка, и, соответственно, снизить тарифы на энергию для конечного потребителя. Такие подходы будут отражены и в новом законе "Об электроэнергетике".
- Как будет пересматриваться тарифная политика после запуска БелАЭС? Учитывается ли при просчете будущих тарифов тот факт, что Беларуси необходимо будет рассчитываться по кредиту на строительство АЭС? Оправдано ли увеличение числа дифференцированных тарифов на электроэнергию?
- Нам очень важно сбалансировать деятельность наших энерго- и газоснабжающих организаций. С одной стороны, надо обеспечить приемлемые тарифы для населения, с другой - конкурентоспособные тарифы для экономики в условия перекрестного субсидирования и сегодняшних цен на газ. Мы должны последовательно двигаться по пути снижения тарифов для реального сектора экономики, и этот процесс не будет останавливаться ни в 2018-м, ни в 2019-м.
Основные направления совершенствования тарифной политики для потребителей реального сектора экономики определены комплексным планом развития электроэнергетической сферы до 2025 года с учетом ввода Белорусской атомной электростанции.
В частности, предусматривается оптимизация тарифов на электроэнергию для нужд отопления и горячего водоснабжения, оптимизация тарифов на электроэнергию для потребителей, которые рассчитываются за электроэнергию по тарифам, дифференцированным по времени. Также предполагается расширение перечня категорий таких потребителей.
Предложения по реализации некоторых мер касательно тарифов направлены Министерством энергетики на рассмотрение в Министерство антимонопольного регулирования и торговли в рамках разработки проекта концепции прогноза социально-экономического развития на 2018 год и основных макроэкономических параметров до 2020 года.
В 2018 году планируется снизить тарифы для промышленных потребителей экономики на 0,6 цента за киловатт-час.
- На строительную площадку в Островце прибыл корпус реактора для второго энергоблока. Соответствует ли корпус реактора всем техническим требованиям, учитывая, что изначально он предназначался для Балтийской АЭС?
- Действительно, корпус реактора, применяемый для второго энергоблока Белорусской АЭС, был изготовлен для энергоблока №2 Балтийской АЭС в ПАО "Ижорские заводы".
Поскольку в Беларуси реализуется российский проект ВВЭР-1200, аналогичный проекту Балтийской АЭС в Калининградской области, технические требования к оборудованию реакторной установки, в том числе к корпусу реактора, одинаковы.
Корпус реактора перед отправкой прошел все необходимые проверки контроля качества изготовления на заводе.
Изделие уже доставлено на строительную площадку БелАЭС, в соответствии с регламентом организован входной контроль.
- На каком этапе анализ итогов стресс-тестов на Белорусской АЭС?
- Белорусская АЭС в 2016 году провела анализ безопасности при экстремальных внешних воздействиях на станции. Стресс-тесты проводились по европейской методике с учетом рекомендаций, основанных на разработанных Еврокомиссией и Европейской группой регуляторов ядерной безопасности спецификациях.
Подготовленный по итогам стресс-тестов отчет был направлен регулирующему органу (Госатомнадзору), который организовал проведение экспертизы данного отчета в Объединенном институте энергетических и ядерных исследований - Сосны НАН Беларуси, а также подготовку соответствующего национального доклада, который будет передан Еврокомиссии для проведения его экспертной оценки европейскими регуляторами. Еврокомиссия сможет ознакомиться с результатами стресс-тестов и убедиться, что Белорусская АЭС - очень надежный объект, безопасность при его эксплуатации гарантирована.
Мы проводим открытую информационную политику и уделяем значительное внимание оперативной работе с населением страны и мировым сообществом. Для нас очень важной является объективная информация и профессиональный подход к освещению деятельности в сфере энергетики, в том числе национальной ядерно-энергетической программы. Мы всегда открыты для СМИ, и проведение пресс-туров на действующие и вводимые объекты энергетики, площадку строительства атомной электростанции для нас является системной работой. Большой пресс-тур на АЭС прошел во время Белорусского энергетического и экологического форума, в нем участвовали более 30 журналистов из информационных агентств, радио, печатных и онлайн СМИ Западной, Центральной и Восточной Европы (Бельгия, Бангладеш, Венгрия, Литва, Польша, Чехия, Франция). Только в этом году БелАЭС посетили более 200 журналистов белорусских и зарубежных СМИ. Кроме посещения площадки АЭС для представителей Bloomberg News, Financial Times, The European Times были организованы интервью с руководством Министерства энергетики. Совсем недавно состоялся пресс-тур для журналистов из Латвии.
- Готова ли Беларусь участвовать в энергетических проектах за рубежом?
- Для меня очень важно, чтобы накопленные в энергосистеме компетенции не ушли в песок. Сегодня мы не только занимаемся производством, передачей, распределением и сбытом энергии, но и можем оказывать весь комплекс услуг - от проектирования до строительства энергообъектов. Масштабная модернизация белорусской энергосистемы была проведена в основном силами белорусских специалистов. Активная фаза этой работы завершена, в дальнейшем наши усилия будут направлены на развитие сетевого хозяйства, чтобы и туда пришли самые современные технологии. Развитие сетевого хозяйства нужно не столько ради повышения эффективности (хотя и там есть резервы для сокращения затрат), сколько для повышения надежности электро-, тепло- и газоснабжения наших потребителей.
Сейчас мы активно ведем переговоры с компанией Siemens, чтобы объединить усилия для выхода на рынки третьих стран в рамках реализации крупных инвестиционных проектов, в том числе в Судане. Думаю, есть все предпосылки для нашего выхода на суданский рынок, мы не претендуем на какие-то особые условия и готовы участвовать в тендерных закупках.
Такие предложения к нам поступали и от китайской стороны, и мы открыты к диалогу.
- Как идет подготовка к функционированию единого газового рынка с 2025 года?
- Базовые принципы функционирования общего рынка газа Евразийского экономического союза (ОРГ) будут отражены в программе формирования ОРГ.
Проект программы формирования ОРГ находится в высокой степени готовности. Документом определены основные цели, задачи, принципы, этапы формирования рынка, его функциональная структура, основы взаимодействия субъектов рынка, а также уполномоченных государственных органов сторон по формированию и обеспечению его функционирования. В проекте программы государства - члены союза предусмотрели ряд базовых принципов, позволяющих создать равные условия хозяйствования для всех участников формируемого общего рынка газа.
ОРГ формируется для повышения энергетической безопасности государств-членов, повышения надежности, доступности и качества газоснабжения потребителей газа на территориях государств-членов, повышения экономической эффективности использования газотранспортных систем. Это неотъемлемая часть экономической интеграции в рамках ЕАЭС.
- Беларусь выступает за ускоренное формирование общих энергетических рынков в Евразийском экономическом союзе. Как изменится механизм взаимодействия стран - членов ЕАЭС в сфере энергетики и какой социально-экономический эффект даст создание единых рынков?
- Действительно, с учетом высокой зависимости рынка электроэнергии от рынка газа есть необходимость приложить совместные усилия для синхронизации сроков формирования общего рынка газа и общего электроэнергетического рынка.
Создание конкурентоспособного открытого электроэнергетического рынка невозможно без создания общего рынка первичных энергоносителей. Минэнерго отстаивало подходы по синхронизации процесса создания общих электроэнергетических и газовых рынков в ходе всего переговорного процесса по подготовке проекта Договора о ЕАЭС. Наше особое мнение по этому вопросу, в соответствии с которым республика готова запускать общий электроэнергетический рынок после создания равных условий для субъектов хозяйствования электроэнергетики, закреплено в Концепции формирования общего электроэнергетического рынка ЕАЭС, утвержденной главами государств. Полномасштабная работа общего электроэнергетического рынка на конкурентных началах предусматривается после создания общего рынка газа.
Концепция единых рынков углеводородов и электроэнергии подразумевает доступ участников внутренних рынков к закупкам газа и электроэнергии, а также недискриминационный доступ к соответствующим транспортным инфраструктурам. Купля-продажа углеводородов и электроэнергии будет осуществляться на конкурсной основе внутри ЕАЭС. Это означает, что энергетическая компания страны - участницы ЕАЭС сможет выбирать поставщика конкретного типа энергоносителей исходя из предлагаемых им условий: цены, объемов, стоимости транспортировки и т.д.
- Будет ли предусмотрена возможность оплаты газа в национальных валютах государств ЕАЭС?
- Программой формирования общего рынка газа Евразийского экономического союза предусмотрена покупка газа на национальных биржах с его оплатой в национальных валютах.
- Беларусь и Россия обсуждают формулу цены на газ с 2020 года. В чем заключается позиция белорусской стороны?
- В соответствии с договоренностями подходы по формированию цены на газ на 2020-2024 годы будут определены до 1 июля 2019 года. Они будут сформированы на основании разработанных белорусской и российской сторонами до 1 января 2018 года предложений по программе формирования общего рынка газа Евразийского экономического союза. Напомню, его полноценная работа предусмотрена к 1 января 2025 года.
Переговорный процесс с российской стороной продолжается.
- Для работы в условиях общих рынков в ЕАЭС Беларуси предстоит провести масштабную реформу электроэнергетической сферы. Какие преобразования нужны в первую очередь?
- Беларусь взяла на себя обязательства в рамках создания общего электроэнергетического рынка в ЕАЭС синхронизировать все подходы в энергетике и сделать работу, которую наши партнеры по союзу провели гораздо раньше. Речь идет о разделении производства электроэнергии на конкурентные и монопольные виды деятельности, создании соответствующих структур оптового и розничного рынка и в целом новой системы управления энергетической отраслью страны.
Состоящая сегодня из вертикально-интегрированной компании ГПО "Белэнерго" и не входящих в ее состав локальных энергоисточников электроэнергетическая сфера трансформируется в двухуровневый электроэнергетический рынок (оптовый и розничный). На нем будут работать субъекты электроэнергетики - производители электрической энергии, системно-сетевой оператор, управляющая организация с функциями оператора оптового и розничного электроэнергетических рынков, энергоснабжающие организации. Разделение субъектов позволяет создать прозрачные условия для развития конкуренции среди производителей и последовательно двигаться в вопросе совершенствования отношений в области электроэнергетики.
Вся эта работа будет проводиться в рамках закона "Об электроэнергетике". Проект закона подготовлен, состоялось его общественное обсуждение, в настоящее время он находится на рассмотрении в Совете Министров.
При подготовке законопроекта использовались наиболее прогрессивные подходы мировой практики к формированию отношений в электроэнергетике, учтены основные направления социально-экономического развития Беларуси, в том числе в части создания условий для перехода на самоокупаемость каждого вида экономической деятельности, уход от перекрестного субсидирования, привлечения инвестиций в строительство энергоисточников, развития конкуренции между производителями электроэнергии, повышения энергетической безопасности.
БЕЛТА.