Ровно год мы живем по обновленной Конституции. В стране сохранены права, свободы человека, гарантии их реализации. Беларусь не свернула со своего курса построения суверенного и независимого государства. Что сделано за этот период по приведению законодательства в соответствие с Конституцией, корреспонденту БЕЛТА рассказала председатель Постоянной комиссии по законодательству Палаты представителей Светлана Любецкая.
"В 2022 году состоялся конституционный референдум, в ходе которого были приняты достаточно важные и в определенной степени судьбоносные решения. Одним из них стала институционализация такого важного органа народовластия, как Всебелорусское народное собрание. Причем по мере работы над изменениями в Конституцию совершенствовался и сам подход к законодательному закреплению института Всебелорусского народного собрания. А с учетом общественного обсуждения данный институт приобрел достаточно завершенный вид в плане детального законодательного регулирования на уровне закона "О Всебелорусском народном собрании", который во исполнение решения конституционного референдума и был подготовлен. То, что работа по реализации положений обновленной Конституции велась интенсивно - это мало сказано. Работа в целом велась комплексно, совместно с заинтересованными органами, включая те вопросы, которые подсказывало время уже в ходе разработки соответствующих законопроектов", - сказала Светлана Любецкая.
По ее словам, после референдума законодательство претерпело достаточно существенные изменения. "Это можно назвать пластом законопроектов, которые системно развивали концептуальные положения Конституции. В частности, Палатой представителей за год приняты в первом и втором чтении законопроекты, корректирующие 35 законов. В первом чтении приняты еще 13 проектов законов, которые корректируют 23 закона. Что касается корректировки 35 законов, которые уже приняты, то из них 6 - это важнейшие законы, касающиеся системы органов государственной власти. В частности, это изменения в законы "О Совете Министров Республики Беларусь", "О Национальном собрании Республики Беларусь", "О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь". Полномочия Национального собрания переформатированы согласно положениям обновленной Конституции", - отметила парламентарий.
Что касается закона "О Всебелорусском народном собрании", то он получил широкую информационную поддержку. "Еще раз повторюсь, на стадии его разработки было проведено широкое общественное обсуждение, по итогам которого отдельные нормы были откорректированы с учетом запросов общества", - подчеркнула Светлана Любецкая.
"Как важный элемент построения обновленной системы взаимодействия государства и общества был разработан и принят закон "Об основах гражданского общества", в котором введено понятие субъектов гражданского общества непосредственно для целей деятельности на площадке Всебелорусского народного собрания. Логичным и связанным с этими законопроектами была корректировка Избирательного кодекса Республики Беларусь, которая обеспечит правовую основу для проведения электоральной кампании в единый день голосования в 2024 году, - дополнила депутат. - Немаловажным блоком стали изменения, которые коснулись социальных вопросов. И это еще раз подтвердило социальную направленность государства в рамках проводимых преобразований в политической сфере. Это изменения в Трудовой кодекс, Жилищный кодекс, Кодекс о культуре, Кодекс о земле, Кодекс о браке и семье, Кодекс об образовании, Налоговый кодекс и другие. Обширные изменения кодифицированного законодательства - отличительная черта 2022 года в плане нормотворчества.
Претерпели изменения законы, регулирующие вопросы государственной службы, социальной защиты инвалидов, информации и информатизации, защиты информации, государственной молодежной политики, обращений граждан и юридических лиц и многие другие. Важным этапом реализации правовой политики стало совершенствование законодательства о политических партиях, общественных объединениях, борьбе с коррупцией. Сказать, что какая-то сфера жизнедеятельности осталась без внимания законодателя, - нельзя. И, наверное, такой своевременный и синхронный подход к корректировке законодательства направлен на то, чтобы нормы были сбалансированными, не противоречили одна другой и позволяли всем государственным органам работать в нормальных условиях и иметь для этого достаточные и действенные правовые механизмы", - уточнила Светлана Любецкая.
В настоящее время продолжается достаточно интенсивная законотворческая деятельность, касающаяся весьма важных сфер общественной жизни. "Например, в Палату представителей внесены проекты законов "Об охране окружающей среды", "Об изменении Закона Республики Беларусь "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь", "Об изменении законов по вопросам образования". Предстоит корректировка законов "О пенсионном обеспечении", "О здравоохранении", "О статусе военнослужащих", "О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий". Последовательная целенаправленная работа государственных органов по своевременному приведению законодательства в соответствие с Конституцией - это показатель того, что те задачи, которые были поставлены по итогам конституционного референдума, - усовершенствовать работу государственных органов и их взаимодействие во всех сферах жизнедеятельности, реализуются на постоянной основе", - подчеркнула парламентарий.
Депутат добавила, что в работу по приведению законодательства в соответствие с Конституцией активно вовлечены граждане. "Использование в законотворческом процессе такой формы взаимодействия с обществом, как публичные обсуждения, проявило себя достаточно эффективно. Из последнего я упомяну разработку проекта закона о "Всебелорусском народном собрании", - продолжила она. - Полученный в ходе такого публичного обсуждения опыт оказался очень важным и полезным для законодателей, заинтересованных органовю. Он должен получать дальнейшее развитие и широко применяться. Таким образом можно продиагностировать запрос общества на те или иные законодательные изменения, его реакцию и отношение к предлагаемым государством правовым механизмам решения тех или иных вопросов жизни общества, которые можно будет скорректировать еще в ходе работы над соответствующим законопроектом. Например, при подготовке проекта закона "О Всебелорусском народном собрании" поступило около 500 предложений и откликов. Изучение этих обращений показало достаточно широкую вовлеченность граждан, представителей организаций, субъектов хозяйствования в рассмотрение предложений государства по совершенствованию системы государственного управления и общественной жизни. Предлагались различные варианты тех или иных норм закона, что говорит о конструктивном взаимодействии общества и государства. А поиск оптимальных решений - это уже компетенция законодателя".
Светлана Любецкая напомнила, что по итогам референдума 2022 года был утвержден план законопроектной деятельности, согласно которому предполагалось скорректировать порядка 90 законов, которыми реализация положений конституционного референдума не ограничивается. Поэтому эта работа будет продолжаться, и она обусловлена комплексным подходом к совершенствованию законодательства. Поэтому сам по себе план - это руководство к действию", - уточнила она.
"Год жизни государства и общества в условиях тех задач, которые поставила конституционная реформа, показал, во-первых, что все органы должны эффективно взаимодействовать друг с другом, государство должно взаимодействовать с обществом, и эта работа должна быть достаточно интенсивной, - дополнила парламентарий. - Во-вторых, каждый на своем месте должен качественно, ответственно делать свое дело, и тогда те масштабные задачи, которые стоят перед нашим государством, - выполнимы. А самое главное - осознание обществом своей ответственности за судьбу страны. И от того, насколько будет достигнуто единство всех составляющих, зависит спокойное, поступательное развитие нашей Беларуси".
Светлана СУХАРКО,
БЕЛТА