Линия глобального разлома между Западом и Востоком проходит по границе Беларуси и Польши. Сегодня мы уже не буферные страны, мы страны первого рубежа. Поэтому решения, которые принимаются Минском и Варшавой, могут предопределить будущее не только наших государств, но и всего европейского региона.
Отношения между Беларусью и Польшей, мягко говоря, непростые. С польской стороны без конца сыплются обвинения, требования и ультиматумы в адрес Беларуси. Но вместо того, чтобы обсуждать спорные вопросы, польские власти отгородились заборами и буферными зонами. Терпение Минска, стоит полагать, не безгранично. Президент Беларуси Александр Лукашенко однажды сказал, что соседей не выбирают, они от Бога. Все, что нам остается - это выстраивать с ними отношения. Поэтому белорусская сторона все еще пытается проявлять выдержку и пробует взаимодействовать.
Чтобы разъяснить позицию нашей страны, в том числе для польской аудитории, БЕЛТА в своих материалах уже не раз рассказывала о реальных причинах миграционного кризиса на польско-белорусской границе, о выдвинутых Минском инициативах по решению проблемы и о том, как Варшава игнорировала предложения белорусской стороны. Наше агентство также обращало внимание на агрессивные заявления отдельных польских чиновников, которые провоцируют военную эскалацию во всем восточноевропейском регионе.
И наши материалы, в том числе подкасты на YouTube-канале БЕЛТА, всегда получали обратную связь. Многие поляки оставляли комментарии, в которых пытались донести свое видение ситуации, просили разграничивать позицию чиновников и обычных граждан, говорили о важности сохранения мира и славянского братства. Были и те, кто обвинял нас в предвзятости, обижался, что белорусы выбрали не ту сторону.
На самом деле мы очень благодарны каждому, кто приходил на наш канал, чтобы поделиться своим мнением. Мы видим неравнодушие и искреннее беспокойство за будущее всего нашего региона. Видим, что несмотря на пятиметровый забор, увенчанный колючей проволокой, диалог между народами Беларуси и Польши продолжается.
Политическая действительность такова, что стены, барьеры и красные линии нынче в моде. Однако нужно понимать, что мода изменчива. И чем она менее практична и более затратна, тем быстрее сойдет на нет.
В этот раз мы хотим не просто рассказать о наболевшем в отношениях Беларуси и Польши, но и показать, что многие проблемы между нашими странами на самом деле общие. И сопутствующий ущерб приходится делить на двоих. Но есть ли другой подход, который позволил бы "минус" сменить на "плюс"? И можем ли мы сегодня задать свой собственный модный тренд на прагматичное взаимодействие и защиту региональных интересов?
Начнем с наболевшего - миграционного кризиса на польско-белорусской границе. В Варшаве утверждают, что это часть гибридной войны, которую ведет Беларусь против Польши. В некоторых заявлениях упоминается Россия, которая якобы содействует притоку мигрантов. Каким образом? По версии польской стороны, Минск и Москва собирают мигрантов по всему миру, чтобы подбросить к границе с Польшей.
Обойдемся без иронии. Просто еще раз объясним, откуда в самом деле на восточной границе ЕС взялись мигранты.
Вспомним 2015 год. В это время Европа столкнулась с масштабным миграционным кризисом. Сотни тысяч человек из стран Ближнего Востока и Африки бежали в Евросоюз, спасаясь от разрухи, нищеты и войн, которые были развязаны в том числе с участием европейцев.
С приходом пандемии миграционные потоки во всем мире существенно сократились. Но ненадолго. В 2021 году рост числа мигрантов был отмечен практически на всех маршрутах миграции в ЕС. Что вполне закономерно. Из-за экономического спада в бедных странах жить стало еще тяжелее. В мире заговорили о наступлении пандемии голода. А тем временем европейские страны начали ослаблять антиковидные ограничения.
Примерно в это же время происходит бегство американцев из Афганистана, что провоцирует миграцию афганских беженцев - в том числе в Европу. И в том числе через территорию Беларуси.
Именно 2021 год считается началом миграционного кризиса на польско-белорусской границе. Правда, польские власти сейчас признают: с миграционным давлением Польша сталкивается с 2015 года. И виною тому вовсе не Беларусь, а действия предыдущего правительства во главе с партией "Право и справедливость" (ПиС), которое в бесконтрольном порядке выдавало иностранцам разрешения на работу - без учета приоритетов польской внешней политики и политики безопасности, а также реальных потребностей польской экономики.
И все же, почему до 2021 года проблема с миграцией для Польши не стояла так остро? Ответ прост: с миграционным давлением полякам помогали справляться белорусы. По линии погранслужб Беларуси и Польши было налажено четкое взаимодействие. Кроме этого, осуществлялось тесное сотрудничество между Беларусью и Евросоюзом - вплоть до заключения договора о реадмиссии. Стоит отметить, что наша страна защищала границу с ЕС не только от нелегальной миграции, но и от наркотрафика и контрабанды оружия.
Евросоюз, и в том числе Польша, сполна отблагодарили Беларусь за помощь в 2020 году, объявив нам санкционную войну. Более того, по инициативе польской стороны и других европейских "партнеров" с Беларусью было свернуто приграничное сотрудничество.
В чем заключалась логика подобных мер, трудно даже представить. Ладно Брюссель, где на чаше весов традиционно перевешивает политическая конъюнктура. Но ведь польские власти прекрасно понимали, что речь идет о безопасности их восточной границы. И несмотря на это, фактически выстрелили себе в ногу.
Через некоторое время Минск заявил, что в одиночку сдерживать поток нелегальных мигрантов в страны Евросоюза не может - из-за санкций на это нет ни лишних денег, ни сил. Все просто - белорусским властям нужно было обеспечивать безопасность своего народа, а не тратить средства на охрану границы с ЕС.
А теперь зададим главный вопрос. Могла ли Беларусь в той ситуации поступить иначе? То есть, находясь под гнетом европейских санкций, продолжать нести бремя по защите границ европейского сообщества? Фактически границ агрессора, развязавшего против нас экономическую войну. Ответ очевиден - не могла, да и не было смысла. Но могла ли Польша сохранить пограничное сотрудничество с Беларусью? Могла ли отстоять свои интересы перед Брюсселем, как это делают сегодня Венгрия или Словакия, когда их затрагивают антироссийские санкции ЕС?
Учитывая, что в то время во главе Польши стояло правительство ПиС, которое конфликтовало с Брюсселем по более мелким поводам, при желании Варшава вполне могла сохранить сотрудничество с Беларусью. Сообща преодолеть миграционный кризис было бы гораздо легче. Но польские власти были одержимы другими желаниями. Польское правительство пыталось побольнее ударить Беларусь, но в итоге ударило по своей же стране и по простым полякам.
Правительство ПиС подошло к решению миграционного кризиса довольно оригинально - построив на границе забор. Великая польская стена обошлась в $370 млн. Правда, с приходом новых властей выяснилось, что забор дырявый. Теперь правительство Дональда Туска намерено потратить еще столько же, чтобы "забор заработал".
К слову, за этим забором польские чиновники проворачивали такие дела, что расследованию нет конца и края. С участием бывшего замминистра польского МИД Петра Вавжика была развернута целая мошенническая схема по продаже виз гражданам десятков стран, в том числе Пакистана, Бангладеш и Ирана. Цена вопроса - $5 тыс. Позже стало известно, что визы налево и направо раздавали и польские вузы. Тысячи иностранцев, у многих из которых не было даже среднего образования, получали студенческие визы, а затем бесследно пропадали на просторах Шенгенской зоны. И все это время у "писовцев" было надежное прикрытие - Беларусь. Удобно, не так ли?
Параллельно со строительством стены польские чиновники закрывали погранпереходы. В ноябре 2021 года Польша в одностороннем порядке закрыла один из крупнейших погранпереходов на польско-белорусской границе - "Кузница Белостоцкая" (с белорусской стороны - "Брузги"). Это привело к значительному увеличению нагрузки и длинным очередям транспортных средств в пункте пропуска "Бобровники" ("Берестовица"). Однако в феврале 2023 года польская сторона закрыла и "Бобровники". Таким образом, на гродненском направлении не осталось ни одного действующего погранперехода.
Для граждан, желающих пересечь границу, оставался только один международный пункт пропуска - "Тересполь" ("Брест"). Также для грузоперевозчиков действует международный пункт пропуска "Кукурыки" ("Козловичи"). Однако в феврале 2023 года Варшава ввела ограничения и для "Кукурык". Теперь через данный пункт пропуска разрешено следовать только тягачам, которые зарегистрированы в государствах ЕС и Европейской ассоциации свободной торговли.
В ответ Минск ограничил польским грузовым автомобилям и тягачам въезд на территорию Беларуси. Зарегистрированным в Польше большегрузам разрешалось въезжать и покидать Беларусь только через те пункты пропуска, которые находятся на белорусско-польском участке границы.
Еще одна идея Варшавы - буферная зона на границе с Беларусью. Речь идет об участке вдоль границы протяженностью свыше 60 км, который в течение 90 дней запрещается посещать посторонним лицам. Запрет был введен в июне и продлен еще на 90 дней в сентябре. Причина - охрана госграницы на фоне миграционного кризиса.
Своими пограничными проектами польские власти фактически нанесли тройной удар. Во-первых, по простым полякам и белорусам, для которых пересечение границы стало головной болью. Во-вторых, по иностранным перевозчикам, следующим транзитом через Беларусь и Польшу. И в-третьих, по польским бизнесменам, которые столкнулись с оттоком клиентов и оказались на грани банкротства.
Что касается белорусских перевозчиков, то их польские меры на границе затронули в меньшей степени, поскольку в отношении белорусских водителей Евросоюз ввел ограничения еще в апреле 2022 года.
А тем временем бизнесмены на польской стороне из-за приграничного креатива Варшавы оказались на грани банкротства. Особенно сложная ситуация сложилась в Подлясье. Здесь предприниматели из сферы торговли, общественного питания, гостиничного и туристического бизнеса столкнулись с оттоком клиентов, значительную часть которых составляли белорусы. Это в свою очередь привело к сокращению рабочих мест. Не досчитался налоговых выплат и польский бюджет, который финансирует образование, медицину, обеспечивает социальные выплаты.
По словам предпринимателя Эвелины Григатович-Шумовской из польского объединения бизнесменов "Объединенный восток", только в 2022 году через переход в Бобровниках границу с Польшей пересекли 1,2 млн путешественников. "Я не понимаю, как можно поступать так со своей страной, где, по сути, экспорт движет нашей экономикой... Мы работали 20 лет, чтобы стать туристической жемчужиной. Мы - зеленые легкие Польши. А теперь нам советуют сменить отрасль. Вот я и спрашиваю, что нам следует изменить в воеводстве, учитывая его географическое положение? Мы не будем торговать с Германией", - заявила предприниматель.
К слову, о географическом положении. Через Польшу и Беларусь проходят не только пути миграции, но и торговые пути. Сегодня наши страны обеспечивают транзит товаров з Запада на Восток и обратно. А терминал таможенного оформления в Малашевичах, на границе Польши с Беларусью, называют "китайскими воротами в Европу". Через него проходит до 90% товаров, поставляемых из Китая в ЕС. Транзит идет и в обратном направлении.
В июне президент Польши Анджей Дуда посетил Пекин, чтобы обсудить с лидером КНР Си Цзиньпином ситуацию на границе с Беларусью. В Варшаве полагали, что Пекин может оказать давление на Минск в ситуации на границе. Стоит полагать, что в Китае доводы Варшавы действия не возымели. И тогда польские власти временно блокировали терминал в Малашевичах.
В стабильной работе Малашевичей заинтересованы все стороны - Китай и Евросоюз как торговые партнеры, Беларусь и Польша как государства, предоставляющие транзитные услуги. Пожалуй, единственная страна, которая не заинтересована в укреплении торговых связей Китая и Европы, - это США.
С одной стороны, когда польские чиновники пытаются шантажировать Китай или Беларусь закрытием Малашевичей, это выглядит нелепо. Закрыв терминал, Польша нанесет огромный удар по своей экономике. Не говоря уже о репутационном ущербе и необходимости объясняться с европейскими партнерами, заинтересованными в торговле с Китаем.
С другой стороны, понимая, какое влияние на Польшу оказывают Соединенные Штаты, заявления Варшавы о возможном закрытии границы могут быть вполне серьезными. Но в этом случае любые ультиматумы в адрес Минска абсолютно пустые. Если Варшава и примет решение закрыть границу, то это никоим образом не будет лежать в плоскости белорусско-польских отношений.
История с попыткой Польши надавить на Китай ничем хорошим для поляков не закончилась. Лаконичную оценку манипуляциям Варшавы дал один из польских чиновников. "Мы подталкиваем Китай оказать давление на Беларусь, но, видимо, они не поняли нашу просьбу и вместо этого направили в Минск НОАК (Народно-освободительную армию Китая. - Прим. БЕЛТА)", - сказал польский функционер в интервью изданию South China Morning Post. Говоря о НОАК, он подразумевал совместные учения Беларуси и Китая "Атакующий сокол", которые стартовали в нашей стране 8 июля. Как раз после блокировки Малашевичей.
Наблюдать со стороны за действиями польских властей в ситуации с Малашевичами было даже печально. Ведь по сути польские элиты совершенно бездумно поставили на кон транзитную отрасль своей же страны, свои отечественные предприятия и благополучие своих граждан. Еще более удивительно, что на такие шаги идет Дональд Туск, который известен своим рациональным подходом и прагматичностью.
Мы часто слышим о том, что наплыв мигрантов вредит Польше. Но Польша такая же транзитная страна для мигрантов, как и Беларусь. Поэтому миграционный кризис в не меньшей степени ударил и по нашей стране. И пока Польша городила дырявые заборы, Беларуси пришлось справляться с ситуацией в одиночку.
В пиковый период в 2021 году в нашу страну хлынули тысячи беженцев, в том числе женщины, старики и несовершеннолетние дети. Эти люди нуждались в помощи: крыше над головой, питании, медицинских услугах. В Беларуси им помогали всем миром - подключились и госслужбы, и общественные организации, и неравнодушные белорусы.
Беларусь неоднократно предлагала Польше совместно разобраться в ситуации на границе. Однако Варшава эти предложения раз за разом игнорировала. В итоге Беларуси пришлось преодолевать миграционный кризис собственными силами. И это в условиях, когда страна со всех сторон была обложена западными санкциями.
И что же теперь? Взглянем на цифры. По данным европейского агентства Frontex, в 2019-2020 годах по белорусскому маршруту проходило всего 0,5% от общего числа мигрантов, следующих в Евросоюз. В пиковый 2021 год их доля действительно увеличилась - до 4%. Но затем произошел спад. За последние два года миграционный поток через Беларусь сократился до 0,3% - то есть стал ниже, чем был до 2020 года. Так существует ли в действительности миграционная угроза, о которой говорят польские власти?
И тем не менее Варшава, не сделавшая ничего для решения проблемы, продолжает предъявлять требования Минску.
Не так давно министр иностранных дел Беларуси Максим Рыженков сообщил, что позиция Минска в связи с ситуацией на границе была доведена до временного поверенного в делах Польши в Республике Беларусь. Звучала она так: мы готовы принять любую польскую делегацию, любых польских экспертов, специалистов, представителей руководства для того, чтобы вместе рассмотреть ситуацию на границе.
Беларусь готова. Приезжайте, смотрите, поднимайте темы, которые вас волнуют. Однако Польша молчит. Но как можно решать вопросы с теми, кто не идет на диалог? Из польских СМИ мы узнаем, что у Варшавы появляются новые условия, новые ультиматумы, которые выглядят, скорее, как отговорки.
Сначала раскручивалась тема с убийством польского военнослужащего на границе, в котором подозревается мигрант. Белорусская сторона заявила, что готова провести расследование, просила предоставить сведения об обстоятельствах трагедии. И на этом со стороны Варшавы все сошло на нет. Сейчас прикрытием у польских властей стал осужденный в Беларуси Анджей Почобут, который имеет паспорта Беларуси и Польши. Только вдумайтесь: Варшава требует от Минска выпустить преступника как условие для разрешения ситуации на границе. При том, что эта ситуация является проблемой для самой Польши. Это просто какой-то сюрреализм.
Со стороны Беларуси для решения миграционного кризиса нет никаких препятствий. Если для польской стороны это действительно важный вопрос, то решить его не составит труда. В Минске понимают, что нынешнее правительство во главе с Дональдом Туском не несет вину за безответственную политику предыдущих властей.
Но что же господин Туск? Миграционный кризис все еще угрожает безопасности его государства? Готовы ли он начать что-то делать, чтобы устранить эту угрозу? Без условий, без хамства и без тщеславных замашек - ведь в таких вопросах торг неуместен.
Хотелось бы успокоить польских функционеров. Разрешение миграционного кризиса и возобновления взаимодействия на уровне пограничных служб отнюдь не будет означать политическое потепления в отношении наших стран. На Висле уже сделали немало шагов, чтобы подорвать доверие белорусов. Поэтому речь идет о точечном решении одной конкретной проблемы. Вряд ли, западные партнеры этому воспротивятся. Та же Германия, которая является пунктом назначения для большинства нелегальных мигрантов, следующих через Польшу, лишь поддержит подобную инициативу.
На самом деле решить миграционный кризис, который на сегодняшний день и кризисом не назовешь, довольно просто. Но для этого нужно хотя бы начать диалог, к которому Беларусь готова. Мяч на стороне Польши.
Но это в том случае, если речь действительно идет о мигрантах. Если же цель в том, чтобы под прикрытием буферной зоны стянуть к границе военную технику НАТО или же полностью закрыть границу, оборвав крупнейший сухопутный маршрут из Китая в Европу, - то это уже совершенно другой разговор и другой кризис. Но и в этом случае пока еще не поздно начать диалог.
Все меры, которые польские власти в последние годы предпринимали в отношении Беларуси, так или иначе наносили вред самой Польше. Санкции и отказ от пограничного сотрудничества вылились в миграционный кризис. Закрытие погранпереходов и введение буферной зоны ударило по тысячам поляков, занятых в сфере туризма или логистических услуг. Угрозы блокировать китайский транзит могут подорвать транзитную отрасль Польши, в которой трудоустроены тысячи поляков, а также подорвет доверие к Варшаве со стороны всего Востока. А ведь всего этого можно было бы избежать.
Судя по тому, что на прошлой неделе польское руководство продлило срок действия буферной зоны на границе, ни о каком диалоге с Минском в Варшаве и не думают. Из этого следует лишь один вывод - миграционная проблема лишь прикрытие.
И здесь мы подходим к еще большей проблеме - ситуации с безопасностью. Сегодня Польша не просто наращивает боевой потенциал своей армии. Польская сторона совместно с партнерами по НАТО осуществляют активную милитаризацию восточного приграничья. Сюда стягивается военная техника, ведется развертывание воинских формирований, осуществляются военные маневры. В этой ситуации весьма удобна буферная зона, куда не пускают ни журналистов, ни представителей общественных и правозащитных организаций.
Ясно одно. И сама Польша, и НАТО во главе с США вынашивают конкретные планы действий в нашем регионе. Как говорилось выше, по белорусско-польской границе проходит линия разлома между Западом и Востоком. И мы находимся на первом рубеже.
Предложения Минска вернуться к диалогу - это попытка отвести наши страны от края пропасти. Для этого не нужно менять политический курс, не нужно переходить на другую сторону. Достаточно лишь вести ответственную зрелую политику и ставить в приоритет национальные интересы.
Чего по большому счету хочет Польша? Вряд ли польское руководство стремится превратить свою страну в арену боевых действий. Но Варшава определенно подыгрывает милитаристским замыслам заокеанских друзей. Могут ли политические элиты Польши гарантировать, что подобная игра с огнем не приведет к пожару в их собственном доме? Власти соседней Украины поставили на кон будущее своего государства и народа. И мы все видим, к чему это привело.
Можно полагать, что польским руководством движут большие амбиции. Варшава не скрывает, что стремится вывести свою страну в европейские лидеры. В то время как Франция и Германия теряют позиции, такие государства как Польша торопятся занять их место. Хотелось бы верить, что в этой гонке польские элиты не потеряют голову и успеют вовремя нажать на тормоза.
А еще хотелось бы напомнить польскому руководству, что быть лидером - значит объединять вокруг себя, указывать новый путь и задавать собственные тренды. И, пожалуй, больше всего европейский континент сегодня нуждается в тренде на мир. Возможно, именно тот, кто в нынешней обстановке найдет в себе силы задать мирный тренд, и станет будущим лидером Европы.
Вита ХАНАТАЕВА,
БЕЛТА.