В День милиции корреспондент БЕЛТА встретился с заместителем министра внутренних дел Николаем Мельченко, который рассказал о передовых технологиях в системе мониторинга общественной безопасности, биометрических документах, готовности к II Европейским играм, сотрудничестве с российскими правоохранителями и о том, сколько иностранцев захотели стать гражданами Беларуси в минувшем году.
- Последние пару лет в Беларуси в среднем более тысячи преступлений раскрывается благодаря видеокамерам. А в 2017 году был принят указ №187 "О республиканской системе мониторинга общественной безопасности" , которая объединит на одной платформе камеры, различные датчики, тепловизоры, другие специальные детекторы и информационные ресурсы. Какова готовность системы? Будет ли использоваться технология распознавания лиц?
- Количество раскрытых с помощью видеокамер преступлений растет из года в год. Если в 2014 году камеры помогли опознать виновников более более тысячи злодеяний, то в прошлом году таких случаев стало практически в два раза больше. Это говорит о том, что система видеонаблюдения - важное подспорье для борьбы с преступностью.
В соответствии же с указом №187 определены правовые основы создания в стране системы мониторинга общественной безопасности. Это то, что позволит объединить в одно целое камеры видеонаблюдения, детекторы на интеллектуальной платформе видеоаналитики, прочие ресурсы. В перспективе планируем, что по заданной программе система в автоматическом режиме будет распознавать лица, определенные происшествия, противоправные деяния, регистрационные знаки машин, определять оставленные предметы. При этом незамедлительно информация для последующего реагирования будет поступать в органы внутренних дел и иным заинтересованным.
Отмечу, что средствами системы видеонаблюдения на сегодня оборудованы более 24 тыс. объектов. При этом оснащены и готовы к интегрированию в систему мониторинга почти 11 тыс. из них. Обязанности по созданию системы мониторинга, ее функционированию, управлению, развитию и технической эксплуатации в соответствии с указом №187 возложены на технического оператора, который определен в прошлом году на конкурсной основе.
- Если продолжать тему технологий, то в Госавтоинспекции уже давно используется фото- и видеофиксация, с недавнего времени началось тестирование новой автоматизированной информационной системы ГАИ. Как проходит апробация нововведения, планируются ли еще технические новшества по линии ГАИ?
- Тестирование новой системы ГАИ идет успешно. В первую очередь в этом году будут введены в опытную эксплуатацию подсистемы "Регистрация транспорта" и "Учет административных правонарушений". Начаты работы по созданию рабочего места "Мобильный инспектор" на основе планшетного компьютера. Это позволит автоматизировать процесс оформления нарушений инспекторами дорожно-патрульной службы. В перспективе разработка подсистемы "Выдача водительских удостоверений".
- В Минске в 2018 году начали использовать интеллектуальный алгоритм борьбы с заторами. Насколько эффективно он работает, планируется ли внедрение в других городах?
- Тестировать видеоконтроль автоматизированной системы управления движением начали в ноябре прошлого года на проспекте Машерова - от улицы Козлова до улицы Тимирязева. Там внедрена адаптивная технология управления дорожным движением, исходя из параметров транспортного потока, получаемых в реальном времени от детекторов. То есть в зависимости от полученных сведений система выбирает наиболее подходящий план координации, корректирует режимы светофоров, а также сообщает о том или ином дорожном событии. Внедрение этой технологии позволило повысить скорость сообщения на 14%, снизить количество ДТП с пострадавшими на 30%, снизить экологические потери на 11%, а также увеличить пропускную способность проспекта Машерова на 10%.
В будущем аналогичным образом планируется оборудовать 90 перекрестков в Минске, это касается проспекта Пушкина, улиц Орловская, Сурганова, Аэродромная, проспектов Партизанский, Рокоссовского, Независимости, Дзержинского. Я думаю, что, учитывая положительный опыт Минска, в других городах также со временем будут применяться подобные системы управления движением.
- Планировалось, что на МКАД появится система идентификации инцидентов - для предупреждения водителей. Проект начинали реализовывать, но подрядчик не справился с работами. Как сейчас обстоит ситуация с внедрением этой системы?
- В общем контроль инцидентов и маршрутное ориентирование - часть интеллектуальной транспортной системы Минска. Она сейчас создается в основном силами белорусских предприятий и включает несколько составляющих, в том числе управление дорожным движением, общественным транспортом, парковочным пространством. Что касается именно подсистемы контроля инцидентов и маршрутного ориентирования, руководством Минска прорабатываются различные варианты финансирования проекта. Рассматриваются возможности как привлечения сторонних инвестиций, так и обеспечение за счет бюджета столицы.
- Современные технологии помогают и Департаменту по гражданству и миграции МВД. Не так давно была введена электронная регистрация для приезжающих в Беларусь иностранцев. Насколько хорошо работает эта услуга? Сообщалось, что многие не могут зарегистрироваться из-за неверно вводимых данных.
- С 2 января - времени появления электронной формы - с ее помощью зарегистрировались около 2 тыс. иностранцев. Для успешности процедуры важно, чтобы указывались данные в соответствии с документами, которые гости предъявляли при въезде в Беларусь, иначе в электронной регистрации будет отказано. При этом всегда остается возможность лично обратиться в подразделение по гражданству и миграции органов внутренних дел для регистрации временно пребывающего иностранца.
В настоящее время МВД и Национальный центр электронных услуг работают над изменением формы заявления на электронную регистрацию. Делается это, чтобы упростить процедуру его заполнения. Однако требования к достоверности предоставления своих персональных данных со стороны иностранцев остаются прежними.
- Введение в Беларуси биометрических документов планируется в 2020 году. Поступило ли в МВД оборудование, с помощью которого можно выпускать ID-карты? Как продвигается синхронизация всех информационных систем различных ведомств для реализации проекта?
- Поставка оборудования для персонализации ID-карт и биометрических документов запланирована на сентябрь текущего года. Работа идет согласно "дорожной карте" по внедрению биометрических документов и созданию Белорусской интегрированной сервисно-расчетной системы (БИСРС).
При этом один из основных этапов введения биометрических документов - слияние системы сбора и обработки биометрических данных, персонализации, выдачи и контроля биометрических документов с БИСРС. Системным координатором работ по внедрению и эксплуатации биометрических документов выступает МВД, а работу по созданию БИСРС координирует Минсвязи. Это министерство поэтапно проводит необходимые мероприятия, в том числе по интеграции информационных систем различных ведомств.
- Планируется открыть Центр персонализации данных в процессе введения биометрических документов, куда в режиме реального времени будет поступать информация со всех отделов по гражданству и миграции. Где предполагается его разместить?
- Централизованная система создается в Беларуси на основе передовых мировых информационных технологий. Работа идет уже сейчас. Важно, что процесс персонализации биометрических документов будет вестись в полном соответствии с требованиями Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Центр будет организован в Бюро паспортизации населения МВД Беларуси.
- Уже несколько месяцев осталось до старта в Беларуси II Европейских игр. Белорусские правоохранители изучали опыт зарубежных коллег по обеспечению безопасности на подобных крупных мероприятиях. Соответствует ли наша система международным стандартам? Какие сотрудники проходят специальную подготовку?
- Делегации МВД изучили организацию охраны правопорядка при проведении I Европейских игр 2015 года, IV Исламских игр солидарности 2017 года в Азербайджане. Изучался опыт правоохранительных органов зарубежья во время крупных международных спортивных мероприятий и ведомственных командировок, например, в России, Китае, Казахстане и Японии. Результаты показывают, что в целом белорусская концепция обеспечения безопасности во время таких мероприятий отвечает всем стандартам.
Почти 300 сотрудников территориальных органов милиции и военнослужащих внутренних войск МВД прошли обучение английскому языку в учреждениях образования МВД. Более 60 сотрудников и военнослужащих учатся и сейчас.
Важна не только подготовка людей, но и оснащение мест спортивных мероприятий временной инфраструктурой, в том числе техсредствами и системами охраны. Этим занимаются организаторы соревнований. Им внесены предложения по совершенствованию мер безопасности.
- Министерства внутренних дел Беларуси и России будут обмениваться информацией в электронном виде по специальному защищенному каналу - соглашение об этом было подписано в декабре 2018 года. В чем суть договоренности? Какого рода информацией будут обмениваться правоохранители?
- Сейчас соглашение готовится к ратификации в парламенте. Уполномоченные подразделения двух стран практически завершили разработку технических протоколов информационного, технологического взаимодействия и защиты информации. В них будет определен перечень передаваемых и получаемых в электронном виде сведений, особенности передачи хранения, защиты информации и доступа к ней, сроки установки технических средств, введения в эксплуатацию каналов связи и их обслуживания.
К примеру, по линии Госавтоинспекции планируется обмен информацией о зарегистрированных на территории Союзного государства машинах, выданных водительских удостоверениях и совершенных административных правонарушениях. Это позволит ускорить подтверждение факта регистрации транспорта на территории России и сократить сроки снятия для связанных с этим ограничений по регистрационным действиям для граждан Беларуси.
- Ведется ли работа по отмене в Союзном государстве бумажных миграционных карт и переходу на электронные?
- С 6 марта 2018 года вступил в силу подписанный в Гродно протокол о внесении изменений и дополнений в соглашение между Беларусью и Россией от 5 октября 2004 года - об использовании миграционной карты единого образца. Внесенные изменения предполагают, что все категории въезжающих в Беларусь иностранцев освобождены от заполнения и предъявления миграционной карты, кроме гостей, что следуют транзитом в Россию. При выезде из Беларуси в РФ иностранные граждане получают миграционную карту в подразделениях по гражданству и миграции по месту пребывания.
Вопросы взаимодействия, в том числе проблемные, два раза в год рассматриваются на заседаниях межгосударственной межведомственной рабочей группы. Она занимается выработкой рекомендаций по проведению согласованной миграционной политики. Туда входят представители госорганов Беларуси и России. При этом вопрос о переходе на электронные миграционные карты не поднимался.
Учитывая, что Беларусь отменила миграционные карты для всех категорий въезжающих в страну иностранцев, данный аспект для нас не актуален. Однако заинтересованными органами прорабатываются возможности взаимного доступа к информационным ресурсам на основании соглашения об информационном взаимодействии МВД Беларуси и России. Над этим мы сейчас работаем.
- Сообщалось, что белорусов, въезжающих в Россию более чем на месяц, хотят обязать проходить дактилоскопическую регистрацию - МВД РФ продвигает инициативу по ее проведению для всех приезжающих в Россию иностранцев. Планируется, что закон заработает с 1 июля 2019 года. Поступала ли информация от российских коллег о планируемом нововведении?
- Российские коллеги не информировали МВД Беларуси о разработке такого законопроекта. Я думаю, мы эту новацию обсудим на очередном заседании межгосударственной межведомственной рабочей группы по выработке рекомендаций по проведению согласованной миграционной политики. Оно состоится в апреле в России.
- Концепцию миграционной политики Союзного государства планируется утвердить в 2019 году. Как продвигается работа над этим документом?
- Совместным приказом министерств внутренних дел Беларуси и России создана рабочая группа по разработке концепции. В конце декабря прошлого года утвержден план первоочередных мероприятий. Российской стороной разработана и представлена примерная структура и содержание концепции, которая рассмотрена заинтересованными госорганами Беларуси и направлена в адрес российской стороны. Работа над этим документом ведется практически ежедневно.
- Беларусь и ЕС с 2014 года проводят консультации по проектам соглашений об упрощении визовых формальностей и реадмиссии, которые планируется подписать пакетом. Есть подвижки в этом направлении?
- Соглашение об упрощении визовых формальностей является прерогативой МИД. В компетенцию МВД входит разработка соглашения о реадмиссии. Проект соглашения о реадмиссии лиц, пребывающих без разрешения, в ноябре 2018 года окончательно согласован с европейскими партнерами на экспертном уровне. Он также прошел процедуру согласования в государственных органах Беларуси.
МВД и другие госорганы совместно с международными организациями при финансовой поддержке Евросоюза реализуют проекты для создания эффективных инструментов, которые помогут нашей стране выполнять международные обязательства по заключаемому соглашению о реадмиссии. По проекту же соглашения об упрощении визовых формальностей Министерством иностранных дел совместно с европейскими партнерами проводится доработка и согласование технических деталей указанного договора.
- Сколько иностранцев обратились в 2018 году за получением гражданства Беларуси и сколько получили статус беженца в нашей стране?
- Органы внутренних дел Беларуси в 2018 году приняли к рассмотрению около 2,5 тыс. ходатайств иностранцев о приобретении белорусского гражданства. Примерно две трети заявителей - это граждане Украины, России и Казахстана. В то же время за период действия законодательства о вынужденной миграции в Беларуси - с 1997 года по настоящее время - более 8,5 тыс. иностранцев из 65 стран обратились в компетентные органы с ходатайствами о предоставлении статуса беженца, дополнительной защиты или убежища. Всего по состоянию на 1 января 2019 года статус беженца предоставлен 943 иностранцам из 22 стран мира. Наибольшее их количество - около 67% - составляют граждане Афганистана. Дополнительная защита предоставлена более 3,2 тыс. иностранцам из 13 государств. Она в основном предоставлена гражданам Украины, которые составляют около 93% от общего числа иностранцев, получивших такой статус. Кроме того, дополнительную защиту получили граждане Сирии, Йемена, Ирака и некоторых других стран.
- Часто ли сотрудники милиции выявляют двойное гражданство - белорусское и иностранное? Как поступают в таких случаях?
- По законодательству за гражданином Беларуси не признается принадлежность к гражданству иностранного государства. То есть наличие у белоруса иностранного гражданства само по себе не противоречит закону, но на территории Беларуси такой человек считается только белорусским гражданином. Однако важно отметить, что такой подход был не всегда. До 17 августа 2002 года действовал закон от 1991 года. В нем была норма, согласно которой приобретение гражданином Беларуси иностранного гражданства являлось основанием для регистрации утраты белорусского. Если такая информация поступает в органы внутренних дел только сейчас, проводится проверка принадлежности к гражданству Беларуси. По ее результатам, в зависимости от обстоятельств, может констатироваться факт прекращения белорусского гражданства.
- Беларусь граничит со странами Евросоюза, правоохранители регулярно пресекают каналы незаконной миграции в ЕС. Что можно сказать о ситуации с мигрантами в Беларуси, насколько часто милиция выявляет нарушения ими законодательства?
- Обстановка остается стабильной и управляемой. В 2018 году уменьшилось в сравнении с 2017 годом количество совершенных иностранцами преступлений, предварительное расследование по которым окончено, - примерно с 1,7 тыс. до более 1,5 тыс. Снизилось и число совершивших преступления иностранцев - с почти 1,2 тыс. до около 1,1 тыс. Удельный вес от общего количества расследованных в стране преступлений уменьшился на 0,2% и составил 2,6%. При этом наибольшее количество преступных деяний совершено гражданами России (63,4%, 1 004 преступления), а также Украины (11,4%, 180). Это в первую очередь обусловлено пребыванием в республике наибольшего количества граждан этих стран. Вместе с тем увеличилось количество совершенных иностранцами административных правонарушений - примерно с 218 тыс. до почти 234 тыс. Главным образом это произошло за счет роста количества нарушений по линии ГАИ.
- Беларусь плодотворно сотрудничает с Китаем, а на улицах Минска часто можно встретить студентов из этой страны. А сколько всего у нас в стране граждан Китая?
- По данным на 2018 год, в Беларуси состоят на учете 127 граждан КНР, получивших разрешение на постоянное проживание. Кроме того, более 5 тыс. граждан этой страны получили разрешение на временное проживание сроком до одного года, из них для обучения - более 3,1 тыс., для работы - свыше 1,6 тыс., к супругу или близкому родственнику - более 200, а на другие цели - 88. Кстати, в прошлом году Беларусь с различными целями посетили более 20 тыс. гостей из Китая.
- Один из аспектов работы МВД, который вы курируете, - контроль за оборотом оружия в стране. В 2018 году правоохранители изъяли более тысячи единиц незарегистрированного оружия, более 70 тыс. боеприпасов различного калибра, граждане добровольно сдали свыше 1,1 тыс. единиц и более 256 тыс. боеприпасов. Можете ли назвать основные источники происхождения нелегального оружия?
- Среди выведенного из оборота незарегистрированного оружия большинство - охотничьи гладкоствольные ружья. Что касается незарегистрированного нарезного, то в основном это военные и довоенные образцы советского и немецкого производства. Это винтовка Мосина, Маузера, пистолет-пулемет Шпагина, иногда встречаются пистолеты ТТ и револьверы системы Нагана. Современное стрелковое оружие из незаконного оборота изымается крайне редко.
Анализ источников поступления показывает, что незаконное гладкоствольное охотничье оружие, карабины, спортивные малокалиберные винтовки - это то, что приобреталось до введения в СССР системы регистрации в органах внутренних дел, что в основном хранилось людьми в домах, гаражах, сараях, на чердаках. Какая-то часть из изъятого была найдена гражданами в местах боев времен войны, в том числе так называемыми черными копателями.
- В 2017 году в СМИ проходила информация, что житель Жлобина хранил дома коллекцию оружия, в том числе пулемет. В прошлом году фиксировались подобные случаи?
- Сотрудники милиции в августе прошлого года целый арсенал изъяли в Витебске у местного жителя: автомат Калашникова, пистолет Макарова, малокалиберную винтовку "Байкал", револьвер неустановленного образца и почти 300 патронов различного калибра. Также в августе 2018-го у жителя Гродно были изъяты незарегистрированные охотничий карабин ТОЗ-16, спортивная винтовка "Биатлон 6", обрез охотничьего ружья и 163 патрона.
- Несколько лет назад Департамент охраны МВД начал бесплатно оборудовать учебные заведения тревожной сигнализацией, брать их под охрану. По информации министра внутренних дел Игоря Шуневича, в Минске при спонсорской помощи МВД тревожные кнопки установлены более чем в 300 учреждениях образования, существует подобная практика и в регионах. В какой степени школы страны подключились к этой инициативе?
- К пультам централизованного наблюдения подразделений Департамента охраны подключены более 3,2 тыс. учреждений образования, из них более 600 - в Минске. С 2014 года департамент оказал спонсорскую помощь по оборудованию ручной системой тревожной сигнализации более 700 образовательным учреждениям на сумму свыше Br250 тыс. К примеру, за 2018 год оборудовано безвозмездно 220, а в этом году уже принято решение об оказании помощи 49 учреждениям в Витебской области. Из приведенных цифр видно, что МВД уделяет значительное внимание этому вопросу.
- Департамент охраны вводит и новую информационную систему для тревожных групп, позволяющую в режиме реального времени контролировать ситуацию на охраняемых объектах, а также планировать кратчайший маршрут к месту вызова. Насколько эффективно она внедряется, в каких регионах полноценно действует?
- Проведены испытания автоматизированного рабочего места группы задержания. Прошла и подконтрольная эксплуатация - для определения соответствия характеристик. В 18 подразделениях департамента она уже внедрена, проводятся заключительные мероприятия по настройке и вводу ее в действие. В первом полугодии 2019 года запланировано оснащение еще 28, в числе которых все столичные подразделения Департамента охраны.
- Для аутентификации некоторыми техническими средствами используется отпечаток пальца, голосовое распознавание. Возможно, и на квартирной сигнализации скоро будет использоваться отпечаток пальца вместо электронного ключа?
- Применение биометрических считывателей в системах охраны - тема не новая. Распознавание пользователей по отпечаткам пальцев, лицу, голосу и прочее постепенно находит в Беларуси свое применение. При этом основным сдерживающим фактором при внедрении данных технологий и оборудования является высокая цена. По этой причине они пока не пользуются массовым спросом.
Департамент охраны имеет определенный опыт использования подобных устройств. Пока традиционные системы идентификации - контактные и бесконтактные ключи и карты - более надежны в эксплуатации. Важно и то, что при охране жилых домов устройства для идентификации пользователей находятся вне охраняемого помещения. Соответственно, они подвержены внешним, в том числе противоправным, воздействиям. Однако Департамент охраны готов индивидуально работать с клиентами, которые захотят использовать подобные системы при охране своего жилья.
Павел ГОРБАЧ,
БЕЛТА.