22 июня, Минск /Корр. БЕЛТА/. Санкции против Беларуси препятствуют устойчивому развитию всего региона. Об этом заявил директор Центра международных исследований Белорусского государственного университета Олег Лешенюк на панельной дискуссии "75-я годовщина Всеобщей декларации прав человека: важность соблюдения государствами международных обязательств" во время 53-й сессии Совета по правам человека в Женеве, передает корреспондент БЕЛТА.
Олег Лешенюк отметил, что в основе Всеобщей декларации прав человека лежат универсальные общечеловеческие ценности. Это не только права на свободу собраний и мнений, но и весь комплекс социальных и экономических прав: справедливость, равноправие, терпимость, недискриминация, уважение прав человека и прав народов, человеческого достоинства, право на развитие. Он обратил внимание, что имплементация Всеобщей декларации прав человека и Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года испытали негативное влияние геополитических интересов.
"Государства должны действовать в одном ключе для достижения глобального устойчивого развития, основанного на общечеловеческих ценностях. На практике на фоне Повестки-2030 вводятся принудительные, ограничительные меры, затрагивающие в первую очередь экономический, социальный и правовой компоненты и оказывающие косвенное влияние на экологический (возведение физических барьеров между странами приводит к сокращению биоразнообразия регионов). Дошло до того, что методология расчета рейтинга ЦУР не включает трансграничное противодействие развитию в результате санкций: вводят ограничения одни страны, но косвенно за эти ограничения платят жители других стран", - обратил внимание директор Центра международных исследований БГУ.
Он констатировал, что отдельные страны используют Всеобщую декларацию прав человека и Повестку-2030 лишь в популистских целях, чтобы переложить ответственность на многосторонние институты.
"Санкции идут вразрез с Всеобщей декларацией прав человека, но ответственность за это несет легитимность международных институтов, а не авторы санкций. Эффект бумеранга в виде отрицательного общественного мнения ложится не на авторов санкций, а на международных чиновников и национальных госслужащих третьих стран, реализующих Повестку-2030", - заметил Олег Лешенюк.
Он напомнил, что в 1951 году западные государства отказались подписывать общий билль о правах, потому что страны Латинской Америки, Африки и Азии настаивали на включении социальных и экономических прав. Далее в международный пакт о социальных, экономических и культурных правах с подачи США был включен пункт о прогрессивной реализации прав человека.
"Уже тогда в права человека был заложен очень опасный прецедент: нарушение принципа неделимости прав. Это привело к тому, что многие мировые рейтинги, аналитические материалы не учитывают, что принудительные меры против Беларуси не просто препятствуют реализации экономических и социальных прав белорусов, а препятствуют устойчивому развитию всего региона, включая государства Восточной Европы. К примеру, запрет ЕС на авиаперелеты затрудняет поездки и создает проблемы в сферах гуманитарной помощи и культурного обмена. Заблокированы гуманитарные проекты по линии чернобыльских инициатив. Исключение белорусских банков из Межбанковского сообщества финансовых телекоммуникаций (SWIFT) усложняет платежные операции, в том числе и в области гуманитарных проектов", - привел эксперт несколько примеров.
Усиление секторальных санкций, по его словам, повышает значимость интеграционных структур Евразии, в частности Союзного государства. "Более плотная интеграция положительно скажется на имплементации Повестки-2030 в региональном масштабе. Тем не менее санкционное давление не ослабевает, даже несмотря на высокие издержки и слабую эффективность, наблюдается дискриминация и ксенофобные проявления по отношению к русскоговорящему населению, что в корне противоречит ЦУР", - сказал Олег Лешенюк.
Директор Центра международных исследований БГУ подчеркнул, что устойчивое развитие Беларуси зависит в том числе и от успешного многостороннего сотрудничества с партнерами. "В условиях жестких ограничительных, принудительных мер со стороны Запада страна избрала путь активизации интеграционных процессов с Российской Федерацией, а также углубленное вовлечение в интеграционные проекты Евразийского региона.