9 мая, Минск /Корр. БЕЛТА/. В дни, когда празднуется 70-летие Победы, верующие молятся за тех, кто не вернулся с войны, и за тех, кто остался в живых, заявил корреспонденту БЕЛТА митрополит Минско-Могилевский архиепископ Тадеуш Кондрусевич.
"Конечно, мы благодарны всем тем, кто боролся с агрессором. Мы молимся сегодня за тех, кто не вернулся, кто погиб, кто уже ушел в иной мир. Мы молимся также и о живых. Их осталось очень-очень мало. Они сделали великое дело. Нужно, наверное, еще раз обращаться к ним, чтобы они свидетельствовали, что война - это всегда очень и очень плохо", - сказал иерарх.
Он также отметил, что наверняка на войне люди обращались к Богу. "Хотя это был атеистический режим, но многие люди верили. А когда человек встречается глаза в глаза со смертью, то он совершенно по-другому оценивает ситуацию. Те, кто прошел фронт, каждый день смотрели смерти в глаза", - сказал архиепископ. При этом он обратил внимание, что со стороны агрессора также были люди, которых втянули в эту войну. "Они были солдатами. Получили приказ и пошли. С той стороны тоже были верующие. Когда я служил в России, видел много икон, нарисованных немцами. Если человек рисовал на фронте, то он тоже молился. Нужно молиться о всех сегодня", - считает Тадеуш Кондрусевич.
Кроме того, архиепископ сказал: "Когда празднуется какой-то юбилей, мы подводим определенные итоги, заглядываем на странички истории. Так вот, давайте посмотрим на нашу страну: каждый третий погиб, много городов было разрушено. Минск был разрушен более чем на 90%. Это же ведь сколько людей погибло, уничтожены фабрики, заводы. А сколько было концентрационных лагерей, гетто и тому подобного..."
Отвечая на вопрос по поводу того, какие уроки нужно извлечь из истории этой войны, Тадеуш Кондрусевич пояснил: "Вот, например, сын уходит в армию, но тогда он уходил не просто служить, как сейчас, а на войну. Мать с ним прощается. Счастлив был тот, кто вновь этого сына увидел, когда он вернулся. А ведь вернулись далеко не все. Надо вжиться в этого человека, увидеть какие беды и разрушения принесла ему война. Но сегодня мы вспоминаем о войне даже не для того, чтобы заново ворошить те трудные времена и разрывать старые раны, а для того, чтобы в будущем подобного уже никогда не было". Он также отметил, что сейчас в кино и по телевидению можно увидеть немало сюжетов, связанных с военными действиями. "И кто-то уже мнит себя героем, но не все так просто в жизни, как это мы видим на экране. Нужно беречь мир. Мир сбережет жизнь, а человек сотворен для жизни", - сказал митрополит.
Помимо этого, он обратил внимание, что христиане должны участвовать только в оборонительной войне. "Это единственный вариант", - подчеркнул католический иерарх.
Говоря о личных переживаниях, связанных с войной он добавил: "О войне я знаю только из рассказов родителей и других родственников, потому что родился в 1946 году. Другие люди мне тоже рассказывали, потому что у нас была большая деревня. Через нее прошли немецкие войска, ее бомбили. Мне говорили, что люди просто убегали в поле, чтобы как-то спастись. А леса близко не было. В деревне сгорел не один дом. Это была большая беда для людей. Еще от старших я узнал такое выражение: "Матка - яйки, матка - шпек". Немцы приходили и требовали еду. В нашей деревне все вспоминали те времена с ужасом".
"Мой дядя не вернулся с войны. Мы просто не знаем ничего о его судьбе до сегодняшнего дня. Моя крестная мама была увезена в Германию на работу...", - добавил архиепископ. Он отметил, что немало горя принесли и многочисленные боеприпасы, которые остались после войны. "Несколько моих сверстников попадали в такие ситуации, когда находили, например, гранату. А они же были дети... Где-то что-то потянули, граната взорвалась - одному руку оторвало, другому - ногу. Такие вещи были. Я это очень хорошо помню", - сказал митрополит.
Тадеуш Кондрусевич отдельно подчеркнул, что нужно не забывать и о тех трагедиях, которые произошли в Тростенце, Хатыни и других местах. "Нужно вспоминать такие места, которые связаны тем или иным образом с насилием", - отметил он. Архиепископ еще раз сделал акцент на том, что такое не должно повторяться.