16 октября, Пекин /Владимир Матвеев - БЕЛТА/. Сотрудничество Беларуси и Китая переживает лучшее время в истории двусторонних отношений. Об этом, отвечая на вопрос корреспондента БЕЛТА, заявил вице-министр международного отдела ЦК Коммунистической партии Китая Го Ечжоу на пресс-конференции в Пекине по итогам международной конференции "Азиатские политические партии на Шелковом пути".
Представитель ЦК КПК с удовлетворением отметил, что белорусско-китайское сотрудничество активно развивается в том числе на законодательном уровне. "Это действительно показывает, что под руководством глав двух государств наше сотрудничество сейчас переживает лучшее время в своей истории. Мы особенно рады видеть, что Беларусь приняла инициативу "Один пояс и один путь" (предусматривает создание экономического пояса Шелкового пути, в том числе его морской составляющей. - Прим. БЕЛТА.). Сейчас наши страны совместно реализуют ряд важных проектов, одним из которых является Китайско-Белорусский индустриальный парк", - заявил Го Ечжоу.
Говоря об участии в инициативе, он подчеркнул, что Китай не разделяет страны на тех, кто включен в ее реализацию, и тех, кто нет. "Если та или иная страна разделяет и поддерживает инициативу "Один пояс и один путь", то вне зависимости от географического расположения считается ее участником. Это своего рода приглашение", - отметил представитель ЦК КПК.
При этом речь идет не только об активизации взаимодействия с Китаем в различных сферах на двусторонней основе, но и усилении кооперационных процессов между всеми странами - участницами инициативы. В этой связи Го Ечжоу дал положительную оценку усилиям Беларуси по развитию отношений со странами региона. В их числе Казахстан, Индия, Пакистан, Бангладеш, Лаос и многие другие.
Учитывая большой резонанс и активное обсуждение инициативы возрождения Великого Шелкового пути, был задан вопрос о возможности проведения в скором времени крупного международного саммита на высшем уровне, где президенты и главы правительств заинтересованных стран могли бы обсудить имеющиеся вопросы и формализовать развитие дальнейшего сотрудничества. "Я нахожу это предложение интересным и важным", - отметил Го Ечжоу. Он не исключил, что в результате совместных усилий в продвижении инициативы подобный знаковый форум действительно может состояться.
В свою очередь спецдокладчик Международной конференции азиатских политических партий (ICAPP) Мушахид Хусейн Сайед выразил мнение, что если в прежние годы имел место приход Запада в страны Азии, то в условиях динамичного роста экономик и развития азиатских стран направление движения экономических ресурсов меняется в обратную сторону. При этом в качестве основной цели ставится повышение благосостояния народов без выдвижения каких-либо предварительных условий.
Итогом международной конференции в Пекине, в которой приняли участие представители свыше 60 политических партий и организаций более чем из 30 стран, стала "Пекинская инициатива". В ней содержится призыв возродить дух Великого Шелкового пути, который способствовал миру, гармонии, сотрудничеству, взаимному обогащению различных культур. Делать это планируется исключительно на основе уважения суверенитета государств, равного отношения, взаимной выгоды и доверия. В документе также отмечается необходимость снятия препятствий для свободного экономического сотрудничества, создания зон свободной торговли, развития транспортной и иной инфраструктуры, создания и совершенствования механизмов финансовой поддержки и инвестирования.
Высокопоставленными гостями конференции станут президент Кипра, премьер-министр Камбоджи, вице-президент Мальдив, спикеры парламентов Лаоса, Грузии, Монголии, Бангладеш и другие. Главная тема конференции - "Новое видение Шелкового пути. Действия для всеобщего развития".
Во время конференции в Пекине также состоялся медиафорум "Новые истории Шелкового пути". В нем приняли участие представители средств массовой информации Афганистана, Беларуси, Камбоджи, Кипра, Грузии, Венгрии, Индии, Индонезии, Японии, Кыргызстана, Лаоса, Малайзии, Монголии, Мьянмы, Пакистана, Республики Корея, Румынии, России, Шри-Ланки, Судана, Королевства Тонга, Вьетнама, а также руководящие сотрудники международного отдела ЦК Компартии Китая, Государственного комитета по делам развития и реформ КНР, бизнесмены и сотрудники научно-исследовательских центров Китая.
Участники от Беларуси, в числе которых был и представитель БЕЛТА, рассказали участникам форума об основных достижениях белорусско-китайского сотрудничества.
Как сообщалось, накануне, 15 октября, Совет Республики Национального собрания Беларуси ратифицировал Договор о дружбе и сотрудничестве между Беларусью и Китаем. Документ был подписан главами государств в Минске 10 мая 2015 года. В числе прочего договором предусмотрено на основе взаимной выгоды совместно продвигать создание экономического пояса Шелкового пути и расширять сотрудничество в торгово-экономической, финансовой, инвестиционной, научно-технической, энергетической, космической, транспортной, информационно-технологической, сельскохозяйственной, гуманитарной и других сферах.
Недавно Президент Беларуси Александр Лукашенко также подписал Директиву №5 "О развитии двусторонних отношений Республики Беларусь с Китайской Народной Республикой". В ней определены основные направления сотрудничества с КНР: глубокая и взаимная интеграция отраслей и предприятий; информационно-коммуникационные технологии; формирование совместных исследовательских и научно-практических центров, совместное развитие отраслевой науки; прямое и системное межрегиональное сотрудничество; создание в Беларуси регионального центра китаеведения и взаимодействия с КНР.
Целевым направлением сотрудничества с КНР определено совместное развитие в торговой, инвестиционной, финансовой и инновационной сферах, создание и реализация совместных проектов и предприятий.
Согласно документу, необходимо также актуализировать и согласовать государственные программы, принятые в Беларуси, в сфере модернизации и развития транспортной, логистической, информационно-коммуникационной, таможенной инфраструктуры с подходами по участию Беларуси в концепции строительства экономического пояса Шелкового пути и Морского пути XXI века.