Официальный сайт Республики Беларусь
Рождество и Новый год в Беларуси
Новости
Календарь событий в Беларуси
Достопримечательности Беларуси
Всемирное наследие ЮНЕСКО в Беларуси
Белорусские санатории и курорты
Сувениры из Беларуси
| Главная | Новости | Мнения и интервью

Мнения и интервью

31 окт. 2017

Евразийский фонд стабилизации и развития ждет от стран-участниц реализации структурных реформ

Министерство финансов Беларуси и Евразийский банк развития 25 марта 2016 года подписали соглашение о предоставлении финансового кредита из средств Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР). Соглашением предусмотрено выделение финансовых ресурсов на сумму $2 млрд в поддержку мер экономической политики и структурных преобразований правительства и Национального банка Беларуси на 2016-2018 годы, одобренных Советом Евразийского фонда стабилизации и развития. Средства должны быть предоставлены семью траншами. Недавно Беларуси был перечислен пятый транш кредита в размере $200 млн. Подробнее о присутствии Беларуси в портфеле договоров ЕФСР и в целом о кредитной политике Фонда корреспонденту БЕЛТА рассказал директор проектной группы по финансовым кредитам ЕФСР Алишер Мирзоев.

- Насколько плотно на сегодняшний день сотрудничество Евразийского банка развития с Республикой Беларусь в качестве управляющего средствами ЕФСР? Назовите успешные примеры реализованных проектов.

- За счет средств ЕФСР с Беларусью заключено два кредитных соглашения на предоставление финансовых кредитов. Первое - на сумму $3 млрд - было подписано в июне 2011 года, из которых на конец апреля 2013 года страна получила $2,56 млрд. Последний, шестой транш, не был предоставлен по причине невыполнения некоторых ключевых условий, главным образом касающихся обеспечения макроэкономической стабилизации и сокращения директивного кредитования. Но, несмотря на незавершенность программы, нам удалось поддержать реализацию нескольких мер системного характера. В частности, произошли значительные изменения в деятельности Национального банка: была усилена его независимость, прекратилось выполнение им несвойственных центральным банкам функций, включая эмиссионное кредитование экономики и участие в хозяйственной деятельности предприятий. Это позволило Национальному банку сосредоточиться на выполнении задач денежно-кредитной политики и способствовало унификации обменного курса в конце 2011 года после затяжного периода множественности обменных курсов, вызванного кризисом платежного баланса в конце первого квартала 2011 года. Соглашение по второму финансовому кредиту было подписано в марте 2016 года на сумму $2 млрд. На сегодняшний день из семи предусмотренных соглашением траншей Беларусь получила пять на общую сумму $1,6 млрд. Кредит поддерживает Программу реформ, включающую меры, нацеленные на стабилизацию макроэкономической ситуации и либерализацию экономики. Уже на следующей неделе мы начинаем оценку выполнения условий шестого транша.

- Как ЕФСР оценивает усилия Беларуси по стабилизации макроэкономической ситуации, совершенствованию хозяйствования и установлению более комфортных условий для развития рыночной экономики?

- За время реализации текущей кредитной поддержки из средств ЕФСР власти страны проводили ответственную макроэкономическую политику, позволившую добиться значительной макроэкономической стабилизации. В сентябре этого года средняя инфляция снизилась до 6,4% - с 12,1% в соответствующем периоде 2016 года и с 28% в среднем в течение 2010-2015 годов на уровне. Широкий профицит, учитывающий забалансовые расходы, по итогам 8 месяцев увеличился до 3,7% ВВП против 1,9% ВВП за аналогичный период прошлого года и против дефицита на уровне 6,2% ВВП в среднем за год в течение 2010-2015 годов. Значительно сократился дефицит счета текущих операций. На фоне улучшения внешних условий торговли, чистых продаж иностранной валюты населением и чистого притока по внешнему долгу валовые международные резервы по итогам 9 месяцев выросли с $4,9 млрд до $7 млрд. Закрепление этих результатов и выход на устойчивый экономический рост в среднесрочной перспективе в значительной степени будут зависеть в основном от двух вещей. Во-первых, приверженности властей страны продолжению осмотрительной экономической политики, отклонение от которой, с высокой долей вероятности, может привести к очередному разрастанию дисбалансов. Во-вторых, от успехов в реформировании управления деятельностью предприятий государственного сектора.

- Для получения пятого транша кредита необходимо было выполнить два предварительных условия: оперативно принять распоряжение Президента о передаче в коммунальную собственность не менее 20 госпредприятий республиканского подчинения, а также внести изменение в Программу, предусматривающее повторное включение меры по принятию закона "О несостоятельности или банкротстве" в условия предоставления седьмого транша в качестве контрольного показателя. Условия выполнены. Каковы дальнейшие ожидания ЕФСР от реализации этого проекта поддержки?

- Пятый транш был предоставлен, поскольку были выполнены все его условия, с учетом освобождений от некоторых, которые Совет Фонда предоставил ранее. Вместе с тем нельзя не обратить внимания на проблемы, которые могут негативно повлиять на устойчивость достигнутого результата. Мы, в частности, опасаемся, что слишком быстрые темпы снижения ставки рефинансирования в 2017 году и, как следствие, наращивание денежной массы во второй половине 2017 года может спровоцировать ускорение роста цен в краткосрочной перспективе. Снижению темпов инфляции в значительной степени способствовал стабильный курс национальной валюты, поддержанный внешними государственными заимствованиями и чистыми продажами иностранной валюты населением. Но эти факторы поддержки платежного баланса и стабилизации обменного курса, а значит, и стабилизации инфляции, нельзя назвать устойчивыми по определенным причинам. Мы ждем большего прогресса в реализации рыночных структурных реформ. Без них потенциал денежно-кредитной политики по дальнейшему снижению инфляции будет ограничен.

- Как вы оцениваете общую экономическую ситуацию в странах - участницах ЕАБР, перспективы наращивания их торгово-экономических связей, в первую очередь в контексте преимуществ, предоставляемых ЕАЭС?

- Экономики стран региона достигли дна в начале 2016 года после сильного падения цен на нефтепродукты, которое произошло в 2014 году. По мере восстановления цен на основные экспортные товары и улучшения экономических условий в России и Казахстане, а также в Китае и Еврозоне экономический рост в наших странах начал набирать обороты во второй половине 2016 года. Мы ожидаем, что средний рост в странах ЕАБР составит 1,9% в 2017 году после падения на 0,1% в 2016-м. Однако перспективы дальнейших улучшений зависят от реализации структурных реформ, включая реформы в финансовом секторе. Поскольку мы не ожидаем значимого роста цен на сырьевые товары, а структурные реформы в странах региона, вероятно, будут постепенными, общий агрегированный рост наших экономик, учитывая большую долю России, будет восстанавливаться медленно. Низкие темпы роста наших экономик призывают к снижению зависимости от экспорта сырья и стимулированию диверсификации. Развитие финансового сектора за счет внутренних ресурсов, его дедолларизация и устойчивость являются необходимыми условиями для поддержки инвестиций и диверсификации экономики. Это особенно актуально, поскольку внешние позиции наших стран остаются неустойчивыми.

Некоторые наши страны достигли своих долговых порогов. Поэтому в перспективе может потребоваться больше усилий, чтобы сократить образовавшиеся долги. Нужно существенно повысить эффективность госрасходов. Мы считаем, что в этом направлении еще не реализован большой потенциал. Также нужны дополнительные усилия по мобилизации доходов, в том числе путем сокращения налоговых льгот. И хотелось бы дать оценку изменений в монетарной и валютной политике. Поскольку обменный курс все больше действует в качестве амортизатора внешних шоков и играет все меньшую роль в качестве якоря для внутренних цен в большинстве стран региона, центральные банки прилагают усилия по разработке новых механизмов денежно-кредитной политики. Укреплять их нужно и дальше, в том числе путем установления четких целей политики и обеспечения независимости центральных банков.

Касательно торгово-экономических связей в рамках членства в ЕАЭС, очень важный импульс для текущей динамики экономик региона создает восстановление экономической активности в России. В 2017 году особенное значение имеют текущие двузначные темпы роста денежных переводов из России для экономик Армении и Кыргызстана, хотя в следующем году и в среднесрочной перспективе мы не ожидаем столь высоких темпов притока денежных переводов. Открывшиеся в 2016-2017 годах ниши по поставке продукции сельского хозяйства и пищевой промышленности, а также машин и оборудования стали главным драйвером экономического роста в Армении и Беларуси. С углублением интеграционных связей восстановительные тренды в российской экономике будет иметь все большее значение и позитивный эффект и для других стран - участниц ЕАЭС, особенно учитывая введение очередных санкций в отношении России.

- Какова нынешняя политика в плане оказания кредитной поддержки из Фонда странам - участницам ЕАБР?

- ЕФСР предоставляет кредитную поддержку по двум направлениям: финансовые кредиты на поддержку бюджета и/или платежного баланса и инвестиционные кредиты на финансирование инфраструктурных проектов. Предоставление кредитов осуществляется на заявительной основе. То есть страна - участник Фонда должна представить в ЕФСР заявку на получение кредита с указанием вида кредита, его целей и суммы. Заявка оценивается на основе четких критериев. При этом одним из обязательных требований для получения финансового кредита является наличие приемлемой для ЕФСР Программы антикризисных/стабилизационных мер. Сумма заимствований страны ограничена ее лимитами в Фонде, которые установлены для каждого государства-участника пропорционально размеру ВНД на душу населения. Однако учредительными документами предусматривается возможность перераспределения лимитов одних стран в пользу других на основе коллегиального решения. Финальное решение о предоставлении кредита стране принимается Советом Фонда - высшим органом управления ЕФСР. Членами Совета являются министры финансов государств - участников Фонда.

В случае финансовых кредитов средства или отдельные транши кредита перечисляются после выполнения заемщиком предварительных условий Программы. Каждое условие имеет статус либо контрольного, либо индикативного показателя, определяемого на основе анализа и в процессе переговоров с заемщиками. Невыполнение контрольных показателей может стать причиной задержки в выделении транша или закрытия Программы. Для продолжения невыполненный контрольный показатель должен быть либо заменен новым компенсирующим показателем, либо освобожден Советом Фонда от выполнения в случае, если это выполнение по каким-либо объективным причинам оказывается вне контроля заемщика. Показатели, выполнение которых не полностью зависит от правительства, получают статус индикативных. Если же контроль правительства был возможен по таким показателям, это тоже может стать причиной задержки в перечислении транша или перевода показателя в статус контрольного. В проектном портфеле ЕФСР сейчас девять действующих проектов, включая три финансовых кредита, на общую сумму $2,82 млрд. Кроме того, на стадии подготовки находится три инвестиционных проекта на общую сумму $105,2 млн.

Екатерина КНЯЗЕВА,

БЕЛТА.

Архив
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
Памятники Великой Отечественной войны в Беларуси