10 января, Минск /Корр. БЕЛТА/. Бывший заместитель Генерального секретаря ООН (1971-1985), британский дипломат Брайан Уркхарт поделился воспоминаниями о легендарном "Мистере Нет" белорусе Андрее Громыко. Воспоминания Брайана Уркхарта приводит Информационный центр ООН в Москве, сообщает БЕЛТА.
Брайан Уркхарт познакомился с Андреем Громыко в 1945 году в Лондоне. Андрей Громыко в то время представлял Советский Союз в Подготовительной комиссии ООН, где вместе с коллегами работал над текстом Хартии этой международной организации.
В послевоенное время недоверие и вражда между Советским Союзом и Западом быстро нарастали, однако Андрей Громыко выполнял свою сложную дипломатическую миссию с большим мастерством. "Советская политическая линия становилась все более нежелательна для других делегатов, хотя сам Громыко по-прежнему вызывал симпатию и уважение. Соединенные Штаты в то время были не только самой богатой страной в мире, но также и единственной ядерной державой. Советский Союз был опустошен войной и, несмотря на постоянное членство в Совбезе ООН, был в действительности слаб и в меньшинстве. Задачей Громыко было минимизировать, насколько это возможно, представление о таком неравном положении вещей", - делится воспоминаниями Брайан Уркхарт.
По его словам, в успешной работе Подготовительной комиссии ООН есть и личная заслуга выдающегося белоруса. Брайан Уркхарт характеризует его как непреклонного, немногословного и внезапного в своих репликах, умевшего разрядить саркастическими замечаниями не один сложный диспут.
Одной из важных инициатив легендарного советского дипломата стало предложение открыть штаб-квартиру будущей ООН в США. Запад же предлагал разместить ее в Женеве, доступ в которую был закрыт для СССР. "Памятуя о том, что в 1919 году США выступили с инициативой создания Лиги Наций, а затем отказались вступить в нее, Советский Союз хотел максимально затруднить выход США из новой всемирной организации. Точка зрения Громыко возобладала, и так Нью-Йорк стал местом постоянного пребывания ООН", - пояснил Брайан Уркхарт.
После 1952 года политическая атмосфера накалялась, дебаты в Совете Безопасности ООН были мрачными, нередко с длительными словесными перепалками между Востоком и Западом. Будучи в меньшинстве во время голосования, Андрей Громыко часто использовал право вето - это вызывало шквал негодования в американской прессе.
Андрей Громыко произвел фурор, покинув заседание Совбеза в знак протеста против обсуждения присутствия советских группировок в Иране в 1946 году. Такой поступок породил прецедент, который имел далеко идущие последствия. Как вспоминает Брайан Уркхарт, в разгар корейского кризиса в 1950 году СССР бойкотировал заседание Совбеза. Причиной этого стал протест против того, что Тайвань представлял Китай в ООН. Из-за бойкота СССР не смог наложить вето на решение о вводе контингентов ООН для противостояния вторжению Северной Кореи на территорию Южной Кореи.
Брайан Уркхарт акцентировал внимание, что Громыко оставался ключевой фигурой во внешней политике СССР практически до самой смерти. "Громыко, как бы высоко ни поднимался градус противостояния, всегда сохранял чувство собственного достоинства и никогда не опускался до площадной брани или личных оскорблений", - поделился британский дипломат.
"Реализуя с достоинством и чувством стиля столь нелегкую и масштабную задачу как представление интересов СССР в зачастую враждебном мире, Громыко стал в международной среде именем нарицательным. Как бы ни безотраден был политический климат, партнеры с противоположных сторон восточно-западного разрыва, имевшие дело с дипломатом, никогда не теряли уважения и даже расположения к нему", - заключил Брайан Уркхарт.