Обилие экспертных и медийных оценок накануне XVI саммита БРИКС в российской Казани предоставило обширную добротную информационную базу для поиска ответов на актуальные вопросы, которые волнуют многих наблюдателей в нашей стране. Обсудить тему корреспондент БЕЛТА предложил заместителю начальника управления внешней политики Белорусского института стратегических исследований (БИСИ) Юрию Ярмолинскому.
Как отметил аналитик, в отличие от ШОС БРИКС не имеет формальных атрибутов (структуры, устава, постоянных рабочих органов) классической международной организации. "Это, скорее, сообщество или клуб по интересам новых центров развития, стремящихся к суверенному глобальному управлению. Сама группа - это их рабочий инструмент по реформированию составляющих основу нынешнего миропорядка международных институтов в стремлении придать ему на основе кооперации более справедливый и инклюзивный характер", - заметил Юрий Ярмолинский.
"Поэтому БРИКС - это не просто модный бренд и системный геополитический фактор, но и удобная площадка для повышения малыми и средними державами своей международной субъектности", - подчеркнул он.
Эксперт пояснил, что, по мнению президента РФ Владимира Путина, БРИКС - это не антизападное объединение. Оно просто не западное! "БРИКС не занимает и, вероятно, будет избегать откровенно антизападной позиции, так как многие страны этой группы имеют достаточно тесные отношения с США и ЕС. Во всяком случае - пока. Вместе с тем в условиях нарастающей конфронтации примирительная риторика БРИКС по поводу своей не "антизападности" в любом случае делает объединение угрозой в глазах США и их союзников. Ведь оно подспудно замахивается на святое - на выстроенную Вашингтоном после Второй мировой войны Бреттон-Вудскую систему и институты, а также на его статус мирового гегемона. Поэтому попытки отрыва от БРИКС стран-членов или соискателей, а также расшатывания объединения изнутри неизбежны", - отметил Юрий Ярмолинский.
Согласно заявлению Владимира Путина, введение единой валюты БРИКС сейчас не рассматривается по причине существенных различий подходов стран-членов к регулированию финансовой сферы и таргетированию инфляции. "По словам Путина страны БРИКС хотят нарастить использование нацвалют во взаиморасчетах. Москва предложит партнерам использовать цифровую валюту для инвестиций. Очевидно, что единой валюте должна предшествовать связующая финансовая инфраструктура. Только настроив механизм взаиморасчетов, апробировав его и запустив в устойчивую эксплуатацию можно двигаться дальше. Создание единой валюты, безусловно, будет воспринято как альтернатива доллару, и заставит США реагировать как на прямую и явную угрозу своим интересам. По этой причине и "ответственность" в рамках БРИКС распределяется пропорционально, чтобы ответ Запада не пришелся на какую-то одну из стран. Поэтому Россия обсуждает с партнерами проект общебриксовской финансовой платформы, специальной клиринговой инфраструктуры и перестраховочной компании, что само по себе уже является прорывом. Речь идет об альтернативной платежной системе BRICS Bridge с использованием нацвалют, формированием сети коммерческих банков и установлением прямых связей между центробанками. В ее основе использование технологии распределенного реестра (DLT) или новой многонациональной платформы, позволяющей проводить расчеты с использованием токенов. К концу этого года в России может также заработать система для безналичной оплаты по QR-коду для иностранцев BRICS Pay, что позволит расплачиваться картами Visa и MasterCard внутри России и в перспективе картой "Мир" за границей. Следует отметить, что ранее Китай уже запустил в тестовом режиме платформу трансграничных платежей на блокчейне mBridge. Есть еще BRICS Pay - платежная система, основанная на индийском протоколе UPI (каждая страна разрабатывает свою часть)", - высказал мнение Юрий Ярмолинский.
Помимо повышения международного авторитета потенциальные кандидаты логично видят в БРИКС инструмент укрепления своей экономической стрессоустойчивости. Однако было бы ошибочным воспринимать группу как прототип западного донора с неограниченными ресурсами, призванного решать чьи-то финансово-экономические проблемы через раздачу грантов.
Как отметил Юрий Ярмолинский, "БРИКС - это не про финансовое донорство и благотворительность! БРИКС - это построение взаимовыгодных связей и продвижение проектов и программ долгосрочного устойчивого развития, это улица с двусторонним движением. Поэтому ставить вопрос, что даст нам БРИКС, не вполне корректно. Группа - это агрегатор и мультипликатор национальных потенциалов и усилий. Каждый вносит свою долю, чтобы получить на выходе больше возможностей и выгод".
"Да, у БРИКС есть Новый банк развития, членство в котором открыто для членов ООН в соответствии его уставом. Однако это коммерческая финансовая организация, которая выдает кредиты, которые потом надо возвращать, причем с процентами. Отметим также, что этот банк в 2023 году отказался от новых инвестиционных проектов в России из-за санкций. Наивно ожидать, что БРИКС, особенно в широком составе, станет быстро штамповать готовые финансовые или иные продукты. Инициативы последних пяти-семи лет в сфере финансового, технологического, продовольственного суверенитета масштабны и поэтому долгосрочны, их реализация подвержена мировой конъюнктуре, в том числе рискам вторичных ограничительных мер", - обозначил эксперт.
"Поэтому востребованность и просто "мода" на БРИКС, - подчеркнул аналитик БИСИ, - не должна формировать излишне высоких ожиданий от группы и тем более иллюзий и иждивенческих инстинктов. Воспринимать этот формат следует предельно прагматично с учетом реалий на земле".
Гибкость и неформальный статус (без юридически обязывающих условий и издержек для национального суверенитета), за что чаще всего критикуют БРИКС, во многом определяют привлекательность группы.
Вторая причина и одновременно общая закономерность - позиционирование себя в качестве незападных центров силы/развития в силу неудовлетворенности сложившимся в мире статус-кво.
Юрий Ярмолинский пояснил, что в этом отношении БРИКС выглядит как площадка для продвижения альтернативного США и их трансатлантическим союзникам видения будущего мироустройства. Все хотят быть услышанными на международной арене и формулировать собственные правила игры, а не играть по чужим и заведомо неприемлемым. В этом смысле БРИКС - это "геополитическая страховка" в меняющемся мире.
Достижение оптимального баланса между количеством и качеством расширения - ключевая задача и вызов для БРИКС на ближайшие годы.
"Следует отметить, что дилемма расширения и углубления является классической дилеммой традиционных региональных интеграционных форматов (например, ЕАЭС или ШОС). В то же время от успешного решения этой задачи будут зависеть дееспособность БРИКС и его дальнейшее глобальное позиционирование, способность координировать усилия и достигать консенсуса по широкой стратегической повестке. По мере усиления интереса региональных держав объединение все чаще будет сталкиваться с этой дилеммой и необходимостью поиска внутреннего баланса. Вероятно, выходом из этой ситуации может стать выработка системы унифицированных критериев для новых стран-членов и стран-партнеров, а также их вовлечение в отдельные треки (группы по интересам), постепенно и секторально втягивая в орбиту БРИКС, но не утяжеляя при этом ядро базовой конструкции. Последующее расширение без содержательной начинки в виде законченных (под ключ) проектных решений, новых финансовых, экологических, технологических и иных инициатив только укрепит в глазах наблюдателей восприятие группы БРИКС как не вполне функционального политического клуба по интересам", - рассказал аналитик БИСИ.
Таким образом, несмотря на все сложности и часто разнящиеся интересы участников, базовый институциональный дизайн БРИКС по-прежнему является стратегическим преимуществом, на данном историческом этапе представляется оптимальным форматом глобальной кооперации, так как позволяет гибко расширять пространство для геополитического маневра. Насколько эта ситуация изменится в будущем - покажет время.
"Критерии и маркеры эффективности, пригодные для оценки других интеграционных блоков, например, прямые экономические выгоды для бизнеса и населения, устранение барьеров в торговле и так далее для БРИКС малорелевантны. Поэтому попытки механического копипаста опыта или имитации таких практик малоперспективны. По этой причине БРИКС и в будущем следует рассматривать как полигон для обкатки совместной конструктивной повестки, новых режимов, инициатив и форматов взаимодействия. Одним из таких важных направлений является создание альтернативной валютно-финансовой системы", - обозначил эксперт.
Он также пояснил, что "другая приоритетная задача на будущее - как менее безболезненно и с максимальной пользой для всех инсталлировать новых участников в сложную экосистему объединения, чтобы эффективно задействовать их потенциалы и не допустить отчуждения и разочарования".
"Для Республики Беларусь, претендующей на место в семье БРИКС, важно поэтапно и последовательно нарабатывать соответствующий опыт и компетенции путем системного взаимодействия в различных форматах с зарубежными партнерами, но без иллюзий и завышенных ожиданий", - резюмировал Юрий Ярмолинский.