Как бы ни старались западные страны переписать нашу историю, из учебников никогда не исчезнут два величайших события прошлого века - Парад Надежды и Парад Победы. С первого, который состоялся 7 ноября 1941 года, наши бойцы эшелонами отправлялись на передовую. На второй, поставивший точку в ужаснейшей из войн, они приехали победителями. Это был единственный парад в истории, когда в одной шеренге маршировали командующие армиями, генералы, маршалы и простые солдаты. Были среди них и белорусы.
Решение о проведении Парада Победы Верховный Главнокомандующий Иосиф Сталин принял через несколько дней после подписания акта о капитуляции гитлеровской Германии. А уже 24 мая 1945 года начальник генштаба Вооруженных сил СССР генерал армии Алексей Антонов разослал в войска директиву: для участия в параде от каждого из десяти фронтов необходимо сформировать по одному сводному полку.
"В полк входили десять рот: шесть - пехоты, по одной - артиллеристов, танкистов и летчиков, а также сводная - из кавалеристов, саперов и связистов, всего 1059 человек плюс 10 запасных. Отбирались только лучшие бойцы, отличившиеся в боях кавалеры орденов. Большое внимание уделялось внешнему виду: это должны были быть молодые мужчины ростом не ниже 176 сантиметров. Каждый сводный полк обязали привезти в Москву 36 знамен наиболее отличившихся соединений и частей, а также любое количество трофейных знамен и штандартов, захваченных в боях с противником", - рассказывает Светлана Прибыш, заместитель главного хранителя фондов Музея истории Великой Отечественной войны, а также внучка одного из участников Парада Победы.
Столица СССР активно готовилась принимать многочисленных гостей - в Москве ожидали прибытия больше десятка тысяч человек.
"Подготовка была по-настоящему масштабной, - говорит Светлана Прибыш. - Буквально все ателье и швейные фабрики города занимались пошивом парадной формы. Впервые она появилась в Красной армии еще в 1943 году, но была серой. Когда же дело шло к окончанию войны, решили создать форму победителей цвета морской волны. Мундиры с обрезным низом украшались золотым шитьем и изготавливались из специальной ткани - кастора. Несмотря на заданные сжатые сроки, кители получились настолько качественными, что даже спустя 80 лет не осыпаются и сохраняют свой парадный вид".
Одним из главных организаторов и руководителей подготовки парада был комендант Москвы Кузьма Синилов - наш земляк. Родился он на Гомельщине, в деревне Бывальки Лоевского района. Деревня эта существует и сегодня, в ней проживает много однофамильцев Кузьмы Романовича, но, к сожалению, найти среди них родственников нам так и не удалось.
Как только полки были сформированы, со всех десяти фронтов в столицу помчались эшелоны с красноармейцами. Они проезжали мимо сожженных деревень, останавливались в разрушенных городах - и буквально везде их встречали толпы людей с цветами и музыкой. Казалось, вся огромная страна приветствовала освободителей.
Прибыв в Москву, парадные расчеты приступили к занятиям.
"Спустя годы, вспоминая июнь 1945-го, многие ветераны признавались: самым запоминающимся в подготовке для них оказалась… сильнейшая муштра, - с улыбкой говорит Светлана Михайловна. - Уроженец Рогачева Григорий Житомирский рассказывал, что за годы войны многие отвыкли от строевой подготовки, а некоторые фронтовики и вовсе ее не знали. Это были опытные солдаты, прошедшие войну командиры, которые удостоились боевых орденов и медалей, а их гоняли, как новобранцев, - для красноармейцев это было настоящее испытание. Репетиции начинались в пять утра, и уже к обеду участники парада приходили взмыленные, в гимнастерках, покрытых солью. Но, конечно, все понимали, для чего это делается".
В памяти молодых солдат на всю жизнь осталось и другое: вкуснейшие обеды и ужины, которыми их кормили в столице. Для только вернувшихся с войны фронтовиков, кому еще несколько недель назад даже горбушка хлеба была в радость, московские блюда, сигареты и наркомовские 100 граммов были настоящим счастьем.
Приказ о проведении Парада Победы был подписан спустя ровно четыре года после начала войны - 22 июня. Накануне шествия всех участников наградили медалью "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов" и выдали удостоверения красного цвета.
Как только кремлевские куранты 24 июня пробили десять часов, из Спасских ворот на белом коне выехал маршал Георгий Жуков. Навстречу ему на вороном коне двигался маршал Константин Рокоссовский. Он доложил о готовности начать парад. После рапорта и объезда войск Жуков выступил с приветственной речью с трибуны Мавзолея, затем прозвучал гимн Советского Союза и грянули 50 залпов салюта. Военные колонны начали торжественный марш по Красной площади. Бок о бок с боевыми товарищами маршировали несколько сотен белорусов.
Шли войска в том самом порядке, в котором фронты располагались на завершающем этапе боевых действий. Первый - самый северный, Карельский фронт, затем Ленинградский, три Белорусских и четыре Украинских. Далее следовал сводный полк военно-морского флота. Впереди каждой колонны несли штандарт с названием фронта, изготовленный специально к параду в мастерских Большого театра.
"После прохождения всех полков на Красной площади появились 200 воинов особого батальона, которые несли склоненными к земле трофейные знамена. Некоторые из тех, кого отобрали в эту роту, были недовольны отведенной им ролью, отдельные фронтовики - откровенно обижены, - отмечает Светлана Михайловна. - Мало кто хотел нести знамена врага на таком торжественном параде. Очень непросто их было убедить, ведь у каждого с войной была связана своя личная трагедия. А чтобы красноармейцы не марали руки о знамена врага, каждому выдали кожаные перчатки. Под барабанную дробь трофеи были брошены на специальный помост у подножия Мавзолея, а позже сожжены".
Среди двухста воинов оказался и Федор Бобков. Ветеран Великой Отечественной после войны долгие годы прожил в Минске. Вспоминая тот день, фронтовик признавался, что навсегда запомнил трофейное знамя, на котором были нарисованы свастика и огромный орел, а на древке написаны названия городов, захваченных этой вражеской дивизией.
"Волоча полотнище по брусчатке Красной площади, ветеран вспоминал и другой парад - 1941 года, участником которого он также был. И думал о том, что еще тогда, уходя на фронт, солдаты верили: однажды по этой же самой площади они пройдут победителями", - приводит воспоминания Федора Ильича сотрудник музея.
…Весь день 24 июня в Москве лил дождь. Из-за этого организаторам даже пришлось отменить воздушную часть парада и демонстрацию трудящихся. Тем не менее улицы были буквально переполнены. По всему городу шли стихийные концерты, люди пели и танцевали. Праздновал каждый житель и гость столицы!
Если вы родственник или знакомый фронтовика, принимавшего участие в Параде Победы на Красной площади 24 июня 1945 года, и готовы поделиться его историей и фотографиями, свяжитесь с нами: 8 (017) 311-33-17, ygavrilenko@belta.by.
Юлия ГАВРИЛЕНКО,
фото предоставлены Музеем истории ВОВ.