9 января, Минск /Корр. БЕЛТА/. Ученые Института природопользования НАН Беларуси, НПЦ НАН Беларуси по биоресурсам и Института биоорганической химии НАН Беларуси выполнили комплексное исследование состава макро- и микрокомпонентов в различных типах природных вод полуострова Брокнес, Холмы Ларсеманн, Восточная Антарктида. Об этом сообщили БЕЛТА в пресс-службе НАН.
"Показано, что, несмотря на различные уровни содержания основных ионов и микроэлементов, природные воды характеризуются хлоридным натриевым составом, что свидетельствует о преобладающем влиянии на них морских солей. На фоне ультраолиготрофных атмосферных осадков происходит накопление морских солей в озерных водах, особенно это выражено в бессточных малых и мелководных озерах. Охарактеризована пространственная неоднородность химического состава природных вод, показаны их сходство и различия. Полученные результаты важны для понимания изменчивости содержания макро- и микроэлементов в снеге, подземных и озерных водах и их взаимосвязи, а также выявления тенденций их изменения с учетом антропогенных нагрузок в регионе и изменения климата", - отметили в НАН Беларуси.
Исходные данные получены в результате анализов проб, отобранных в оазисе в январе - феврале 2014 и 2020 годов в ходе 7-й и 12-й белорусских антарктических экспедиций - старого и свежевыпавшего снега, воды из озер и подземных вод из шурфов.
Холмы Ларсеманн - второй по величине и самый южный прибрежный оазис в районе залива Прюдс в Восточной Антарктиде. В пресс-службе НАН подчеркнули, что исследование химического состава подземных вод для данного оазиса проведено впервые. Результаты исследования опубликованы в последнем номере авторитетного научного журнала Advances in Polar Science.
Впервые Холмы Ларсеманн заметил в феврале 1935 года Клариус Миккельсен, капитан китобойного судна, но деятельность человека тут началась с конца 1980-х годов. На сегодняшний день в оазисе действуют четыре научные станции разных стран. Холмы Ларсеманн характеризуются большим количеством озер различного генезиса и свойств. Исследования гидрохимического состава озер были начаты только в 1987 году и до настоящего времени носят спорадический характер, данные о химическом составе снежного покрова данного региона единичны.