На сцене Большого театра Беларуси очередная премьера - "История Кая и Герды" ("Снежная королева") - одна из самых известных опер Сергея Баневича. Мировая премьера состоялась 42 года назад - 24 декабря 1980 года в Ленинградском театре оперы и балета имени С.М. Кирова (сейчас - Мариинский).
Режиссер-постановщик и главный режиссер Большого театра Беларуси Анна Моторная считает "Историю Кая и Герды" одним из самых важных для оперного театра детским спектаклем: "Это сказка, раскрывающая важные общечеловеческие истины, поставленная неоднократно в разных театрах, всегда вызывает яркие эмоции и дарит самые необыкновенные впечатления детям". Главная идея спектакля: у каждого человека должен быть теплый и уютный дом, где его ждут замечательные, добрые, честные и преданные люди. Эта идея касается как отдельной семьи, так и глобально всего человечества. Благодаря музыке и художественным средствам театра зрителей глубоко впечатляет история любви, самопожертвования, внутренней веры, борьбы человека за свою душу.
Режиссер отметила, что, работая над белорусской постановкой, авторы не ставили перед собой цели превзойти спектакли, поставленные на других сценах, а создавали собственную историю. Анна Моторная отметила, что в Большом театре Беларуси получилась действительно масштабная работа. В этой опере представлена вся палитра выразительных средств театра: великолепные голоса оперных исполнителей, замечательная хореография, блестящая работа хора, масштабная сценография. Анна Моторная уверена, что спектакль будет интересен и малышам, и подросткам, и взрослым. "Каждая отдельная сцена, каждый эпизод в этой оперной истории представляют абсолютно уникальные картинки, зарисовки жизни", - рассказала режиссер.
По словам дирижера-постановщика Юрия Караваева, партитура оперы непростая, но она написана с необыкновенной искренностью и чистотой интонаций. "Музыка как будто бы возвращает в детство, в ней есть эпизоды, которые трогают до глубины души, до слез", - отметил он.
"История о Кае и Герде", продолжила Анна Моторная, существует в музыкальных, кукольных и драматических театрах, она экранизирована, анимирована, представлена в прекрасных иллюстрированных изданиях. Задача же оперного режиссера заключается в том, чтобы создать абсолютно уникальное пространство, так называемую территорию сказки. Сюжет должен быть всеми узнаваем, но постановка должна отличаться от других.
В белорусском спектакле, подчеркнула режиссер, все используемые театральные средства, все решения направлены на то, чтобы идеи и Ганса Христиана Андерсена, и Сергея Баневича, и Татьяны Калининой, создавшей либретто, соединились, сложились в удивительный кристалл, который будет привлекать и удивлять разными гранями. "Держать интригу - профессионализм высокого класса, и в театре это очень важно", - заметила Анна Моторная. А интрига в том, что на протяжении всей постановки зритель опасается, что сказка окончится не так, как у Андерсена.
Роль Атаманши, по задумке композитора, исполняет бас или баритон. И это вовсе не клоунада или лицедейство, а одно из художественных средств, позволяющих расширить представление о выразительных возможностях театра. Станислав Трифонов, один из исполнителей этой партии, отметил, что он с удовольствием взялся за работу. По его словам, было интересно играть в детском спектакле, похулиганить и отвлечься от амплуа вечного злодея на сцене.
Солист оперы тенор Виктор Менделев, исполнивший на премьерном показе партию Кая, рассказал, как сложно взрослому артисту изобразить на сцене ребенка, подростка, искреннего, настоящего, с неподдельными эмоциями. "Постоянное развитие героя, его взросление на сцене - в этом заключается основная сложность роли", - отметил артист.
Партию Герды исполнила сопрано Анастасия Михновец. "Что касается моей партии, я себя ощущаю в ней максимально органично, - отметила она. - Образ Герды достаточно сложный. Сначала это обычная девчонка, которая проделывает огромный пусть в поисках своего любимого человека. Но в конце спектакля она преображается - это уже отважная, сильная, смелая, любящая девушка, готовая пойти на жертвы ради любви и спасения. Я искренне верю, что спектакль понравится нашим зрителям".
Пожалуй, истинное искусство и заключается в том, чтобы позволить зрителю поверить в происходящее на сцене. Для этого созданы эффектные декорации: на сцене возникают уютный домик с камином, затем - городская площадь с катком. Прежде чем зритель попадает в сверкающее царство Снежной королевы, на этой же сцене появляется кинетическая Полярная Сова, путешествовать Герде помогает благородный Северный олень, и зрители почти верят, что они настоящие.
"Мы постарались создать спектакль, который базируется на двух китах - традициях и современности, - подчеркнула режиссер-постановщик. - Наша задача была в том, чтобы привлечь все театральные возможности, для того чтобы юный зритель полюбил театр на всю жизнь и приходил сюда, как в храм".
Творческая группа уверена: если зритель услышит и увидит оперу о Кае и Герде однажды, он придет в театр во второй раз. А финал спектакля, несмотря на интригу, ожидаемый - холодная зима превращается в цветущий сад и все льды тают…