Александр Лукашенко постоянно подчеркивает: если потеряем деревню - потеряем страну. И для поддержки сельчан в Беларуси действительно делается очень многое, ведь на их труде держится вся республика. В предыдущих выпусках YouTube-проекта БЕЛТА "По факту: решения Первого" мы уже рассказывали, как Президент сделал агрогородки белорусским ноу-хау и почему глава государства призывает покупать пустующие дома в деревнях. А сегодня поговорим о хлебе насущном. В новом выпуске проекта вы узнаете, как в Беларуси создавалась потребительская кооперация и почему наша страна оказалась единственной постсоветской республикой, где ее решили сохранить. Что Александр Лукашенко требует от торговли на селе и кто, по его словам, отвечает головой за деревню? А еще мы побываем в далеких деревеньках, узнаем, как выглядят современные белорусские автолавки и что думают обо всем этом местные жители.
История потребкооперации насчитывает без малого две сотни лет. Зародилась она в России благодаря декабристам. "Во глубине сибирских руд", как писал великий поэт и их близкий друг Александр Пушкин, в 1831 году они учредили "Большую Артель". Однако официальной колыбелью мировой потребительской кооперации считается небольшой городок близ Манчестера в Великобритании. Именно здесь в 1844 году открылась первая в мире лавка потребительской кооперации.
А что насчет Беларуси? Согласно архивным материалам, первым кооперативом на территории нашей страны является Полоцкое общество потребителей "Якорь", устав которого был предоставлен на рассмотрение в Санкт-Петербург в 1869 году и в декабре был утвержден Министерством внутренних дел. А в 1894 году в Минске начало свою торговую деятельность потребительское общество рабочих и служащих Либаво-Роменской железной дороги.
В годы Российской империи власти с подозрением относились к подобным объединениям и не включали им "зеленый свет". Все изменилось в 1917 году, когда после Февральской революции временное правительство приняло Закон о кооперативных товариществах. Потребительскую кооперацию ждали годы становления, преобразований и развития. В итоге в конце 1924 года кооперативные организации БССР решили объединиться в единую хозяйственную систему. Она получила название Белорусский союз кооперативных объединений или Белкоопсоюз.
Наверное, не стоит говорить, какую роль потребительская кооперация играла в советскую эпоху, особенно в годы войны и послевоенного лихолетья. Развал СССР и последовавший за ним экономический коллапс, начало рыночных реформ, приватизация государственной собственности и введение свободного ценообразования - все это больно ударило по потребкооперации, и она начала сдавать свои позиции.
Если в 1991 году на долю кооперации приходилось более трети розничного товарооборота, то к середине 90-х - всего лишь 13%. Переломить ситуацию удалось лишь в 1996 году благодаря усилившейся государственной поддержке и улучшению экономики в целом. Александр Лукашенко заявлял, что "ни в коем случае не только сам не будет, но и никому не позволит набросить удавку на потребкооперацию". В то же время он предупреждал руководство Белкоопсоюза: поддержка будет, но будет и спрос. Раз государство сумело сохранить отрасль, то теперь вправе и требовать адекватной отдачи.
"Эта многоотраслевая структура была сохранена благодаря главе государства. Еще 30 лет назад, в 1994 году, будучи депутатом, он высказал мнение о необходимости функционирования системы, полагаясь исключительно на социально ориентированную политику, потому что самое дорогое в нашем государстве - это человек, и каждый человек заслуживает хорошего уровня жизни", - подчеркнула председатель правления Белорусского республиканского союза потребительских обществ Инесса Короткевич.
Белкоопсоюз - самая крупная торговая сеть страны. Это многоотраслевая коммерческая структура социальной направленности, которая объединяет предприятия торговли и общественного питания, заготовительную сеть, звероводческие хозяйства, промышленные, транспортные и строительные организации, учебные заведения.
Потребительская кооперация - это более 4,5 тыс. стационарных магазинов, большая часть из которых находится в сельской местности. Это полтысячи автолавок, которые обслуживают почти 14 тыс. населенных пунктов. Причем треть из них имеет население до 10 человек. За 2023 год автомобили потребкооперации, доставляя товары в различные уголки Беларуси, проехали 14 млн км, а это, на минуточку, 36 раз от Земли до Луны.
"У меня к вашей организации отношение особое. Так сложилось исторически, что на территории Беларуси село и потребкооперация, помогая друг другу, развивались вместе почти 107 лет. И сегодня вашими услугами охвачен каждый третий житель страны. В основном сельский житель. И я не зря повторяю: если потеряем деревню - потеряем страну. Наши люди, которых мы обслуживаем на селе, достойны лучшего. С деревни страна пошла. Мы все своими корнями уходим в деревню. Так почему мы так относимся к своим родителям? Мы же завтра будем такими же. И к нам так будут относиться", - отметил Александр Лукашенко на февральском собрании Белкоопсоюза.
Торговля, особенно на селе, - это действительно важнейшая функция Белкоопсоюза. Да, возить товары в отдаленные и вымирающие деревни - это далеко не самый прибыльный бизнес. Чего греха таить, порой потребкооперация несет из-за этого большие убытки. Понимая это, но не имея морального права бросить человека, даже если в деревне жителей раз-два и обчелся, Белкоопсоюз старается перекрыть эти издержки эффективной работой в других направлениях.
Много ли вы знаете частников, которые будут торговать на таких условиях, какими бы богатыми они ни были, о какой бы социальной ответственности ни заявляли?
"Если бы это был бизнес-проект, конечная цель любого бизнес-проекта - получение финансового результата. Мы понимаем, что обслуживание сельского жителя - это очень большая ответственность и очень затратная функция. Но мы гордимся тем, что причастны к этой работе. Где-то это даже планово убыточная деятельность, потому что те прямые затраты, которые мы несем в части доставки товара, работы автомагазинов, не покрываются доходами от выручки в этих магазинах", - рассказала Инесса Короткевич.
Чтобы перекрыть издержки, Белкоопсоюзу приходится развивать другие направления деятельности, мобилизовывать все возможные ресурсы. Традиционно важное внимание крупнейший госритейлер страны уделяет заготовительной деятельности, промышленному производству, экспорту. В этих отраслях как раз и есть те резервы, которые позволяют компенсировать убытки, связанные с торговлей на селе. "Эта функция у нас всегда была, есть и будет. Завершу тем, с чего начинала: самое главное в нашем государстве - это человек, и каждый человек заслуживает достойного внимания и необходимых условий для нормального качества жизни", - заявила руководитель Белкоопсоюза.
Сегодня Белкоопсоюз вместе с правительством прорабатывает вопрос закупки новых автолавок. При этом основные затраты должны лечь на потребкооперацию, помогут ей облисполкомы. Собранные на базе шасси МАЗ и с фургоном от "Купавы", это будут настоящие магазины на колесах.
Чтобы узнать, как обстоят дела на местах и что думают о работе автолавок сельские жители, мы решили побывать в одном из самых удаленных от столицы регионов - в Костюковичском районе Могилевской области. Это уже практически приграничье.
Пять автолавок Костюковичского райпо обслуживают более 100 населенных пунктов в двух районах. За полгода в автолавках реализовано 545 тыс. товаров, а за аналогичный период прошлого года - 515 тыс. Эта работа не убыточная, но и о высокой рентабельности говорить не приходится, признался председатель правления Костюковичского райпо Игорь Сорока.
"Это все-таки вопрос социального характера. Мы должны нашему населению оказывать широкий спектр услуг. Сейчас в связи с тем, что население стареет, не каждый житель (особенно те, кому более 80 лет) имеет возможность дойти до магазина. А автолавка останавливается не в одном месте. Есть населенные пункты, где и пять, и шесть остановок. Можно подъехать практически к каждому дому", - заметил руководитель местного райпо.
Кроме того, сельчане у продавца автолавки или по телефону накануне ее приезда могут заказать дополнительную продукцию - от продовольствия до строительных товаров, а еще ознакомиться с закупочными ценами на излишки плодоовощной продукции и вторичное сырье, а затем передать их райпо.
И еще один важный момент. Торговля на селе - это не только про доставку товаров, ассортимент и продажи. Продавец автолавки зачастую становится не просто хорошим знакомым, а своим, родным человеком для жителей деревни. Так что работу потребкооперации на селе не заменят никакие предприниматели.
Убедились мы в этом, посетив несколько деревенек почти в четырехстах километрах от Минска.
"Вот раньше деревня была: приедешь - люди скупят товар, возьмут, что им нужно, садятся и вспоминают какие-то свои истории, могут и песни запеть. Возле автолавочек и столики раньше были. Красота была в деревне. А сейчас деревни уходят, люди потихоньку умирают. Я приезжаю в любую деревню: меня люди там ждут, ждут, как свои родственники", - рассказала продавец Костюковичского райпо Людмила Крисанова.
Она работает продавцом автолавки уже несколько десятков лет и, пожалуй, знает белорусскую деревню и ее жителей как никто другой.
"Я встречала на этой автолавке нашего Президента. Конечно, было очень стремно: все-таки Президент. Однако стремность эта прошла: было все хорошо, все замечательно. Мы встретились, поговорили. И когда я потом приезжала в свои деревни, люди говорили: "Вот это да!" Месяц говорили про это. Рады были, что нашу автолавку посетил Президент. Он назвал меня Люда. Свой человек! Во всех деревнях говорят: "Только наш Лукашенко, только наш Президент. Никто нам, кроме нашего Президента, не нужен. Никто!" - заявляет Людмила Крисанова.
Александр Лукашенко неспроста подчеркивает: работа Белкоопсоюза - это не только экономические показатели, но и политический вопрос. Беларусь - государство, где абсолютным приоритетом является благополучие простого человека-труженика, поэтому руководство страны всячески поддерживало и будет поддерживать село.
"Именно в обслуживании жителей деревень и маленьких поселков заключается социальная роль потребительской кооперации. В том числе и по качеству вашей работы люди оценивают всю вертикаль власти. И эта народная оценка должна быть только положительной", - требует глава государства.
И, судя по отзывам обычных сельчан, потребкооперация с этой задачей справляется неплохо.
В деревне Горбачевка, что в Костюковичском районе, на постоянной основе проживают всего два человека. Валентина Савельевна купила здесь дом еще в 1997 году. "Людей было много, жили во всех домах и скот держали. Хорошая деревенька была, люди хорошие. А магазин был раньше на дому, как рассказывали. А при мне его уже не было. И автолавки не было", - вспоминает она.
Сейчас ей частенько помогают дети. Валентина Савельевна и сама порой выбирается в город, благо силы еще есть. Но без автолавки, по ее мнению, жизнь была бы тяжелее. "Ассортиментом довольны, все есть", - говорит жительница Горбачевки.
Напротив - дом Надежды Владимировны. Сама она родом из Украины, но уже давно живет в Беларуси. К своей деревеньке привыкла и любит ее.
"Я не хочу никуда в город. Я тут одна, все смеются, зайцем зовут: "Зайчик, как ты там в деревне?" 83 год… Привезут пенсию во двор, магазин приедет. Дороги чистят. Дай бог только мира, потому что это очень болезненный вопрос. Старики говорят: "Мы живем, пока есть Лукашенко, а тогда уже как бог даст", - отмечает сельчанка.
Ассортиментом автолавки она тоже довольна. До стационарного магазина в ближайшую деревню Надежда Владимировна уже боится идти: силы все-таки не те. Если бы автолавка не заезжала во двор, то пришлось бы за покупками отправлять соцработника. Конечно, это лишние неудобства.
"Лишь бы дал бог здоровья. Брать есть за что", - добавляет она.
К сожалению, не все населенные пункты могут похвастаться безупречными подъездными дорогами. Где-то их нужно подлатать, а где-то и вовсе заасфальтировать с нуля. Зимой не до всех дворов доезжает снегоуборочная техника. Проблемы решаются, может быть, не так быстро, как хотелось бы, но магазины на колесах все равно стараются добраться до каждого сельчанина.
Александр Лукашенко и сейчас порой критикует работу Белкоопсоюза. Но не потому, что ситуация критическая. Просто глава государства убежден: можно сделать еще лучше и еще качественнее - так, чтобы люди не обижались. Президент всегда ориентировал организации потребкооперации на то, чтобы в своем развитии они в том числе учитывали современные тенденции спроса и предложения, продвигали то, что они уже давно умеют делать лучше всех.
"Мы питались очень просто. Хорошая была здоровая пища. Но она не выглядела, может быть, так внешне, как на Западе. И наши люди, когда развалился Советский Союз, бросились на эту пищу. Это тоже естественно. Я это нормально воспринимаю. Попробовали. И войдите в любой ресторан: там же такое наворотят, что трудно представить, - это произведение искусства. А люди хотят смаженку, обыкновенных драников. То есть настал новый период в жизни. Это всегда маятник: туда качнулся, потом сюда. И вот этот момент. И вы не должны его потерять. Люди соскучились по натуральному, так вы этим воспользуйтесь. И если вы будете шевелиться, то за мной не заржавеет. Я всегда смогу подставить плечо", - заверил Александр Лукашенко в 2021 году на общем собрании Белкоопсоюза.
А в начале этого года Президент заявил, что пришло время выработать общереспубликанскую концепцию обслуживания сельского населения. "Люди, которые работают на земле, не должны ни в чем нуждаться", - подчеркнул он, потребовав заинтересовать все субъекты хозяйствования в обслуживании сельского населения и создать стимулирующие условия. У такого гиганта, как Белкоопсоюз, здесь будет особая роль.
"Проект общереспубликанской концепции обслуживания сельского населения внесен в Совет Министров. Мы были одними из разработчиков этой концепции. Учитывая, что мы, наверное, самый главный оператор в обслуживании сельского населения, мы вносили предложения, конечная цель которых - совершенствование всего этого механизма и нас как субъекта хозяйствования. Это и инвентаризация действующих стационарных объектов, и пересмотр маршрутов движения, вопросов, связанных с ценообразованием, ассортиментом, работой с поставщиками", - рассказала председатель правления Белкоопсоюза.
Чем уникальная потребкооперация? Белкоопсоюз был создан людьми и для людей, и сегодня эта система имеет огромнейший потенциал. Да, конкуренция на рынке большая. Но в данном случае она должна быть стимулом для движения вперед. Главное не сидеть сложа руки, быть по-хорошему агрессивными, применять самые современные подходы и бизнес-идеи.
"Вам мой совет: начните с дисциплины и порядка, структурируйте свою организацию. С себя начните. Если надо чем-то помочь, я обязательно помогу. Но только действуйте. Вместе с органами власти. Вице-премьер будет контролировать, мы будем помогать. Сейчас премьер-министр к этому лично подключится. Так ему и передайте. За деревню вы головой отвечаете. Мы с вами все деревенские люди. Еще раз повторяю: оттуда пошла наша страна - мы должны их поддержать. Мы вас заставим работать. Понимайте меня, как хотите. Вы можете. Если бы вы не могли, я бы сегодня пришел и начал с главного: как будем разваливать Белкоопсоюз и на этом месте формировать новую торговлю. Но я еще надеюсь на вас", - так напутствовал Президент в феврале членов Белкоопсоюза.