На постсоветском пространстве существует несколько международных объединений с различным уровнем интеграции. Самое большое по численности - Содружество Независимых Государств. Один из главных принципов СНГ - зона свободной торговли. Более продвинутая структура - Евразийский экономический союз. На его территории обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Страны ЕАЭС проводят скоординированную, согласованную или единую политику в различных отраслях экономики. Но самая глубокая интеграция сложилась между Беларусью и Россией. Два суверенных и независимых государства смогли выстроить такое тесное объединение, что сообща уверенно преодолевают любые вызовы. Это подтвердил и недавний официальный визит Владимира Путина в Беларусь.
В новом выпуске YouTube-проекта БЕЛТА "По факту: решения Первого" мы расскажем, стоит ли верить мифам о белорусско-российской интеграции, обсуждают ли Александр Лукашенко и Владимир Путин, кто будет президентом Союзного государства, чем союз Беларуси и России будет отличаться от Европейского союза и к чему на самом деле должно привести углубление интеграции между нашими странами.
Восстановлением экономических связей Беларусь и Россия занялись еще в середине 1990-х. Первые годы после распада Советского Союза показали, что жить по разные стороны баррикад будет невозможно. В январе 1995 года было подписано Соглашение о таможенном союзе России и Беларуси, через месяц страны заключили договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве. В апреле 1996 года было образовано Сообщество Беларуси и России, а ровно через год страны объединились в союз. Правда, политические и экономические процессы, происходившие тогда внутри обоих государств, мешали странам полноценно заняться интеграцией. Переломный момент наступил лишь в конце 1990-х - 8 декабря 1999 года президенты Беларуси и России подписывают Договор о создании Союзного государства.
К чему это привело: товарооборот Беларуси и России за 1999-2008 годы вырос в пять раз (с 7 до почти 35 миллиардов долларов), а количество российских регионов, с которыми развивала сотрудничество Беларусь, увеличилось с 6 до 88.
"Формируя свой союз с середины 1990-х годов, еще начиная с Ельциным, четко определялись, что это будут две страны - Беларусь и Россия, которые выстроят союз. И он будет мощнее, чем унитарное государство. Вот вам откровенно говорю", - рассказывал Александр Лукашенко в интервью BBC в 2021 году.
Забегая вперед, отметим, что иностранные журналисты всегда интересуются у главы государства, как развивается белорусско-российская интеграция. Наверняка, интерес совсем не праздный.
У союза Беларуси и России есть этническая и экономическая основа. Страны проводят единую внешнюю политику, создано общее оборонное пространство. И очень важно, что стороны смогли создать единое гуманитарное и культурное пространство, обеспечив равные условия для своих граждан. Сейчас вследствие тесной интеграции границы между Беларусью и Россией нет, для граждан Союзного государства отсутствуют ограничения свободы передвижения, провоза товаров и услуг, смены места жительства, трудоустройства, образования.
У нас обоюдное признание пенсий, равные права в медицинском и социальном обеспечении. И это только часть реализованной программы "социальной адаптации" для россиян и белорусов. Эти достижения для нас стали настолько обыденными, что мы давно воспринимаем их как данность.
"Сегодня Союзное государство параллельно решает несколько задач, поэтому сводить его только к уровню двусторонних отношений не совсем правильно. Я бы рассматривала Союзное государство сквозь призму готовности к многополярности. Мы видим, что многополярность уже неизбежна, поэтому нам нужно встраиваться в нее, более того, самим ее формировать, иначе за нас это сделает кто-то другой, как это было ранее", - отметила аналитик Белорусского института стратегических исследований Ольга Лазоркина.
Но противники Союзного государства смещают акценты на абсолютно другие темы. Пожалуй, самый главный миф о белорусско-российской интеграции - это вбросы о поглощении. Мол, Россия хочет подчинить себе Беларусь. Владимир Путин как-то подчеркнул: главное - согласованная экономическая политика, все остальное - это попытки недоброжелателей затормозить интеграционный процесс. Делают они это, по его словам, только для того, чтобы не получить эффективных и опасных конкурентов на мировых рынках.
"Мы становимся свидетелями формирования нового миропорядка, и он, скорее всего, будет основываться не на неких глобальных правилах, а на региональных, на повестке регионального развития. Вот с этой точки зрения Союзное государство может быть тем ядром, вокруг которого будет формироваться в данном случае долгосрочная политика регионального развития", - считает экономический аналитик, кандидат экономических наук Георгий Гриц.
По его мнению, страны, которые сегодня являются своеобразными нарушителями спокойствия в нашем регионе, вскоре поймут, что их интересы сосредоточены здесь. "Никакой внешний друг, тем более дядя из-за океана, не поможет. У них другие совершенно интересы: сделать колонию, рынки сбыта расширить, получить доступ к сырью (в первую очередь к сырью) и, как следствие, выйти из той кризисной ямы, в которую сегодня попали западные страны. Это тоже как одна из составляющих, одна из угроз, в том числе для постсоветского пространства", - заявил эксперт.
Давайте посмотрим на Договор о создании Союзного государства: "Союзное государство базируется на принципах суверенного равенства государств-участников"; "Каждая сторона сохраняет свои суверенитет, независимость, территориальную целостность, государственное устройство"; "Официальными языками Союзного государства являются государственные языки государств-участников". Разве тут есть хоть один намек об утрате суверенитета?
Да, много споров вызывало положение о введении единой валюты. Но в этом же документе отмечается, что цели Союзного государства осуществляются поэтапно с учетом приоритета решения экономических и социальных задач. Введение единой валюты, как вы понимаете, - далеко не главный вопрос на сегодня. Поэтому все заявления о поглощении - это действительно наносное, как и отмечал российский Президент.
"Когда мы с Ельциным подписывали соглашение, мы имели в виду, что это не белорусский и не российский будет рубль. А некая другая валюта. Но поскольку у нас рубль, у вас рубль, зачем нам выдумывать и называть ее талер или еще что-то. Да, это будет рубль. Второй вопрос - эмиссионный центр. Давайте сделаем как в Евросоюзе. Он должен быть независимым. Он не должен быть российским. Это более высокий уровень интеграции, к которому мы не подошли. Подойдем - будем решать", - заявил Александр Лукашенко в интервью международному информационному агентству "Россия сегодня".
Хорошо. А что насчет введения должности Президента Союзного государства? Об этом не идет речи ни в одном действующем документе. Более того, эту тему Александр Лукашенко и Владимир Путин даже не обсуждают.
"Вопроса "один президент", "два президента"… Мы никогда с Путиным, клянусь вам, этот вопрос не обсуждали. Никогда. Потому что такого вопроса в повестке дня не стоит", - подчеркнул глава белорусского государства в уже упомянутом нами интервью BBC.
Да, проектом конституционного акта Союзного государства предполагается, что главным органом власти будет Высший государственный совет. Но возглавлять его на основе ротации будут оба президента. ВГС как высший орган Союзного государства действует и сейчас. В состав совета входят президенты, главы правительств, руководители парламентов. С 26 января 2000 года (это день вступления в силу Договора о Союзном государстве) его председателем является белорусский лидер.
"Если в России особенно, да и у нас в Беларуси кто-то думает, что Союзное государство - это завтра объединимся, в Кремле будет власть и так далее… Слушайте, я "уходящий" Президент (я об этом часто говорю), но абсолютно убежден: кто бы ни пришел после меня, эта позиция поддержана не будет… Два суверенных, независимых государства. Мы умные, образованные люди, чтобы создать такое объединение суверенных, независимых государств, чтобы мы могли быть сильнее. Вот что надо делать. Надо спокойно идти, решать вопросы, которые возникают", - снова отвечал Александр Лукашенко на вопросы журналистов.
В последнее время в белорусско-российских отношениях отмечается заметный подъем. Уровень взаимодействия и доверия между странами во всех сферах действительно беспрецедентный. Минск и Москва заявляют, что поддерживают и будут поддерживать друг друга по всем направлениям. Причем двусторонние проекты уже вышли за пределы земной поверхности.
"Мы имеем дело в рамках Союзного государства с выстраиванием новой модели экономического взаимодействия в асимметричных условиях. Ведь экономика Беларуси и экономика России - это совершенно разные по объемам, по ресурсной базе экономики, и поэтому чаще всего здесь речь идет не о равноправных отношениях, а о том, как страны могут взаимодействовать вот в таких условиях. И здесь важно выбрать оптимальную модель. И Республика Беларусь такую модель нашла", - обратила внимание аналитик БИСИ Ольга Лазоркина.
По ее мнению, нельзя говорить, что интеграция развивается медленно, ведь речь идет не только об углублении экономического сотрудничества между странами. "Речь идет и о том, чтобы найти такую модель, когда будут соблюдены и национальные интересы. Для Республики Беларусь это очень важно. Поэтому сегодня мы можем говорить о модельном характере и возможности масштабирования. Ведь для стран постсоветского пространства суверенитет - это основа. Как можно взаимодействовать с великой державой, сохранив при этом суверенитет? Мы это доказали", - подчеркнула эксперт.
Новым этапом экономической интеграции стала реализация почти трех десятков отраслевых программ союзного строительства. Они были приняты на заседании Высшего государственного совета в ноябре 2021 года. Эти программы дают старт еще более тесному сотрудничеству, во многом объединяют экономики обеих стран, убирают препоны на этом пути. Реализация союзных программ - своеобразная перезагрузка совместного экономического пространства. Импортозамещающие проекты в микроэлектронике, машиностроении, станкостроении, военно-техническом сотрудничестве помогут Союзному государству обеспечить технологический суверенитет и экономическую безопасность. Сделано немало, но предстоит сделать еще больше. Но главное, что неразрешимых проблем в двусторонних отношениях нет. Об этом заявляют оба лидера.
Эксперты считают, что больше всего Союзное государство могло бы походить на нынешний Европейский союз, а где-то даже превосходить его по уровню интеграции. Почему нет? У нас есть свои преимущества. Белорусско-российское взаимодействие основывается на взаимной конструктивности. А она в свою очередь базируется на уважении и равенстве в достижении частных и общих интересов. Это то, чего так не хватает западным партнерам.
Задались этим вопросом - будет ли Союзное государство похоже на Евросоюз - и турецкие журналисты, когда брали интервью у Александра Лукашенко.
"Нет", - был категоричен Президент.
Он сразу пояснил свою позицию, заявив, что союз Беларуси и России будет более продвинутым и более стабильным. "Во-первых, потому, что мы учтем все ошибки Европейского союза, чтобы их не повторять. А положительный опыт, который полезен для нас, будем использовать. Во-вторых, мы ведь вышли из единого государства - из Советского Союза. И мы многое уже там попробовали. Мы знаем, что нам оставить из советского прошлого и что нам в будущем не пригодится. Поэтому это будет более мощный, продуманный и продвинутый союз", - уверен глава государства.
Экономист Георгий Гриц напомнил о главной проблеме Евросоюза - излишней забюрократизированности. Он отметил, что с годами в ЕС появился целый клан еврочиновников, интересы которых не совпадают с интересами стран-членов и их народов.
"Мы видим (опять-таки на уровне санкционной политики): компании, страны потеряли даже не миллиарды, а проценты своего национального достояния. Поэтому формат, о котором говорил Александр Лукашенко последние 10-15 лет назад уже после создания Союзного государства, эту риторику сегодня поддерживает Владимир Путин, - это два суверенных государства и единая экономика. Вот, наверное, это ноу-хау, я бы даже так сказал, является основой Союзного государства. Более того, сегодня мы видим не просто координацию с точки зрения создания единых экономических условий, торговых отношений, таможенной политики, а кооперационные отношения в рамках Союзного государства. Это, в принципе, является, я бы сказал, действительно трендом, который даже не в полной мере присутствует в странах Евросоюза", - отметил Георгий Гриц.
И все-таки, в чем кроется успех Союзного государства? На наш взгляд, все просто. Союз Беларуси и России - это не политический проект. Идея шла снизу, из народных глубин, и только потом получила закрепление на политическом уровне. Поэтому ответ на этот вопрос один: белорусы и россияне чувствуют родство своих душ и не намерены забывать или отказываться от него. Хоть порой даже родственным душам бывает нелегко.
"Абсолютно уверен, что примером мирной и созидательной повестки станут проверенные годами наши союзнические отношения с Россией. Я бы даже сказал, что союзу Российской Федерации и Беларуси удалось предвосхитить сегодняшние тектонические сдвиги во всех сферах, и сейчас именно наше время. Сильные суверенные государства - сильный союз. Вот формула успеха любой интеграции. Наше союзное строительство - образец союза суверенных народов. И эта модель имеет шансы на успех и расширение участников. Подчеркиваю: никакого насилия и никакого поглощения!" - заявил Александр Лукашенко на заседании VII Всебелорусского народного собрания.
*Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента.