На выборах Президента Республики Беларусь голосование проводится с 8 до 20 часов. Участковые комиссии не позднее чем за 10 дней до выборов оповещают избирателей о дне выборов, времени и месте голосования, номере телефона комиссии, а также направляют избирателям информацию о кандидатах в Президенты Республики Беларусь.
На участках для голосования, образованных в воинских частях, санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах и других организациях здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, участковые комиссии могут объявить голосование законченным и ранее 20 часов, если проголосовали все избиратели, включенные в список.
С 26 сентября избиратели могут проверить наличие своей фамилии в списках. Сделать это сможет любой человек, имеющий право голоса, посетив избирательный участок, расположенный неподалеку от его места жительства. Граждане Беларуси на выборах могут проголосовать только по месту регистрации.
Как сообщила председатель Центризбиркома Лидия Ермошина, областные избирательные комиссии и комиссия города Минска предоставили предварительные данные о количестве избирателей - 6 млн 995 тыс. 181. В частности, по Брестской области количество избирателей составило 1000295, по Витебской - 877793, по Гомельской - 1101044, по Гродненской - 778355, по Минской - 1116183, по Могилевской - 814852, по городу Минску - 1300917. За пределами Беларуси в списки для голосования включено 5742 человека. Данные будут уточняться за две недели до выборов и в день выборов.
Для голосования на президентских выборах в стране будет отпечатано более 7 млн бюллетеней. Общий резерв запасных бюллетеней составляет до 5% и будет распределен по участкам.
В общей сложности в Беларуси и за ее пределами образовано более 6,1 тыс. участков для голосования. В том числе участки будут работать в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах и других организациях здравоохранения, оказывающих медпомощь в стационарных условиях, а также в воинских частях. Для граждан Беларуси, проживающих за пределами страны, образовано 49 участков.
Организация голосования на участке для голосования и полномочия участковой комиссии
Голосование проводится в специально отведенных помещениях, в которых должны быть оборудованы в достаточном количестве кабины или комнаты для тайного голосования, определены места выдачи бюллетеней и установлены ящики для голосования. Ящики для голосования устанавливаются таким образом, чтобы голосующие при подходе к ним обязательно проходили через кабины или комнаты для тайного голосования.
Ответственность за организацию голосования, обеспечение тайны волеизъявления избирателей, оборудование помещений и поддержание в них необходимого порядка несет участковая комиссия. В день выборов перед началом голосования ящики для голосования проверяются, пломбируются или опечатываются председателем участковой комиссии в присутствии не менее двух третей состава комиссии.
При подготовке и проведении выборов Президента Республики Беларусь участковая комиссия:
- обеспечивает соблюдение требований Избирательного кодекса и иных актов законодательства Республики Беларусь о выборах на территории участка для голосования;
- уточняет список избирателей по участку для голосования;
- знакомит избирателей со списком избирателей, рассматривает заявления о неправильностях в списке и решает вопрос о внесении в него соответствующих изменений;
- оповещает избирателей о месте нахождения, времени работы и номере телефона участковой комиссии, а также о дне выборов, времени и месте голосования;
- направляет избирателям информацию о кандидатах в Президенты Республики Беларусь, представленную Центральной комиссией;
- обеспечивает реализацию предусмотренного Избирательным кодексом права избирателей проголосовать на выборах досрочно, а также сохранность бюллетеней;
- обеспечивает подготовку помещения для голосования, ящиков для голосования и другого оборудования;
- контролирует на территории участка для голосования соблюдение правил размещения агитационных материалов;
- обеспечивает целевое использование денежных средств, выделенных на проведение выборов;
- организует голосование в день выборов;
- проводит подсчет голосов и устанавливает результаты голосования по участку;
- рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки выборов, организации голосования, подсчета голосов и принимает по ним решения;
- заслушивает сообщения должностных лиц местных исполнительных и распорядительных органов, организаций по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов;
- осуществляет другие полномочия в соответствии с Избирательным кодексом и иными актами законодательства Республики Беларусь.
Проведение голосования на участке для голосования
Бюллетень для голосования выдается избирателю на основании списка граждан, имеющих право участвовать в выборах, после предъявления паспорта гражданина Республики Беларусь или иного документа, определяемого Центральной комиссией. При получении бюллетеня избиратель расписывается в соответствующей графе указанного списка.
При голосовании на выборах избиратель ставит любой знак в пустом квадрате, расположенном справа от фамилии того кандидата, за которого он голосует. Если избиратель голосует против всех кандидатов, он ставит любой знак в пустом квадрате, расположенном справа от строки "Против всех кандидатов". Заполненный бюллетень избиратель опускает в ящик для голосования.
В случае, если избиратель считает, что при заполнении бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену участковой комиссии, выдавшему бюллетень, с просьбой выдать ему новый бюллетень взамен испорченного. Член участковой комиссии, получив испорченный бюллетень, на котором должна быть собственноручная подпись избирателя, выдает избирателю новый бюллетень, делая отметку об этом в списке граждан, имеющих право участвовать в выборах, напротив фамилии избирателя, допустившего ошибку. Испорченный бюллетень погашается, о чем составляется акт, подписываемый председателем или заместителем председателя либо секретарем и двумя членами участковой комиссии.
24 сентября состоялось заседание ЦИК, где был утвержден ряд постановлений, в том числе о документах, согласно которым избирательные бюллетени будут выдаваться по предъявлению паспорта или справки органов внутренних дел об утере паспорта, для военнослужащих срочной службы - по предъявлению военного билета. Если у избирателя нет паспорта, но он внесен в списки для голосования, бюллетень может быть выдан на основе служебного удостоверения госслужащего, студенческого билета, пенсионного удостоверения с фотографией или водительских прав.
Основанием для включения в списки избирателей является регистрация по месту жительства постоянная или временная. Если у избирателя отсутствует временная регистрация, он может быть включен в список избирателей на основании документов, подтверждающих проживание в населенном пункте, например, договора найма квартиры либо договора о строительстве жилья, либо иных документов, подтверждающих право собственности на жилье, которое расположено на территории участка для голосования, куда гражданин обратился.
Также 24 сентября Центризбирком принял постановление в отношении лиц, у которых свобода ограничена по тем или иным основаниям и которые содержатся в арестных домах, административных изоляторах, ЛТП либо проживают в спецкомендатуре в связи с отбытием наказания. Указанные граждане будут включаться в списки участков для голосования, на территории которых расположены учреждения, где они отбывают наказание. Сведения о таких лицах будут в обязательном порядке доводиться до участковых комиссий по месту жительства, и данные граждане будут исключены из списков.
Бюллетень заполняется голосующим в кабине или комнате для тайного голосования. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе пригласить в кабину или комнату для тайного голосования другое лицо по своему усмотрению, кроме членов участковой и вышестоящих комиссий, кандидатов в Президенты Республики Беларусь, их доверенных лиц, а также лиц, указанных в части четвертой статьи 13 Избирательного кодекса РБ.
В Беларуси на выборах 2015 года впервые создаются условия для самостоятельного голосования избирателей, у которых нарушено зрение. Незрячий избиратель вправе проголосовать без помощи других лиц с использованием специального трафарета (в него вкладывается бюллетень), однако это не исключает его права находиться в кабине для голосования с сопровождающим лицом или воспользоваться при заполнении бюллетеня помощью другого избирателя, находящегося в помещении. Таким образом, даже получив трафарет или лупу для заполнения бюллетеня, инвалид по зрению может пригласить в кабину другое лицо для оказания помощи в заполнении бюллетеня.
В Минске инвалиды смогут воспользоваться услугами социального такси для посещения избирательных участков, сообщили в комитете по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома. Для посещения избирательных участков в дни досрочного голосования и день проведения выборов минчане из числа инвалидов I группы, инвалидов-колясочников, инвалидов II группы старше 70 лет могут воспользоваться услугами службы "Социальное такси" и сопровождением соцработника, обратившись в территориальные центры социального обслуживания населения районов столицы.
Досрочное голосование на выборах
Избиратель, не имеющий возможности в день выборов находиться по месту своего жительства, вправе не ранее чем за пять дней до выборов в условиях, исключающих контроль за его волеизъявлением, заполнить в помещении участковой комиссии бюллетень и опустить его в опечатанный отдельный ящик для голосования избирателей. Официального подтверждения причин невозможности избирателя прийти в помещение для голосования в день выборов не требуется.
Досрочное голосование будет осуществляться с 6 по 10 октября с 10 до 14 часов и с 16 до 19 часов в присутствии не менее двух членов участковой комиссии. В первый день досрочного голосования ящики для голосования пломбируются или опечатываются в порядке, предусмотренном частью третьей статьи 51 Избирательного кодекса РБ.
В период досрочного голосования ежедневно по окончании времени проведения голосования председатель или заместитель председателя участковой комиссии заклеивает прорезь для опускания бюллетеней в ящике для голосования листом бумаги. Председатель или заместитель председателя и член участковой комиссии ставят подписи на этом листе. Вскрытие прорези для опускания бюллетеней в ящике для голосования производится ежедневно перед началом досрочного голосования председателем или заместителем председателя участковой комиссии. При заклеивании и вскрытии прорези для опускания бюллетеней в ящике для голосования вправе присутствовать наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели, представители средств массовой информации. Хранение ящика для голосования обеспечивается председателем участковой комиссии.
В период досрочного голосования ежедневно председатель или заместитель председателя участковой комиссии составляет протокол, в котором указываются число бюллетеней, полученных участковой комиссией, число граждан, получивших бюллетени для голосования (в последний день досрочного голосования - общее число граждан, получивших бюллетени для голосования), число испорченных бюллетеней и число неиспользованных бюллетеней. Протокол подписывается председателем или заместителем председателя и членом комиссии. Копия протокола вывешивается для всеобщего ознакомления в помещении участковой комиссии.
При получении бюллетеня избиратель собственноручно расписывается в списке граждан, имеющих право участвовать в выборах, и указывает дату досрочного голосования.
Досрочное голосование не проводится на участках для голосования, образованных в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах и других организациях здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, а также перед вторым туром голосования по выборам Президента Республики Беларусь.
Председатель Центризбиркома Лидия Ермошина, говоря о досрочном голосовании, отметила: "Нам надо бороться за голоса избирателей, а не отвергать возможности, чтобы люди могли проголосовать в удобное время и в удобной для них форме. Что касается подсчета голосов, то сейчас в законе появилась норма, которая прямо устанавливает, что голоса - то есть избирательные бюллетени по всем ящикам для голосования - должны считаться раздельно. Подсчет голосов начинается с того, что вскрывается первым ящик для досрочного голосования и подсчитываются все бюллетени, которые находятся в нем. Затем вскрываются ящики для голосования, которые использовались при посещении избирателей на дому. Третьим, последним, вскрывается ящик, который использовался в день выборов. Так что раздельная процедура подсчета голосов позволяет учитывать и делать гласным то количество избирателей, которые принимали участие в досрочном голосовании".
Голосование по месту нахождения избирателя
Участковая комиссия обязана обеспечить возможность участвовать в голосовании избирателям, которые по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам не смогут прийти в день выборов в помещение для голосования. В этих целях в участковой комиссии должно быть не более трех переносных ящиков для голосования.
Участковая комиссия по просьбе избирателей, высказанной в письменной или устной форме, поручает не менее чем двум членам комиссии организовать голосование по месту нахождения этих лиц в день выборов в следующем порядке:
устные и письменные просьбы избирателей об организации голосования по месту их нахождения в день выборов заносятся в специально составляемый список, подписанный председателем или секретарем участковой комиссии, в котором указываются данные об этих лицах, предусмотренные в списке граждан, имеющих право участвовать в выборах. Официального подтверждения причин невозможности прийти в помещение для голосования не требуется. Избиратели могут обратиться с просьбой об организации голосования по месту их нахождения в день выборов в любое время после образования участковой комиссии, а в день голосования не позднее чем за два часа до истечения времени голосования;
члены участковой комиссии получают бюллетени и расписываются в их получении. Число выдаваемых бюллетеней должно соответствовать числу поступивших просьб избирателей;
для организации голосования по месту нахождения избирателей председатель или секретарь участковой комиссии из основного списка граждан, имеющих право участвовать в выборах, выписывает в отдельный вкладной лист все данные об этих лицах и подписывает его. В этом вкладном листе избиратели, голосующие по месту своего нахождения, при получении бюллетеня собственноручно расписываются. Затем в основном списке граждан, имеющих право участвовать в выборах, производится отметка, что эти лица проголосовали по месту своего нахождения.
Вкладные листы списка граждан, имеющих право участвовать в выборах, в которых записаны избиратели, проголосовавшие по месту своего нахождения, должны храниться вместе с основным списком граждан, имеющих право участвовать в выборах.
Для белорусских работников стройки атомной электростанции планируется организовать голосование в Островце. Об этом на заседании Гродненской областной комиссии по выборам Президента Республики Беларусь сообщил ее председатель Валерий Савко. По его словам, на строительстве объекта занято около 2,8 тыс. избирателей. Многие командированы и работают вахтовым методом по две недели. Это значит, что они не смогут проголосовать по месту регистрации ни досрочно, ни в день выборов. В комиссию поступили соответствующие вопросы от граждан. Поэтому планируется включить этих работников в списки избирателей Островецкого района. Уточняются сведения о занятых на строительстве, о местах их проживания в командировке. С учетом этого будет выбран способ голосования - возможно, расширят один либо два избирательных участка в Островце. Районная комиссия готова обеспечить все необходимое для голосования дополнительного числа избирателей.