Палата представителей сегодня на заключительном заседании седьмой сессии поддержала предложение ЦИК о назначении даты выборов Президента Беларуси - они пройдут в нашей стране 11 октября. По горячим следам прошедшего заседания корреспондент БЕЛТА побеседовала с председателем Центризбиркома Лидией Ермошиной.
- Лидия Михайловна, многие интересуются, почему все-таки решено было назначить более раннюю дату выборов, нежели это планировалось?
- Для начала хочу в очередной раз подчеркнуть: ни о каком переносе даты речи не идет, потому что никто дату не назначал. 15 ноября - это была предполагаемая дата, которая планировалась Центральной избирательной комиссией. После консультации со всеми заинтересованными государственными органами, которые будут задействованы при подготовке и проведении выборов (правительство, парламент, местная вертикаль) было принято решение об их планировании на более ранний срок. Причем с точки зрения закона тот срок, о котором мы говорим сейчас (11 октября. - Прим. БЕЛТА), более предпочтителен, поскольку он позволяет в случае проведения второго тура уложить всю избирательную кампанию в рамки, очерченные законом и Конституцией Республики Беларусь, и не выйти при этом за пределы двухмесячного срока, который должен обязательно сохраняться между датой выборов и истечением срока полномочий главы государства. Поэтому все делается в рамках закона. Выборы не являются досрочными, они могли бы проходить в любой день до 15 ноября.
- По вашим прогнозам, сколько инициативных групп будет зарегистрировано? Скольким из них удастся собрать 100 тыс. подписей и зарегистрировать своего кандидата?
- Мне трудно сказать, потому что сейчас заявляет о себе ряд будущих претендентов. Надеюсь, что их будет хотя бы не менее пяти. У избирателей должен быть выбор, потому что в случае если не осуществляется политическая борьба и нет конкуренции на выборах (тем более - президентских), избиратели испытывают определенное разочарование, что сказывается на их явке на участках.
- Некоторые политические силы Беларуси уже обвиняют своих оппонентов в том, что те не собирают подписи реально, а "переписывают телефонный справочник". Насколько обоснованы такие претензии?
- Возможно, это имеет место быть, но раз наши территориальные комиссии не установили подобных фактов, я не могу с этим согласиться. Единственный курьезный случай был во время выборов 2010 года, когда один из потенциальных кандидатов просто-напросто купил или позаимствовал у какой-то группы подписные листы, отксерокопировал их и сдал копии. Но такого рода нарушение сразу бросается в глаза. Что касается телефонных справочников, то в этом случае нарушение можно установить только при помощи проверки: выезда на место, беседы с гражданами, которые попали в подписные листы. Территориальные комиссии должны проверить не менее 20% подписей от общего числа тех, что были сданы в каждом районе. Раньше таких фактов мы не установили. Это во-первых. Во-вторых, в телефонном справочнике, конечно, можно взять фамилии с адресами, а паспортные данные, которые обязательно должны быть обозначены в подписном листе? Их ведь из телефонного справочника не возьмешь. Поэтому я думаю, что утверждение, которое вы упомянули, не является истинным.
- Как вы относитесь к тому, что в Беларуси есть политические партии, которые очень сильно ориентируются на своих западных коллег? Они часто ездят к ним на семинары, получают гранты от западных структур через свои общественные организации. Не являются ли они проводниками чужой политики? Какой механизм перенятия зарубежного опыта вы бы противопоставили такой схеме?
- Конечно, они являются проводниками чужой политики. Недаром в России подобные организации имеют теперь статус иностранных агентов. Однако давайте не будем забывать, что любая общественная организация, чтобы существовать, должна каким-то образом финансироваться. Республика Беларусь партии не финансирует, у нас это не предусмотрено, они самостоятельно должны искать ресурсы, вести какую-либо деятельность - возможно, организовывать коммерческие предприятия либо пополнять фонд за счет членских взносов. У нас этого не делается, поэтому для того, чтобы существовать, они ищут средства за рубежом. А тот, кто платит, естественно, и музыку заказывает.
Вообще везде в мире запрещено иностранное финансирование. Думаю, в США и помыслить не могут о том, чтобы какая-либо из их политических партий брала деньги из-за рубежа. Но стоит обратить внимание и на следующий факт: за рубежом, особенно в странах, где существует партийно-пропорциональная система выборов (в частности, парламентских), партии, которые имеют определенное место в парламенте либо в органах местного самоуправления, получают государственное финансирование. Таким образом государство как бы ограждает иностранное финансовое влияние на свои политические силы. Наша страна пока к этому не пришла. Тем более у нас 15 политических партий, более тысячи общественных объединений, и для того, чтобы давать им деньги, нужно отрывать их от того же образования или здравоохранения. Для нас это непозволительная роскошь.
Так что пока противопоставить зарубежным грантам мы ничего не можем. И даже более того: мне кажется, что в нынешней ситуации, даже если бы государство предусмотрело какое-либо финансирование для политических партий, те, кто привык получать его от западных щедрот, действовали бы по принципу "ласковое телятко двух маток сосет".
- Поговорим об иностранных наблюдателях на предстоящих выборах. Недавно стало известно, что уже во второй половине июля к нам могут прибыть представители ОБСЕ - в составе миссии по оценке потребностей по организации наблюдения за президентскими выборами. Кроме того, в одном из своих выступлений вы говорили, что к нам для участия в мониторинге всеми фибрами своей души стремятся представители Совета Европы...
- По крайней мере, те докладчики по Беларуси, которые посещали нашу страну в преддверии выборов, высказали пожелание принять участие в мониторинге. И если такое приглашение будет направлено (а предположительно, оно будет направлено), то это можно считать весьма красивым и добрым жестом со стороны Беларуси. Думаю, нужно его совершить. Единственное, будет ли он по достоинству оценен… Знаете, это, опять-таки, дело политической совести тех, кто впоследствии может проявить необъективность либо враждебность в обмен на этот жест.
- К сожалению, прошлые президентские выборы привели к новому, в негативном смысле, этапу в наших отношениях с Евросоюзом, хотя, в общем-то, Беларусь никогда не пыталась сделать что-то в ущерб партнерам из Европы. Впрочем, в последнее время на различных уровнях не раз отмечается потепление в наших взаимоотношениях с ЕС…
- Пока мы можем говорить только о моральном потеплении. Юридически никто ничего не сделал, и по-прежнему имеется обширный санкционный список в отношении наших высокопоставленных чиновников. Понимаете, любое потепление должно влечь за собой не только добрые слова. А тут как с теми серебряными ложечками - осадочек еще пока имеется.
- А все-таки: если предположить, что за нынешними выборами будет наблюдать достаточное количество представителей международных организаций, если выборы будут максимально открытыми и прозрачными, какое развитие сценария видится вам в поствыборный период?
- Выборы без недостатков не проходят. У нас тоже есть недостатки в виде злоупотребления административным ресурсом, когда те же местные власти из-за ошибочного понимания своей роли в избирательном процессе слишком активно начинают в него вмешиваться либо принимают чрезмерные ограничительные меры в рамках своих полномочий. Например, в полномочия местных исполкомов входит отведение мест для предвыборной агитации, сбора подписей, размещения плакатов, проведения общественно-массовых мероприятий. Именно местные власти курируют работу правоохранительных органов, пресекают те или иные нарушения. Главное, чтобы здесь все осуществлялось в рамках закона, но без излишних ограничений, когда работа ведется только на пресечение, причем на пресечение даже того, что еще не совершилось. Если есть недостатки, нельзя целиком обвинить международные структуры, сказав, что мы белые и пушистые. Нам нужно работать и есть что совершенствовать.
- Хотелось бы услышать от вас также пару слов о новшествах по организации работы ЦИК и голосованию на выборах нынешней осенью. Как уже успели заметить многие, работает новый сайт Центризбиркома, где в том числе есть версия для слабовидящих людей. Кстати, не раз уже говорилось о том, что слабовидящие отныне смогут голосовать на участках без посторонней помощи и это, несомненно, большой плюс. Интересно, как у нас обстоят дела с внедрением системы видеонаблюдения на избирательных участках? Раньше вы отзывались о ней без особого энтузиазма.
- Видеонаблюдение - не более чем имиджевый элемент, который с точки зрения наблюдения за выборами почти ничего не дает. В чем заключается его суть? В том, чтобы любой гражданин, сидя дома, мог выйти на определенный сайт и посредством компьютера посмотреть, каким образом осуществляется, например, подсчет голосов на том участке, где он проголосовал. Возможно, в единичном количестве такие граждане найдутся. Соглашусь, что если взять один участок и сосредоточиться на нем, можно что-то (хотя и с трудом) разглядеть. Но посмотреть и увидеть, что происходит на шести тысячах участков, даже если вывести картинки в отдельные иконки, невозможно. Получается многослойная, совершенно невнятная мозаика. Кстати, я видела, как это делается в Азербайджане. По-моему, там только 15% участков снабжены видеокамерами. В результате получается следующее: сидит огромное количество сотрудников Центризбиркома, которые пытаются что-то разглядеть, но это практически нереально. Можно, конечно, укрупнить изображение, но где гарантия, что ты укрупнил его именно в тот момент, когда произошел, например, вброс бюллетеней?
Еще один недостаток - камера показывает только вид участка сверху. То есть по сути дела, можно наблюдать некое броуновское движение и уследить нарушение закона можно только тогда, когда происходит явная, наглядная фальсификация. Я не думаю, что при наличии на участке наблюдателей и комиссии кто-либо рискнет реализовать этот коварный план. А для того, чтобы услышать звук, видеокамеры мало. Нужно, чтобы к пиджаку каждого члена избирательной комиссии был присоединен микрофон. Только тогда можно услышать какие-либо переговоры. Поэтому сказать, что видеонаблюдение обеспечивает какие-либо гарантии, не представляется возможным. Подумайте: даже наблюдение, установленное в универсамах, не позволяет зачастую вычислить преступника, хотя там сидит целый штат, который за этим следит, не спуская глаз с монитора. Поэтому видеокамера, как и прозрачные ящики, это не более чем модная фишка. Эти специальные технические средства не могут стать гарантом защиты от нарушений в ходе подсчета голосов.
- Представители ЦИК часто наблюдают за выборами на пространстве Содружества. Какие еще коррективы, исходя из международного опыта, могут быть внесены в будущем в нашу избирательную систему?
- Молдова передала нам свои основные методические материалы, учебные пособия, да и стиль изложения материала мы, кстати, тоже взяли у наших молдавских коллег - использовали их учебник пятилетней давности. Что же касается нашего опыта, то наши грузинские коллеги, как и молдавские, попросили для изучения и использования в работе белорусский сценарий тренинга для участковых избирательных комиссий. Так что мы тоже делимся опытом. Могу сказать, что избирательный кодекс у нас создавался на основе принципов, которые были заложены в российском избирательном законодательстве. Но взять все целиком невозможно, потому что у нас разные избирательные системы. У нас она мажоритарная, в той же Молдове - пропорциональная. Представители нашего ЦИК сейчас были на местных выборах в этой стране, и там длина бюллетеней составляла около двух метров, ведь там проходило не только партийное голосование, но еще давались имена тех, кто входит в партийный список.
Вне пространства СНГ интересен может быть опыт Латвии - в плане сканирования всех избирательных бюллетеней. То есть у них подсчет голосов ведется только компьютерным способом.
- Вы с успехом провели не одну избирательную кампанию в нашей стране, были знакомы с разными кандидатами по пост главы государства. Хотелось бы попросить вас нарисовать словесный портрет достойного кандидата. Какими человеческими, профессиональными качествами, по вашему мнению, должен обязательно обладать этот человек?
- Что бы я ни ответила на этот вопрос, мой ответ никогда не будет соответствовать действительности в полном смысле этого слова, потому что мы никогда не знаем, за что любим конкретного человека и не любим другого. Это часто бывает на интуитивном уровне. В таком случае каких-то секретов и универсальных подходов нет. Один кандидат артистичен и умеет притворяться, второй правдив, но при этом совершенно не интересен и не обаятелен... И все-таки я думаю, что кандидату должны быть обязательно присущи два качества - ум и честность. Как говорят, если Бог ума не дал, в аптеке не купишь. Никакая команда менеджеров не сделает из не очень умного и не очень образованного человека блестящего интеллектуала. Точно так же обстоит дело с честностью. Я имею в виду честность в высоком смысле слова: это должен быть человек, у которого присутствует чувство чести, и это не бытовое понятие, как его воспринимают многие. Честь - это честное отношение к людям, чувство собственного достоинства, чувство благодарности к тем, кто отдал за тебя свой голос и кто работал на тебя на выборах. Честь - это способность разглядеть самое главное, возможно, в жизни и умение не предавать. Такие качества, по моему мнению, должны быть присущи достойным кандидатам на президентское кресло.