Официальный сайт Республики Беларусь
Рождество и Новый год в Беларуси
Власть
Календарь событий в Беларуси
Достопримечательности Беларуси
Всемирное наследие ЮНЕСКО в Беларуси
Белорусские санатории и курорты
Сувениры из Беларуси
| Главная | Власть | События

События

25 апр. 2024

Милитаризация Европы, военный конфликт у границ, психологическое оружие, или Зачем обновлять военную доктрину

Милитаризация Европы, военный конфликт у границ, психологическое оружие, или Зачем обновлять военную доктрину
Фото из архива

VI Международная военно-научная конференция "Прикладные аспекты научной деятельности в области обороны и безопасности государства", которая 24-25 апреля проходит в столице, собрала экспертов, ставящих своей целью анализ и систематизацию существующих проблемы в области обороны и безопасности государства, а также определение путей их решения. Участие в форуме принимают представители структурных подразделений Министерства обороны, Генерального штаба Вооруженных Сил и Вооруженных Сил Беларуси, республиканских органов государственного управления, учреждений высшего образования, научных организаций и предприятий оборонного сектора экономики, представители научных организаций и вооруженных сил государств - участников СНГ. Обращаясь к участникам конференции, заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Республики Беларусь по научной работе полковник Виктор Тумар отметил, что практика обсуждения актуальных вопросов совершенствования системы обеспечения военной безопасности в данном формате является традиционной и позволяет выработать обоснованные рекомендации по нейтрализации современных уровней военной опасности.  В разговоре с корреспондентом БЕЛТА он подробно рассказал о ситуации в мире и необходимости обновленной военной доктрины.

Современная военно-политическая обстановка характеризуется возрастанием остроты бескомпромиссного противоборства как между ведущими государствами мира, так и между военно-политическими блоками, повышающим вероятность возникновения глобального военного конфликта, в том числе с применением оружия массового уничтожения. Рост международной напряженности также связан с происходящими вооруженными конфликтами в различных регионах планеты. Только в прошлом году в мире насчитывалось 183 региональных конфликта, 57 из которых находились в горячей фазе, т.е. применялась военная сила. Глобальное противостояние между Западом и Востоком перешло в горячую фазу, непосредственно возле наших границ развязан военный конфликт, который эксперты называют решающим для выстраивания дальнейшего мироустройства. Международные организации по безопасности и другие международные институты фактически перестали влиять на геополитические процессы. Их деятельность уже не является сдерживающим фактором от развязывания войн. Указанные тенденции способствуют возрастанию уровня военной опасности, возникновению новых рисков, вызовов и угроз национальной безопасности Республики Беларусь, в том числе и в военной сфере.

Основными факторами, обуславливающими обострение ситуации вокруг Республики Беларусь, являются и политика США, направленная на установление единоличного лидерства в мире, и милитаризация европейского континента, в том числе активизация военной деятельности США и НАТО в странах Восточной Европы. Также это и деятельность Запада, направленная на сдерживание развития и роста влияния в мире Российской Федерации, неурегулированность кризиса в Украине и продолжающаяся специальная военная операция Российской Федерации по демилитаризации и денацификации на ее территории, наращивание информационного, финансово-экономического, дипломатического давления на Россию и Беларусь, интенсивная деструктивная деятельность иностранных государств в информационном пространстве.

Все это в условиях прогнозируемых угроз перенаселения Земли, сокращения ее жизненного пространства и роста в мире новых инфекционных заболеваний не может не привести к повышению опасности и возникновению военных конфликтов в будущем.

Стоит обратить внимание на основные концептуальные документы США и НАТО в области безопасности и обороны. Стремление США сохранить свое лидерство в мире, в том числе путем расширения военного присутствия за рубежом, закреплено в "Стратегии национальной безопасности" и "Национальной военной стратегии" (приняты в 2022 году), в основе которых заложены принципы американской исключительности и право на односторонние действия по защите и продвижению собственных интересов в мире.

Активизация деятельности Североатлантического альянса - одна из основных угроз военно-политической безопасности в мире. На саммите НАТО в Мадриде (29-30.07.2022) была принята стратегическая концепция блока до 2030 года. Как показали результаты Вильнюсского саммита (11-12.07.2023) Североатлантический альянс продемонстрировал неизменность его установок, готовность противостоять процессам создания многополярного мира всеми средствами, включая военные, в очередной раз запустив механизмы конфронтации и милитаризации геополитического пространства.

Одновременно продолжается расширение НАТО за счет принятия в состав военно-политического блока новых членов. Наметилась тенденция по связыванию всех государств Европейского союза членством в НАТО (Финляндия, Швеция). Для других государств выстраиваются механизмы вовлечения в военную деятельность Североатлантического альянса без предоставления им членства и соответствующих гарантий со стороны блока (Босния и Герцеговина, Молдова, Грузия, Сербия).

НАТО фактически выступает инструментом экспансии и способствует установлению американского контроля над Европейским континентом.

Также нельзя не принимать во внимание заявления западных политиков. Не могут не вызывать беспокойство и действия соседних стран, которые проводят недружественную политику по отношению к нашей стране. Подстрекаемые Белым домом международные организации и объединения (ООН, ОБСЕ, ЕС, НАТО), а также ведущие европейские страны, действуя даже в ущерб своим интересам, планомерно разрушают существующую архитектуру глобальной и региональной безопасности, практически балансируя на грани войны. Политики в Германии, Польше, Молдове позволяют себе провокационные высказывания, а решения законодательных органов стран Балтии подрывают межгосударственные и дипломатические отношения с соседними странами.

Польша и страны Балтии становятся инструментом реализации стратегических интересов Соединенных Штатов, которые заключаются в сталкивании европейских стран - членов НАТО с Россией. Стремление США и Великобритании развязать войну с Российской Федерацией чужими руками может привести к непредсказуемым последствиям, вплоть до возникновения международных вооруженных конфликтов и войн между соседними государствами.

Также обращаю внимание на мероприятия по повышению боевого потенциала Вооруженных сил Польши и стран Балтии. Росту напряженности в Восточно-Европейском регионе способствует набирающая темпы милитаризация государств - членов Североатлантического союза. Наряду с постоянными призывами к скорейшему размещению на своих территориях воинских контингентов НАТО, Польша и страны Балтии последовательно наращивают боевой потенциал национальных Вооруженных сил.

В связи с этим Республика Польша при активной поддержке Соединенных Штатов, стремится стать региональным лидером в Восточной Европе. При этом руководство страны, несмотря на декларируемый оборонительный характер своей военной политики, активно проводит курс на милитаризацию государства и повышение боевого потенциала национальных вооруженных сил.

С этой целью взят курс на планомерное увеличение военных расходов. Так, в Польше в 2023 году оборонный бюджет составлял 3% от ВВП (до 20,8 млрд евро), то в текущем уже 4% (до 27,7 млрд евро), что является самым высоким показателем среди всех стран - членов НАТО.

При этом в концепции развития вооруженных сил Польши до 2031 года значительное внимание уделено повышению наступательного потенциала в северо-восточных областях. С этой целью предполагается: совершенствование существующих и создание новых соединений в структуре ВС; приобретение новых, и модернизация вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ); совершенствование военной инфраструктуры для одновременного размещения как своих вооруженных сил, так и иностранных воинских контингентов.

Существенное финансирование военных ведомств осуществляется и в странах Балтии. Так, в текущем году руководство Литвы намерено выделить на оборонные расходы около 3% от ВВП. Военный бюджет Латвии в 2024 году составляет 890 млн евро. Кроме этого, в рамках развития сотрудничества со странами Балтии в области безопасности США предусматривает выделение в текущем году $225 млн.

Приоритетные направления развития вооруженных сил указанных государств на период до 2028 года в целом схожи. Они заключаются в поэтапном увеличении численности личного состава ВС; закупке современных систем вооружений, и модернизации имеющихся ВВСТ; подготовке объектов военной инфраструктуры; увеличении количества и масштабов проводимых мероприятий оперативной и боевой подготовки.

Таким образом, по нашей оценке, проводимые военно-политическим руководством стран Восточной Европы мероприятия в военной сфере приобретают отчетливо выраженные черты заблаговременной подготовки вооруженных сил к применению военной силы на восточном направлении и в целом укладываются в русло геополитических амбиций Варшавы по становлению в качестве одного из ключевых центров силы в Восточной Европе. Это выгодно Соединенным Штатам, реализующим свои геополитические цели в регионе. Одновременно создаются условия для использования Польши и стран Балтии в прокси-войне США против Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации.

Мероприятия оперативной и боевой подготовки ОВС НАТО и государств-партнеров, граничащих с Республикой Беларусь, также настораживают. Важным фактором, способствующим сохранению военно-политической напряженности в Восточно-Европейском регионе коллективной безопасности остается высокая интенсивность мероприятий оперативной и боевой подготовки ОВС НАТО и государств-партнеров с одновременным ростом количества привлекаемых сил и средств, в том числе на территории стран, граничащих с Республикой Беларусь.

С февраля по май в Европейском регионе проводится серия учений объединенных Вооруженных сил НАТО и Вооруженных сил США "Защитник-2024". В рамках этой серии будет проведен ряд маневров под общими названиями "Стойкий защитник - 2024" и "Защитник Европы - 2024", в которых планируется задействовать воинские контингенты 32 стран, общей численностью 90 тыс. военнослужащих. Основные районы проведения учений намеренно сосредоточены у белорусских границ.

Масштабы, районы проведения учений, отрабатываемые в ходе учений задачи позволяют сделать вывод, что их конечной целью является проверка способности объединенных вооруженных сил НАТО и Вооруженных сил стран-партнеров в максимально сжатые сроки создать группировки войск (сил) на восточном фланге блока и провести совместную наступательную операцию оперативно-стратегического уровня на белорусском и российском направлениях.

Указанные действия, наряду с совершенствованием сети транспортно-логистических узлов в Европе и системы ПВО стран Балтии, существенно повышают вероятность приграничных вооруженных инцидентов с задействованием как национальных ВС, так и войск усиления США и альянса. Более того, в случае резкого обострения обстановки соответствующие воинские формирования могут стать основой для создания группировок войск (сил) на восточном направлении.

Военная, военно-техническая и финансовая помощь Украине Западом - это еще один важный момент, который необходимо учитывать. Основным дестабилизирующим фактором развития военно-политической обстановки остается неурегулированность кризиса в Украине. Руководство Украины, при "настойчивой поддержке" своих заокеанских наставников, затягивает проведение мирных переговоров с Российской Федерацией. При этом в качестве главного инструмента для перевода конфликта в затяжную фазу Запад и его сателлиты продолжат использовать масштабные поставки Украине вооружения и военной техники, а также активную подготовку личного состава ВСУ. Наибольшие объемы помощи Украине в поставке ВВСТ и оказании финансовой поддержки оказывают США, Польша, Германия, Великобритания, страны Балтии, Испания, Италия, Чехия.

Необходимо отметить, что иностранная поддержка Украины только за период с января 2022 г. по июль 2023 г. достигла довоенного (2021 г.) уровня ВВП страны и составила 178,08 млрд евро ($196 млрд), в том числе военная помощь - 79,54 млрд евро ($87,5 млрд). При этом в общем объеме иностранной помощи доли США и ЕС оказались практически равны - примерно по 40%. Вместе с тем объем американской военной помощи превосходит уровень военной поддержки ЕС: США - более половины всех военных поставок - 53% (42,1 млрд евро), ЕС - 35% (27,67 млрд евро). Однако вследствие политических разногласий в США и ЕС иностранная поддержка Украины со второй половины 2023 г. приобрела тенденцию к сокращению.

Проектом федерального бюджета на 2024 год в РФ также предусмотрен рост государственных военных расходов более чем на 50%.

Таким образом, специальная военная операция в Украине, а также набирающая темпы милитаризация Польши и стран Балтии, оказывают негативное влияние на состояние национальной безопасности в военной сфере, повышая вероятность втягивания Республики Беларусь в полномасштабный военный конфликт.

Назову еще и основные направления антибелорусской компании деструктивных сил. Определяющее влияние на развитие военно-политической и стратегической обстановки вокруг Республики Беларусь оказывает новый виток давления, имеющий жесткий политико-дипломатический, информационный, финансово-экономический и военный характер. Анализ конфликтных ситуаций последних лет, проведенный Генеральным штабом Вооруженных Сил Республики Беларусь, позволяет утверждать, что основные действия коллективного Запада реализуются по выработанным их ведущими аналитическими центрами лекалам и укладываются в русло стратегии измора, стратегии сокрушения, гибридной агрессии.

Необходимо отметить, что по-прежнему на высоком уровне остается интенсивность антибелорусской кампании, проводимой деструктивными силами. Основные акценты делаются на раскручивании украинской тематики, а также критике вступивших в силу поправок в Конституцию и Военную доктрину.

Одновременно не прекращается подготовка силовой составляющей "плана "Перамога". Так, активно осуществляется вербовка белорусов, прежде всего из числа бывших представителей силовых структур, в "народно-освободительную армию", осуществляются мероприятия по улучшению оснащенности "белорусских добровольческих формирований", ведется усиленная популяризация соответствующих подразделений.

Их намерения, цели и задачи очевидны - создать благоприятную почву для силового захвата власти в стране, одновременно сформировав группировки добровольцев, готовых по первому указанию начать взрывать обстановку извне и изнутри, а по сути - развязать в Республике Беларусь гражданскую войну.

В интересах противодействия нарастающим военным вызовам и угрозам следует уделить особое внимание совершенствованию механизмов обеспечения национальной безопасности государства, а также способности адекватно реагировать на складывающуюся обстановку.

Современные технологии информационного воздействия - также важный момент. Завоевание и удержание информационного превосходства становится обязательным этапом и условием начала и ведения современных военных действий. Революционные изменения в информатизации и действия в киберпространстве все более отчетливо принимают форму "кибероперации", сущность которой заключается в нарушении функционирования информационно-технических систем жизнеобеспечения государства и его институтов с использованием глобальных компьютерных сетей.

Не менее важным представляется психологическое оружие. Объектами его воздействия являются: социум, культурная среда, национальный менталитет, алгоритмы поведения. Манипулирование ими осуществляется посредством механизмов рефлексивного управления, что выводит вопросы информационного противоборства в разряд первостепенных в ближайшей перспективе.

Реализация Республикой Беларусь концепции коалиционной военной политики. Геополитическое и геостратегическое положение Республики Беларусь в значительной степени предопределяет подходы в обеспечении ее военной безопасности. Находясь между двух полюсов силы, противоборство между которыми набирает обороты, Беларусь не может исключать возможности быть втянутой в военный конфликт. Началом крупномасштабного вооруженного столкновения может послужить гибридная агрессия против Республики Беларусь с последующим перерастанием ее во внутренний вооруженный конфликт, а затем и в прямую вооруженную агрессию против нее.

В Республике Беларусь, исходя из уровня военной опасности, разработан комплекс мер направленных на недопущение эскалации военно-политической обстановки. Важный акцент сделан на недопущении военных конфликтов. В перечень военных опасностей включена возможность применения оппонентами военной силы против Республики Беларусь уже в мирное время, в условиях военно-политического кризиса.

Военная доктрина. Размещение на территории Республики Беларусь тактического ядерного оружия рассматривается как важное слагаемое превентивного сдерживания потенциальных противников от развязывания вооруженной агрессии против Республики Беларусь, это наша вынужденная мера.

Поскольку сегодня задача сохранения мира - приоритет для большинства государств планеты, это вызвало необходимость изменения в Республике Беларусь внутриполитических условий развития государства. В нашей стране прошли конституционные реформы, появился новый конституционный орган - Всебелорусское народное собрание, разработан проект новой Концепции национальной безопасности и Военной доктрины. В 2021 году была обновлена Военная доктрина Союзного государства, которая отражает уточненные взгляды Минска и Москвы на обеспечение коллективной безопасности.

В основу новой редакции Концепции национальной безопасности положен целый ряд знаковых положений. Главной целью, которую мы преследовали в ходе работы над проектом новой Концепции, являлось уточнение ныне действующих механизмов обеспечения военной безопасности государства, повышение их эффективности. Мы исходили из того, что применение этих механизмов в мирное время должно не допустить втягивания Республики Беларусь в военный конфликт, а в случае развязывании агрессии - обеспечить эффективную вооруженную защиту нашего государства.

В новой редакции Военной доктрины усилена связь с обновленной Концепцией национальной безопасности. В развитие положений Концепции, реализован новый методологический подход, предусматривающий градацию военных опасностей по уровням риска, вызова и угрозы. Данный подход позволяет реализовать в государстве поэтапную систему антикризисного реагирования.

Кроме того, в новой редакции Военной доктрины прописаны наши взгляды на выполнение союзнических обязательств, сформирована правовая основа для применения Вооруженных Сил в случае вооруженной агрессии против наших союзников по ОДКБ и Союзному государству.

В целом принятие обновленной Военной доктрины направлено, во-первых, на донесение до международной общественности миролюбивой политики и отсутствие враждебности к кому-либо. Одновременно - обозначить четкий посыл: мы готовы защищать свою страну всеми силами и средствами, в том числе с нашими военными союзниками по Союзному государству и ОДКБ. Во-вторых, на планомерное развитие и строительство военной организации государства, подготовку государственных органов к обороне, обучению граждан защищать свое Отечество; в-третьих, на совершенствование механизмов принятия решений и управления процессами обеспечения военной безопасности как в мирное время, так и во время военных действий.

По сути все вышесказанное обуславливает и основные направления строительства Вооруженных Сил. С появлением новых сфер противоборства в современных межгосударственных конфликтах все большее значение приобретает комплексное применение политических, экономических, информационных и других невоенных мер, реализуемых с опорой на военную силу, которая в настоящее время выступает наиболее веским аргументом при отстаивании национальных интересов. Как отметил Президент нашего государства Александр Лукашенко: "Мир слишком близко подошел к "красной черте".

Такое положение настоятельно требует определенного уточнения, а по отдельным позициям и кардинального пересмотра ориентиров в строительстве Вооруженных Сил и подходах к их применению. Сегодня необходим поиск состава сил и средств, способных дать достойный ответ на любую возможную агрессию.

Нашим Генеральным штабом постоянно изучаются и анализируются особенности военного конфликта в Украине, формулируются соответствующие уроки и выводы в интересах определения направлений дальнейшего строительства и развития наших Вооруженных Сил. В текущем учебном году основные усилия в подготовке войск сосредоточены на обучении их современным способам ведения вооруженной борьбы, в том числе ведению рассредоточенных боевых действий автономными мобильными группами, обороне городов и отдельных узлов обороны, противодействию беспилотникам и ведению контрбатарейной борьбы. Особое внимание уделяется совершенствованию вопросов управления, разведки, огневого поражения и маскировки.

В рамках ОДКБ и Союзного государства особое внимание уделяется развитию совместных систем обеспечения военной безопасности, а совершенствование форм применения и способов действий войск (сил) направлено на обеспечение успешного выполнения задач в составе региональной группировки войск Республики Беларусь и Российской Федерации.

Архив
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
Памятники Великой Отечественной войны в Беларуси