27 июля, Минск /Корр. БЕЛТА/. Беларусь и Россия планируют создать единую исследовательскую инфраструктуру Союзного государства. Данное предложение обсуждалось сегодня на встрече Президента Беларуси Александра Лукашенко с президентом Национального исследовательского центра "Курчатовский институт" Михаилом Ковальчуком и было поддержано обеими сторонами. Об этом по итогам встречи рассказал журналистам Михаил Ковальчук, передает корреспондент БЕЛТА.
"Наше общее предложение с президентом Академии наук - создать общую единую исследовательскую инфраструктуру Союзного государства. И тем самым ученые Беларуси получат доступ ко всей уникальной инфраструктуре, которая сегодня разворачивается и в течение ближайших 5 лет будет лучшей в мире", - сказал руководитель НИЦ "Курчатовский институт".
Ученый пояснил, что подразумевается использование сложных дорогостоящих комплексов - мегасайенс, которые сегодня являются основой для научных прорывов в материаловедении, биологии, медицине, сельском хозяйстве и других сферах. По данному направлению в России запущены 2 программы и Курчатовский институт определен как головная организация.
Дело в том, что в советские времена российский потенциал в области мегасайенс был одним из самых крупных в мире. После распада СССР специалисты из этой области стали очень востребованы в разных странах мира, благодаря их работе был осуществлен запуск таких мегаустановок в ряде европейских стран. "Поначалу мы внесли туда только интеллектуальный вклад, нас наняли. Потом мы начали поставлять технологии, а сегодня мы являемся крупнейшими донорами - мы заплатили несколько миллиардов евро и являемся совладельцами этих установок", - подчеркнул Михаил Ковальчук. Он обратил внимание, что белорусские ученые могут получить доступ к установкам мегасайенс, а российские ученые в свою очередь получат возможность использовать производственные мощности белорусских предприятий.
По его словам, также шла речь о развитии сотрудничества в области ядерных технологий, в частности, о создании в Беларуси филиала Московского инженерно-физического института, который в свое время создавался специально для подготовки инженеров, ученых для работы в атомной отрасли. "Возможность открытия филиала здесь одновременно с филиалом Курчатовского института, который уже существует при станции (в Островце. - Прим. БЕЛТА), думаю, даст новый толчок нашему сотрудничеству в области ядерных технологий", - подчеркнул Михаил Ковальчук.
Он положительно оценил решение Беларуси о строительстве собственной атомной электростанции, поскольку считает атомную энергетику "единственной абсолютно экологически чистой". Над вопросом безопасного использования отработавшего ядерного топлива ученые сейчас работают и в скором времени эффективное решение будет найдено, уверен руководитель национального исследовательского центра. "Если придумать и организовать весь топливный цикл так, чтобы эти отходы исчезали, тогда вообще будет не о чем говорить", - уверен он.
В Северске (Томская область России) уже запущен пилотный проект по строительству атомного энергоблока с реактором на быстрых нейтронах, реализация которого позволит в ближайшие годы создать зеленую атомную энергетику. "Речь идет о том, что мы фактически подготовлены (о чем мы и говорили с Александром Григорьевичем), чтобы сделать это неким общим делом. Мы запускаем атомный проект 2.0, - рассказал ученый. - Его суть - это энергетическая безопасность, которая сегодня - главная". Ведь цифровизация, которая прочно вошла в нашу жизнь, резко поляризует мир и требует значительных энергетических затрат. "По данным ОБСЕ, сегодня в мире 30% вырабатываемой энергии тратится только на поддержание сетей - вайфай, интернет и так далее, без промышленного производства. Производство энергии в чистом виде и в достаточном количестве - есть залог устойчивого развития и безопасности", - отметил он.
В этой связи Михаил Ковальчук упомянул об Игналинской АЭС и назвал решение Литвы о ее закрытии ошибочным и принятым под давлением. По его мнению, Литва могла бы жить, как Саудовская Аравия, продавая в своем регионе электроэнергию. "Глупость и эмоции не могут быть руководством при решении важных государственных задач. Вот вам простой пример - что происходит у вас и что произошло рядом, хотя у них стартовая вещь - наличие Игналинской станции. Они могли сидеть, вам энергию продавать и еще посматривать на вас. А они ее закрыли и, по сути, закрыли страну", - считает руководитель Курчатовского института.