Легендарный политический долгожитель Луис Инасиу да Силва, известный по прозвищу Лула, официально добавил себе это имя, чтобы участвовать под ним в выборах целых шесть раз: в 1989 году 44-летний претендент проиграл во втором туре, 1994 и 1998 годах - снова проигрыш. Наконец, на выборах в 2002 году да Сильва был избран президентом, набрав во втором туре 61,3% голосов.
Лула не получил даже среднего образования, вырос без отца, рано начал работать. Его большая харизма, опора на профсоюзы и социальные программы помощи бедным завоевали сердца людей.
В 2000-х годах в Бразилии произошли огромные экономические преобразования. Принципиальным изменением Лула в экономической политике стало свертывание программы приватизации. По его инициативе был разработан целый комплекс социальных программ: Bolsa Familia ("Семейный пакет") - программа, по которой государство платит небольшую денежную помощь родителям, следящим за успеваемостью детей в школе, а также за состоянием их здоровья; FUNGEF - программа, согласно которой муниципалитет получает от государства деньги на образование детей из неблагополучных семей.
Когда Лула покидал свой пост, его рейтинг составлял 80% и по определению СМИ он был "самым популярным политиком на земле".
Александр Лукашенко стал Батькой в 1994 году, без политтехнологов, благодаря симпатиям народа. Тоже остановил приватизацию, тоже проводит социальную политику.
Совместная декларация Президента Беларуси Александра Лукашенко и Президента Бразилии Луиса Инасиу Лулы да Силва была подписана 22 марта 2010 года в Рио-де-Жанейро во время официального визита. Потенциал сотрудничества и перспективы были понятны уже тогда, но должного развития они не получили.
В 2011 году Президенту Бразилии врачи поставили диагноз "рак горла". Однако Лула победил болезнь. Правда, позже, проведя почти два года в камере федеральной полиции и пропустив выборы 2018 года. Все обвинения в его адрес были сняты. Дух его остался не сломлен.
Лидер Партии трудящихся и экс-президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва победил на выборах главы государства в октябре 2022 года. "Я считаю, что у меня был процесс возрождения в бразильской политике. Меня пытались похоронить заживо, и теперь я здесь, чтобы править страной", - сказал он после победы на выборах. За попыткой цветной революции не дать ему вступить в должность мы с волнением наблюдали. Наш Батька тоже имел дело с цветной революцией.
Александр Лукашенко сделал все, как обещал во время официального визита - в 2010 году было открыто наше посольство в Бразилии. В 2011-м открылось бразильское посольство в Минске. Сотрудничество продолжалось, но его темп был не тот.
И вот наш Президент в 2023 году предложил Бразилии определить дорожную карту развития отношений и пригласил Президента Бразилии посетить с визитом Беларусь.
На 2023 год Бразилия занимает 8-е место по объему ВВП, являясь одной из наиболее значимых экономик мира и крупнейшей в Латинской Америке. Бразилия входит в топ-10 торговых партнеров Беларуси: только за январь-июнь текущего года объем двусторонней торговли составил $393,4 млн. Основной позицией белорусского экспорта традиционно выступают калийные удобрения. В январе-мае 2023 года только торговля услугами достигла $97,6 млн (рост в 5,1 раза к аналогичному показателю 2022 года). Благодаря работе нашего МИД в 2022 году на бразильский рынок поставлялись порядка 70 товарных позиций.
Так, после памятного визита нашего Президента в 2010 году парк воздушных судов авиакомпании "Белавиа", нашего национального перевозчика, пополнился самолетами Embraer 195-E2, Embraer 195, Embraer 175. Их у нас сейчас больше, чем Boeing. Самолеты получили хорошие отзывы пилотов, в период санкций проблем с их техобслуживанием нет. Сохраненный, несмотря ни на что, Минский завод гражданской авиации №407 может выполнять техническое обслуживание и ремонт воздушных судов Embraer, стать региональным сервисным центром. В Беларуси возможно продлевать летную годность, ресурс самолетов, проводить сервисное обслуживание, ремонт различных типов самолетов. Может, освоим сборку своих самолетов совместно с компанией Embraer?
У некоторых может сложится впечатление, что Бразилия - это только карнавал, знаменитый пляж Копакабана и гонки "Формулы-1", кофе и футбол. Конечно же, это не так.
Страна с населением порядка 220 млн человек (седьмая по численности) и территорией 8,5 млн кв.км (пятая по площади) - мощная технологическая, аэрокосмическая держава с космодром Алкантара, атомной энергетикой (АЭС имени адмирала Алваро Алберто) и большим потенциалом, который, однако, искусственно сдерживают США.
За прошедшие после визита годы Беларусь тоже стала космической и атомной державой, обладающей ядерным оружием. Поэтому научно-техническое сотрудничество для нас с Бразилией может быть приоритетным в разных областях, в том числе атомной и космической.
Инфраструктурные проекты для Бразилии имеют важное значение, особенно строительство дорог. Железная дорога со всей инфраструктурой на север страны откроет огромные логистические возможности и позволит осваивать недра Бразилии.
Производство ниобия в Бразилии составляет 95% от мирового. Литий, металл, известный как "белое золото", необходим для энергетического перехода, происходящего во всем мире. Бразилия до недавних пор была в шестерке производителей лития, в 2022 году в Бразилии было произведено 112,8 тыс. т металла. Литий недаром называется "новой нефтью" - полный спектр его технологических применений необычайно широк. Завод канадской Sigma Lithium в Бразилии при выходе на полную мощность будет производить в 270 тыс. т концентрата лития в год. Он будет поставляться для батарей электромобилей американской Tesla, германского концерна Volkswagen.
Бразилия впервые начала экспорт зеленого лития (нулевого углерода) в Китай как ключевого компонента в производстве аккумуляторов для электромобилей.
Производство машин в Бразилии в 2022 году составляло 2,37 млн шт. Большинство крупных глобальных компаний представлено в Бразилии: Fiat, Volkswagen Group, Ford, General Motors, Toyota, MAN SE, Mercedes-Benz, Hyundai, Volvo, BMW, Geely, JAC Motors, Audi и т.д. Также есть новые национальные автомобильные компании, такие как Troller, Marcopolo S.A., Randon S.A., Excalibur и др.
Одним из ключевых условий создания автопроизводств иностранных фирм в Бразилии было постепенное замещение компонентами своего производства. Из чего и вырос бразильский автопром. Кстати, внедрение электрокаров столкнулось с проблемой: в Бразилии почти 50% всего спроса на топливо удовлетворяет биоэтанол (спирт). В июне 2023 года на гибридные авто пришлось 84,5% всех проданных машин в Бразилии, в то время как доля электрокаров составила 0,5%.
Может, начнут производить гибридные автомобили, работающие на спирту и электричестве? Это стоит учесть белорусским производителям, особенно производителям тракторов. Исследование энергетических показателей трактора BELARUS при работе на топливе с добавками этанола уже давно проведены.
Следует обратить внимание и на то, что практически все бразильские грузовые машины идут с автоматической подкачкой шин, как у нас в войсках.
К нашему БЕЛАЗу есть большой интерес. Безусловно, конкурентоспособная продукция, но надо учитывать, что конкурировать придется с Caterpillar, который уже десятки лет со своими производствами присутствует в Бразилии. Конечно, нужны новейшие электросамосвалы и сервис БЕЛАЗ. Большой спрос на тихие грузовики, так как рудники расположены недалеко от городов. Очень актуален тихоходный белорусский большегрузный автомобиль.
Технологии горизонтального бурения при добыче нефти на земле для Бразилии востребованы и актуальны. В Бразилии нефтедобыча ведется быстрыми темпами на океанском шельфе государственной компанией Petrobras, примерно 3 млн баррелей в сутки. На глубоководную добычу приходится 91% добываемой компанией нефти, в том числе 80% на ультраглубоководную (на глубине до 7 тыс. м) Такого опыта у нас, конечно, нет. Но вот горизонтальное направленное бурение на земле и геологоразведка - этот наш практический опыт, и он может быть востребован. Наш крупнейший в Европе комплекс гидроразрыва пласта и интеллектуальная система "Цифровое месторождение" в Речицком районе, несомненно, конкурентоспособны.
Такая продукция наших предприятий, как корд, для крупных шинных производителей Бразилии имеет подходящее качество: БМЗ - металлокорд, "Гродно Азот" - синтетический корд. Лидская "Лакокраска" и "Могилевхимволокно", Полоцкие полимеры и стекловолокно, хлопчатобумажные изделия и лен от "Беллегпрома", белорусский солод - вся эта продукция востребована. Нам, помимо прочего, интересны бразильские полуфабрикаты обуви и кожи.
Актуален научный обмен и обмен технологиями в сферах животноводства и растениеводства, ветеринарии.
Беларусь может помочь Бразилии в защите и восстановлении лесов Амазонки.
Конечно, расширение экспорта бразильского кофе, на сегодня это $2,9 млн. Современные мощности с экспертами мирового уровня по обжарке и по переработке кофе под Минском мы создали. Увеличение объемов завязано и на строительство своего порта на Балтике.
В строительство бразильских железных дорог крупно инвестируют китайцы. Это громадный рынок, поскольку большая часть Бразилии вообще не имеет железных дорог. Наше участие может заключаться в оснащении железнодорожных станций, подготовке специалистов для обслуживания железных дорог.
Белорусский государственный университет транспорта в Гомеле мог бы готовить иностранных студентов для конкретных проектов. Нужны обмены на уровне Минобразования и других технических вузов. Бразилия, бывшая колония Португалии, жить и учиться в которой престижнее, чем в бывшей метрополии. В Беларуси уже обучаются студенты из Бразилии.
Для активной работы по обмену специалистами требуется сильный потенциал наших португалоязычных профессионалов, целевое обучение в вузах. В свое время с подачи МИД Беларуси в Минском государственном лингвистическом университете воссоздана португалоязычная группа, которая все эти годы готовит специалистов под перспективный рынок Бразилии - единственной страны в Латинской Америке, говорящей на португальском.
В структуре футбольного клуба "Динамо-Минск" уже работают бразильские инструкторы по футболу, в наших клубах играют на постоянной основе бразильские футболисты.
Надежда на интенсивное продолжение сотрудничества есть.
К сожалению, антинародные санкции сильно тормозят даже то взаимодействие, которое мы имеем, но надежда на страны БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР) есть.
Сергей МУСИЕНКО