Второй по величине и населению город Беларуси, один из крупнейших промышленных, деловых и образовательных центров страны, главный транспортный узел юго-восточного региона. И он же старинный, уютный, располагающий к неспешным прогулкам и знакомству с достопримечательностями, которые сохранило время. Впервые в летописях Гомель упоминается в 1142 году. На протяжении веков периоды его расцвета сменялись разрушениями и упадком, но город продолжал жить и развиваться.
В конце ХVIII века здешние земли вошли в состав Российской империи, и Екатерина II пожаловала гомельское староство графу Петру Румянцеву. Императрица даже выделила из казны деньги на строительство графского дворца. Прекрасная резиденция – сегодня главная жемчужина Гомеля – выросла на месте деревянного замка бывших владельцев города князей Чарторыйских. За годы дворец не однажды перестраивали, территорию вокруг дополняли новыми сооружениями, превратив имение в один из самых впечатляющих архитектурных ансамблей Восточной Европы. Большой вклад в развитие города и резиденции внесли известный дипломат и меценат Николай Румянцев, позже –именитый полководец Иван Паскевич и другие представители рода…
Существует несколько версий, как появилось название Гомель. Самая вероятная связана с ручьем Гомеюк, который впадал в реку Сож у места первого поселения. В свою очередь Гомеюк может происходить от финно-угорского homma joki – "быстрая река". Некоторые исследователи вспоминают славянское слово гом – "холм, бугор"… Еще одна популярная легенда рассказывает, как в древности люди, проводя по реке плоты, предупреждали друг друга об опасности сесть на отмель и громко кричали "Го! Мель!"…
Сегодня Гомель привлекает туристов прежде всего своим прекрасным дворцово-парковым ансамблем, который входит в топ популярных достопримечательностей Беларуси. Но в городе есть еще много объектов must see – и они могут вас удивить!
В 1777 г. генерал-фельдмаршал Пётр Румянцев заложил дворец в историческом месте на берегу Сожа. В древности здесь располагался детинец радимичей, а до конца ХVIII века стоял старый замок великокняжеских магнатов Чарторыйских. К строительству привлекли лучших архитекторов своего времени. Как считают ученые, судя по стилю главным автором проекта мог быть талантливый зодчий Иван Старов – создатель многих зданий в Санкт-Петербурге, в том числе знаменитого Таврического дворца. Роскошная каменная резиденция в Гомеле стала ранним образцом архитектуры русского классицизма.
Во время следующего хозяина – Николая Румянцева – здесь произошли большие изменения по проекту известного архитектора Джона Кларка. А сам дворец, восхищавший современников красотой и изысканностью, постепенно становился настоящей сокровищницей: граф был знатоком искусства и страстным собирателем коллекций. Его вклад в формирование Гомеля как удобного европейского города в начале XIX века был огромен.
В 1834 г. владельцем гомельских земель стал крупный военачальник генерал-фельдмаршал Иван Паскевич. После нескольких лет упадка он вернул былую славу имению и продолжил формирование дворцового ансамбля. В 1919 г. дворец Румянцевых и Паскевичей был превращен в музей, и сегодня это одна из самых посещаемых достопримечательностей страны.
Где: пл. Ленина, 4
Получив во владения дворец, граф Иван Паскевич развернул масштабные работы. Реконструкцией руководил видный архитектор Адам Идзковский, который предложил много новшеств. Например, на месте правого флигеля выросла княжеская башня, к фасаду со стороны реки был пристроен грот с верандой…
Но главное, вокруг дворца начали создавать великолепный парк. Из разных стран привозили деревья и кустарники, разбивали аллеи, закладывали газоны с цветниками, обустраивали гроты, устанавливали беседки, фонтаны, копии античных скульптур. Русло древнего ручья Гомеюк превратилось в Лебяжий пруд. Гомельский парк восхищал современников, а специалисты считали его одним из лучших образцов садово-паркового искусства в империи.
Сегодня эта территория площадью 34 га – не только памятник истории и архитектуры, но и природное достояние. Дворцово-парковый ансамбль объединяет городище древнего и средневекового города X–XVIII веков, дворец Румянцевых и Паскевичей, Петропавловский собор, часовню-усыпальницу семьи Паскевичей, Охотничий домик, Зимний сад с башней обозрения… Красота парка, где растет 5 тысяч деревьев, в том числе немало экзотических, восхищает в любое время года. Кроме того, каждую весну здесь высаживают тысячи тюльпанов – конечно, пока меньше, чем во всемирно известном королевском парке цветов Кёкенхоф в Нидерландах, но в масштабах Беларуси это уникальное место.
О других объектах дворцово-паркового ансамбля стоит рассказать отдельно, ведь каждый появился здесь в разное время и связан со своей историей.
В ходе большой реконструкции по замыслу Ивана Паскевича во дворце выросла башня, где хозяин обустроил личные апартаменты. Здесь он разместил богатые коллекции, военные трофеи, библиотеку. С центральной частью дворца пристроенное здание соединилось галереей. Сегодня в этой примечательной башне с часами размещена экспозиция "Владельцы Гомельского имения Румянцевы и Паскевичи". В ней представлены подлинные картины, скульптуры, оружие и личные вещи аристократов.
Собор святых Петра и Павла был задуман графом Николаем Румянцевым в 1808 г., а строительство продолжалось десять лет с 1809 по 1819 гг. Прекрасный храм в стиле классицизма спроектировал архитектор Джон Кларк. Гомельский собор нередко ставят в один ряд с другими похожими по архитектуре знаменитыми храмами – Казанским собором в Санкт-Петербурге и Пантеоном в Париже (церковь Святой Женевьевы). За годы истории храм в Гомеле посещали многие выдающиеся люди – аристократы, философы, литераторы. Некоторое время после революции он был закрыт, в советский период здесь работал планетарий, но уже многие десятилетия это главный действующий храм города.
В 1870–1889 гг. рядом с Петропавловским собором построили фамильную часовню-усыпальницу. Здесь захоронили останки самого владельца имения полководца Ивана Фёдоровича Паскевича, а позже и других членов его семьи. Возведенная в псевдорусском стиле часовня напоминает маленький сказочный терем. И сегодня он относится к числу ярчайших памятников сакрального зодчества XIX века в Беларуси. Склеп, где покоятся аристократы, находится под землей на глубине 3 метров: туда можно спуститься из специально построенного рядом с часовней павильона.
Здание Зимнего сада возведено в 1770–1780 гг. одновременно с дворцом. По одной версии, первоначально это был дом прислуги, по другой – военно-походная канцелярия. Позже здесь находились дворянское училище и даже сахарный завод. И только в 1877 году его превратили в оранжерею с богатой коллекцией экзотический растений. Специально для этого под зданием построили две печи, а стены внутри выложили природными минералами, чтобы вьющиеся растения сформировали живой ковер.
В южной части дворцово-паркового ансамбля недалеко от Зимнего сада возвышается старая башня бывшего сахарного завода, которая когда-то выполняла функцию вытяжной трубы. В подземном помещении здесь находилась котельная, дававшая энергию пара машинам. Но в 1880-е годы во время реконструкции дворца и оранжереи этот усеченный граненый конус стал прекрасной обзорной площадкой. Вместе со шпилем высота башни составляет 40 метров. Подняться наверх можно внутри по винтовой лестнице, которая насчитывает 204 ступеньки.
Летняя резиденция графа Николая Румянцева в стиле позднего классицизма построена в начале XIX века. Интересно, что сам хозяин вовсе не был любителем охоты, а название особняка, как предполагают историки, связано скорее с местоположением на окраине города в окружении деревьев. Нередко его называли "Дом ампир" – за необычную конструкцию и оформление фасадов. В 2009 г. в домике открылся Музей истории Гомеля, посвященный многовековому прошлому и современной жизни города. Коллекция разместилась в 7 залах, ряд покоев воссозданы такими, какими были при Румянцевых.
Гости музея узнают много интересного о городе над Сожем. Например, одна из самых примечательных археологических находок – оружейная мастерская XII-XIII веков – свидетельствует, что уже в те времена Гомий был крупным ремесленным и торговым центром. Гордостью Гомеля в XIX веке была последняя владелица имения княгиня Ирина Паскевич – удивительно чуткая женщина, благотворительница и покровительница горожан, первая переводчица романа Л.Н. Толстого "Война и мир" на французский язык.
Где: ул. Пушкина, 32
На территории дворцово-паркового ансамбля в Гомеле можно посетить еще одну необычную экспозицию. Здесь находится филиал уникальной сокровищницы Беларуси – музея, который краевед и коллекционер Фёдор Шкляров основал в городе старообрядцев Ветке. Гомельское отделение открылось в 2008 г. в историческом особняке. В XIХ веке он использовался как дом для слуг княжеской семьи, позже здесь располагался шахматно-шашечный клуб. В наше время выставки филиала, посвященные народному искусству и удивительным артефактам прошлого, формируются из коллекций Ветковского музея и меняются каждые 3–5 месяцев.
Природная достопримечательность Гомеля – река Сож, воды которой заслуженно считаются одними из самых чистых в Европе. С ней связана богатая история города, а берег, где находились старый детинец и дворцово-парковый ансамбль, всегда был местом притяжения. С давних времен его благоустраивали владельцы усадьбы Румянцевы и Паскевичи. В 1960-70-е линия у воды начала превращаться в набережную, но удобной и красивой пешеходной артерией города она стала после масштабных реконструкций в 2010-е.
Протяженность набережной – около 2,5 км. Здесь можно прогуляться по дорожкам с белорусским орнаментом, полюбоваться прекрасными видами, сделать фото с примечательными гомельскими скульптурами. Например, на набережной у городского причала вы увидите "Лодочника". Композиция посвящена первому жителю города, который изображен с колчаном и стрелами за спиной. Рядом с ним сидит рысь – символ Гомеля, с XVIII века украшающий городской герб. Недалеко от Лебяжьего пруда – бронзовая "Прогулка с борзыми", рассказывающая историю князя Фёдора Паскевича и его любимцев Лорда и Марко. Когда-то их похороны были настолько помпезны, что мало кто из людей города удостаивался такой траурной церемонии. Надгробные камни на могилах княжеских псов сохранились до сих пор, а городская легенда гласит, что призраки Лорда и Марко по ночам охраняют дворец и ждут хозяина…
В 1970-е с обустройством гомельской набережной через Сож недалеко от Киевского спуска перекинули и пешеходный мост, которого так не хватало городу. В разных местах было несколько переправ, но из дворцового парка на противоположный берег с пляжем можно было попасть только на катере, курсирующем раз в час. Жители пригорода тоже испытывали неудобства, добираясь на работу. Решил проблему новый мост на высоких опорах, ставший продолжением улицы Баумана. Городская легенда гласит, что прямо на ней собирали центральную консоль вместе с аркой, а лишь затем подтянули к месту соединения. Но строительство шло постепенно, и конструкция, ставшая визиткой города, наращивалась над водой частями. Высота и ширина пролетов спроектированы так, чтобы не мешать судоходству. Но главное – с моста открываются захватывающие виды на Сож, набережную и причал, памятник первому гомельчанину и, конечно, великолепный дворцово-парковый ансамбль.
В центральной части города недалеко от набережной Сожа находится действующая старообрядческая Свято-Ильинская церковь – памятник белорусского деревянного зодчества второй половины XVIII века. Интересно, что до него здесь тоже стояли старообрядческие храмы. Однако оба были разобраны: Спасов – в 1737 г., а установленная на его месте церковь пророка Ильи – в 1793 г. Нынешний храм возведен в 1773–1774 гг. и освящен в сентябре 1794 г. В первой половине XIX века при храме существовал смешанный – мужской и женский – скит староверов. Считается, что сюда приезжал молиться Емельян Пугачёв. За годы истории церковь была единоверческой, но вновь вернулась старообрядцам, однажды ненадолго закрывалась, однако даже в советское время оставалась действующей. Комплекс состоит из 3 частей – бабинца, среднего сруба и пятигранной алтарной апсиды.
Где: ул. Коммисарова
Площадь, которая появилась в конце XVIII – начале XIX вв., была главным местом встреч в Гомеле. Три раза в неделю здесь собирались продавцы и покупатели со всей округи: крестьяне, управляющие имений, крупные купцы и мелкие торговцы везли свой товар. А дважды в год проходили самые большие ярмарки: в январе – Васильевская, в сентябре – Воздвиженская, куда съезжались и из-за границы. Поэтому называлась площадь Базарной, или просто Торг. От бойкого места лучами расходились улицы Румянцевская (сейчас Советская), Замковая (проспект Ленина) и Фельдмаршальская (Пролетарская). Сегодня площадь Ленина, которая находится прямо перед старинным парком – ключевая точка Гомеля, символичное место начала дорог региона.
В сентябре 2020 г. состоялась церемония открытия на площади Ленина новой достопримечательности. Теперь здесь возвышается 60-метровый флагшток, на котором развевается государственный флаг размером 6х12 м. Гомель стал первым среди областных центров и вторым после Минска, где установлен такой высокий флагшток для государственного флага.
Архитектурный ансамбль площади Ленина украшает театр. Он был основан еще в 1939 г., а новое величественное здание гомельская труппа получила в 1954 г. Фасад с высокими колоннами, лепнина, декоративные детали – проект выдержан в неоклассическом стиле послевоенной советской эпохи. Зал театра вмещает чуть менее 500 гостей. Сегодня в репертуаре – лучшие образцы классической и современной отечественной и мировой драматургии. Также на сцене театра проходит уже полюбившийся зрителю фестиваль "Славянские театральные встречи".
Где: пл. Ленина, 1
От площади Ленина и гомельского парка к центру города ведет улица Советская. Когда-то она носила названия Чечерская, Почтовая, Шоссейная дорога, Пробойная ("пробила" город), Румянцевская (в честь владельца имения графа Николая Румянцева), а в 1919 г., как и многие центральные артерии городов СССР, стала Советской. Сегодня на всем ее протяжении расположены значимые объекты Гомеля. А горожане и туристы любят улицу за колорит старого губернского города: именно здесь сохранились здания в стиле модерна и неоклассицизма второй половины XIX – начала ХХ вв.
Застройка улицы каменными домами началась после частых пожаров в 1850-60-х, когда большинство деревянных зданий не только в центре, но и по всему городу сгорели дотла. Румянцевская превратилась в самую роскошную улицу Гомеля – с широкими тротуарами, сверкающими витринами магазинов, банками, конторами, ателье, доходными домами…
Среди сохранившихся достопримечательностей – здание городской думы и управы (1880-е), где сегодня находится фабрика "Полеспечать". Знаменитое угловое здание, карнизы и декор фасадов которого словно повторяют в камне причудливую резьбу деревянного зодчества, когда-то было доходным домом купца Лейбы Маянца, позже училищем, а в настоящее время является офисом "Белпочты". Еще один сохранившийся доходный дом принадлежал гомельскому купцу Якову Ловьянову. Здание Русско-Азиатского банка, построенное в 1910–1912 гг. по проекту Оскара Мунца, продолжает использоваться по назначению: сейчас здесь работает гомельское отделение Национального банка. На двух перекрестках возвышаются здания бывших Виленского (1912) и Орловского (1903) коммерческих банков… Большая часть улицы Советской, уходящей дальше от центра – это уже памятник советской эпохе со зданиями в стиле неоклассицизма, конструктивизма.
На улице Советской расположено и примечательное "футуристическое" здание Гомельского государственного цирка. Первая цирковая трупа появилась в городе еще в 1890 г., не однажды переезжала, пока, наконец, артисты не получили основательный дом. Он вырос на главной магистрали в 1972 г. Кроме Гомеля, проект здания цирка был предназначен еще для пяти городов СССР – Краснодара, Николаева, Грозного, Запорожья и Ставрополя. Над прямоугольным основанием первого этажа возвышается чаша амфитеатра, перекрытая покатым куполом – и вместе эта конструкция, особенно подсвеченная прожекторами в темное время, напоминает летающую тарелку. Площадь рядом украшают фонтан и бронзовый памятник легендарному советскому клоуну Карандашу – Михаилу Румянцеву. Так сложилось, что комик не только часто выступал на гомельской арене, но и символично связан одной фамилией с династией бывших владельцев Гомеля.
Где: ул. Советская, 27
Свой кукольный театр появился в Гомеле 1968 г. из небольшой группы артистов жанра, которая существовала при драматической театре. Основателем и руководителем на протяжении двух десятилетий был Виктор Черняев. В начале 2000-х труппа получила в свое распоряжение Дом культуры, который после реставрации стал одним из лучших театральных зданий не только в Гомеле, но и в стране. У входа гостей встречают скульптуры любимых с детства героев сказочных историй. В репертуаре театра – произведения белорусской и русской драматургии, мировая классика.
Где: ул. Пушкина, 14
Художественная сокровищница Гомеля – картинная галерея, названная в честь выдающегося белорусского художника Гавриила Ващенко, творчество которого известно далеко за пределами страны. Международный биографический центр в Кембридже признал Гавриила Ващенко "Человеком ХХ столетия" и "Человеком года’92", Американский биографический институт отметил его как "Человека года’94" и наградил именной медалью "Честь 2000". Картинная галерея в Гомеле открылась в 2002 г., когда сам мастер передал городу 50 своих работ. Позже его супруга Матильда Ващенко пополнила коллекцию 70 картинами лучших отечественных мастеров – друзей и учеников художника. Сегодня собрание насчитывает около 400 полотен. Галерея является не только выставочной площадкой, но и знаковым культурным центром города: здесь проходят лекции, встречи с художниками, концерты и т.п.
Где: пр. Ленина, 43
Экспозиция, посвященная самым трагическим и одновременно героическим периодам белорусской истории, появилась в Гомеле в 2004 г. в канун 60-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Весной 2005-го к 60-летию Великой Победы состоялось открытие полного музейного комплекса. Коллекция Гомельского музея воинской славы рассказывает о событиях военной истории края с древнейших времен до наших дней. Экспозиция разместилась в 8 залах двухэтажного здания, а также на площадке под открытым небом. Здесь работают выставка военной техники ХХ века, "Партизанский городок", экспозиция в санитарном вагоне, пневматический тир.
Где: ул. Пушкина, 5
Уже в процессе работы Гомельского музея военной славы ученые-историки собрали еще одну масштабную коллекцию, которая в 2010 г. переросла в отдельный Музей криминалистики. Он посвящен истории борьбы с преступностью на Гомельщине в 1917 – 2000-е гг. Коллекция объединяет настоящие раритеты: образцы оружия, милицейскую амуницию и снаряжение, фрагменты кабинетов эксперта-криминалиста и следователя конца ХХ в., мотоцикл, оборудованный сигнальными и звуковыми устройствами, а также поддельные документы и денежные знаки, изъятые у преступников, набор отмычек для вскрытия замков. Посетители могут узнать о различных экспертизах, проводимых правоохранительными органами для раскрытия преступлений.
Где: ул. Пушкина, 22
Этот музей появился в Гомеле по инициативе местной прессы: экспозиция формировалась из раритетов редакций гомельских газет и журналистов. В коллекции – устройства для печати, архивные фотографии, старые черно-белые страницы газет, яркие плакаты и др.
Где: ул. Коммунаров, 7
Православная мужская обитель в Гомеле была основана в 1994 г. к 100-летию одноименной церкви, которую по благословению Иоанна Кронштадтского построили здесь еще в 1904 г. на средства железнодорожников. Сегодня это главный храм монастыря, а рядом уже в наши дни вырос ансамбль – каменный корпус братских келий с большой трапезной, возведенная на пожертвования верующих надвратная церковь в честь преп. Дионисия Радонежского. Кроме того, в деревне Терюха находится монастырское подворье с деревянным храмом в честь Смоленской иконы Божией Матери (Одигитрии) и домовым храмом святителя Лаврентия Туровского. Реликвии монастыря – частица мощей святителя Николая, которая была перенесена из Италии, особо почитаемый список Козельщанской иконы Божией Матери, икона святого праведного Иоанна Кормянского с частицей мощей…
Где: ул. Никольская, 4
Монастырь, названный в честь Тихвинской иконы Божией Матери, в современном виде основан в 1993 г. при кафедральном соборе святых Петра и Павла. Однако его история насчитывает уже не одно столетие. В 1899 г. старообрядческий мужской Успенский монастырь, основанный еще 1775-м, был обращен в женский православный. Он находился в деревне Чёнки на берегу Сожа недалеко от Гомеля, и сестры здесь жили по строгому Саровскому уставу. На протяжении ХХ века обитель не однажды закрывали и вновь возвращали к жизни. И с 1993 г. в очередной раз возрожденная община действует как монастырь. Сестры несут послушание, преподают в воскресной школе, работают в иконописной и пошивочной мастерских. У монастыря есть два подворья – в селе Бобовичи с Никольской церковью и домом для сестер и в Чёнках с домовой церковью и храмом в честь св. Иоанна Предтечи. Реликвии обители – списки Тихвинской иконы Божией матери и Божией Матери "Знамение ", иконы с мощами Иоанна Кормянского и Евфросинии Полоцкой… К монастырю относится святой источник, около которого построены купальни и часовня.
Где: ул. Котовского, 36