Среди шести регионов Беларуси Минская область занимает особое место. Именно здесь сохранились самые известные не только в стране, но и в мире народные традиции и обряды. Например, включенные в Список всемирного нематериального культурного наследия ЮНЕСКО январские "Колядные цари" в деревне Семежево (Копыльский район), завершающий колядные гуляния старинный обряд "Тянуть Коляду на дуба" в деревне Новины (Березинский район), собирающий тысячи паломников красивый духовный праздник Будславкий фест, который проводится в июле и посвящен иконе Матери Божьей Будславской (Мядельский район)… И на этом чудеса минской земли не заканчиваются: этнографы описывают все больше самобытных обрядов и шедевров народного искусства, которые имеют аналогов в других регионах страны.
В конце ноября перед Филипповским (Рождественским) постом жители Скирмантово собираются в местном центре культуры, чтобы "испечь кота". Конечно, ни один настоящий кот в этой истории не пострадает! Обрядовое игрище начинается с того, что "кот", созданный из вкусных ингредиентов – булок (голова, туловище и лапы), сала (уши), колбасы (хвост), макарон (усы), моркови (рот) – подвешивается на тканом поясе под потолок напротив красного угла. А затем в дом стучатся веселые празднично наряженные гости, которые поют под гармошку и угощают хозяев домашними заготовками. Им же предстоит "подъехать" к "коту" верхом на ухватах или сковородке со словами "От порога к углу еду на лысого кота!" и попытаться откусить от него хоть кусочек… А кому не удалось, тот получает "фант" – поет частушки, "ходит петухом вокруг курицы", либо, если это девушка, становится на табуретку и говорит: "Мама, готовь подушки – замуж хочу!"
Где: Скирмантовский дом культуры, агрогородок Скирмантово, Дзержинский район
Михайлов день (21 ноября) в деревне Велятичи отмечают переносом иконы святого Архангела Михаила из одного жилища в другое. Подготовка к обряду начинается задолго до самого действа: хозяева дома, где находится икона, отливают три свечи из пчелиного воска (для себя, церкви и того, кто принимает икону), готовят список за здравие и относят его в местный храм. В намеченный день хозяева украшают жилище, накрывают праздничный стол с обязательными обрядовыми блюдами, в числе которых – юшка, крупеня и каша. А вечером батюшка проводит службу, во время которой все присутствующие целуют икону. После трапезы участники обряда переносят образ в новый дом, при этом хозяйки обмениваются горстками пшеницы и хлебом. Завершается праздничный вечер щедрым ужином в доме, где икона пробудет весь предстоящий год.
Где: агрогородок Велятичи, Борисовский район
Щедрый вечер (13 января) отмечается в деревне Рог веселым обрядом "Шчодрык". Участвуют в праздничном шествии уже ставшие традиционными персонажи – коза, журавль, лошадь, дед, баба, цыган и цыганка с ребенком (куклой) в колыбели. Однако в этой деревне дед предстает в берестяной маске, которую издревле изготавливают из цельного куска бересты (верхний край коры березы). При этом маска представляет собой не накладку на лицо, а шапку, в которой кусочки бересты связываются "в зубчики". Группа щедрующих исполняет песни для хозяина дома и его семьи, девушки на выданье, а также подыгрывают пляскам "козы". Поздравление включает начальную песню-обращение, после которой участников процессии приглашают в дом, и заключительную, в которых проявляется и характерная манера исполнения, свойственная северу Белорусского Полесья.
Где: деревня Рог, Солигорский район
С древних времен земли Логойщины славились своим природным богатством – "крамянямі" (кремень), сбор которых для местных жителей был доходным промыслом. А самой известной реликвией стал Святой камень, или Дажджбогов, названный так в честь языческого бога солнца, вестника урожая. Позже он превратился в особое место и для христиан. Реликвия привлекала множество паломников, особенно в праздники – Ивана Купалы, Пасхи, Троицы… Люди собирались у камня до восхода солнца и, возложив на него свои дары (хлеб, яблоки или цветы), направлялись к источнику и набирали в сосуды святую воду – "Божьи следы". Его силу местные жители использовали не только для исцеления от болезней, но и как защиту от природных ненастий: например, во время засушливого лета 1985 года кременчанки произнесли просьбу-заклинание против засухи – и… пошел дождь!
Где: деревня Кременец, Логойский район
Распространенная ранее по всей стране традиция ткачества поясов в Воложине отличается необычной технологией "на ніту". Ее изюминка – особый способ закрепления ниток, когда основа не привязывается к неподвижному предмету для создания натяжения, а закрепляется на талии и вытянутой ноге ткачихи. Это позволяет ткать даже там, где нет удобного предмета для фиксации основы. Воложинские пояса – это узкие узорчатые "тесемки", ширина которых не превышает 2 см. Как правило, они разноцветные и изготовлены из льняных и шерстяных ниток домашнего прядения. Концы поясов украшаются кутасами, короткой или длинной бахромой. До наших дней традиция сохранилась благодаря мастерицам Марии Стаселович из агрогородка Саковщина и Кристине Лембович из Ракова, которая передает свой опыт на мастер-классах для детей и молодежи.
Где: агрогородки Саковщина и Раков, Воложинский район
Семежевские полотенца – настоящий культурный артефакт XIX – начала ХХ веков, свидетельство того, что закладное ткачество является одной из старейших техник этого ремесла в Беларуси. У каждой из местных мастериц – свои орнаменты, которые можно легко отличить от других по форме и смыслу, имени собственному. Украшали красно-белые полотенца покупными или связанными крючком кружевами. Однако довольно часто рушники вообще не имели дополнительного декора и на их конце можно увидеть только небольшую бахрому из ниток основы. До конца XIX века такая техника была распространена как в Минском, так и в Гомельском и Могилевском регионах.
На Копыльщине же умелицы сохранили традицию до наших дней, и сегодня известно более 20 узоров. Крупные и лаконичные, геометрические и имитирующие природу – орнаменты даже называются по-особенному. Причем каждый год список пополняется, среди самых последних из обнаруженных – кошачья лапка, пиявка, березовый листок, бубен, орлиные ножки…
Где: деревня Семежево, Копыльский район
Домашний хлеб – самое почитаемое блюдо на столе у каждой хозяйки из деревень Жоровка и Кузьмичи. Испокон веков в семьях эти старинные рецепты передавались по наследству. Выпечка хлеба – кропотливый процесс, требующий терпения и тишины, поэтому домочадцев отправляли по делам, а когда подходило тесто, пышные заготовки "сажали" в печь. Бытовало поверье: если кто-то зайдет в дом в момент, когда хлеб отправляют в печь, – жди несчастья. Как правило, пекли его на неделю вперед, и без искусственных добавок хлеб сохранял свое качество долгое время. Секрет прост – домашние продукты (кислое молоко, яйца) и натуральные компоненты для вкуса – тмин, тыквенные семечки, ягоды, сушеные груши и яблоки, которые придают кислинку.
Где: деревни Жоровка, Кузьмичи, Любанский район
О белорусской бабушке-сказочнице Лидии Цыбульской знают не только в родном Узденском районе. К сожалению, Лидии Михайловны уже нет в живых, но ее голос и манера рассказа, ее сказки и песни останутся навсегда. По словам ученых, через сказки жительницы деревни Могильно можно не только больше узнать о том, как жили предки, но и познакомиться с особенностями юго-западного диалекта. По словам Лидии Цыбульской, она переняла страсть к сказкам от своего деда, который любил рассказывать волшебные истории внучке перед сном. При этом бабушка Лида запомнила не только сюжеты, но и переняла особую повествовательную манеру, благодаря которой каждый рассказ получал свое звучание, трактовку, выразительность и интонационное оформление.
Где: деревня Могильно, Узденский район
Руховские ковры – одно из богатств Стародорожского района. Сегодня в местном центре культуры энтузиасты скрупулезно восстанавливают традицию создания ковров в технике аппликации соломкой по ткани. Именно здесь можно понаблюдать за тем, как на черном полотне размером полтора на два метра, натянутом на деревянную раму, из мельчайших кусочков соломы появляются причудливые узоры. Как правило, по периметру ковер украшает растительный орнамент, а в середине – стилизованные птицы, животные или дерево жизни, обрамленные разноцветными бутонами, лепестками и звездами. Современные мастерицы изучают технологию и познают секреты прабабушек, чтобы понять особенности создания образов и подготовки материалов. Например, известно, что в прошлом цвет соломенным фигурам придавали с помощью анилиновых красок.
Где: деревни Рухово, Полажевичи, г. Старые Дороги, Стародорожский район
В 2008 году список нематериального наследия Минской области пополнил местный песенный стиль исполнения традиционных обрядовых и внеобрядовых песен сразу несколькими аутентичными фольклорными коллективами – "Глыбокія крыніцы" д. Закальное, "Павалякі" д. Обчин, "Журавушка" д. Яминск Любанского района.
Фольклорный коллектив "Глыбокія крыніцы" возрождает культурное наследие района и исполняет обрядовые и внеобрядовые песни, танцы, сказки, былины, проводит местные обряды – Каляды, Щедрец, Юрьев день, Троицу, Багач, Барыш или Гостевую неделю.
Обчинские "Павалякі" исполняют песни в местной аутентичной манере, которая отличается высоким тембром и отрывистым ритмом. В их репертуаре – колядно-обрядовый, семейно-обрядовый и внеобрядовый фольклор. Сокровищем коллектива являются практически исчезнувшие из повседневного обихода рабочие песни (урожайные).
"Журавушка" сохраняет в репертуаре множество календарно-обрядовых песен – рождественских, весенних, троицких, урожайных, отражающих уникальный местный диалект. Особый акцент коллектив делает на социально-бытовых, семейно-бытовых, шутливых, пилиповских, гостевых песнях.
Где: деревни Закальное, Обчин, Яминск, Любанский район