Какие уникальные традиции, красивые обряды и необычные ценности хранят в белорусской глубинке? О чём не всегда расскажут путеводители? И как ещё прикоснуться к аутентичному наследию, если не в путешествии по регионам?! Belarus.by приглашает отъехать в сторону от популярных маршрутов и заглянуть туда, где не менее интересно, но так колоритно. Сегодня представляем 10 народных "брендов" западного региона Беларуси – Гродненщины. Многие из них входят список нематериальных историко-культурных ценностей нашей страны.
Праздник мельников в Одельске
Краем мельниц издавна называли приграничный Одельск. Когда-то в этом городке и окрестностях было 11 деревянных ветряков, где веками трудились династии мукомолов. В наши дни их потомки и земляки возродили весёлый праздник мельников, который выпадает на день святого Мартина – 11 ноября. А в скором времени собираются восстановить знаменитую одельскую мельницу, которую 15 лет назад во время грозы уничтожил пожар.
Славится городок и местной кухней: одельские хозяйки до сих пор угощают гостей хлебом, бабкой, картофельной колбасой (кишкой) и знаменитыми одельскими пирогами, приготовленными по старинным рецептам.
Кроме того, в Одельске живёт талантливый народный умелец Марьян Скрамблевич, который создаёт из дерева дудки, флейты, свирели и окарины в виде птиц и рыб, охотничьих рогов. Сегодня только у него можно увидеть самую большую в Европе коллекцию окарин!
Где: агрогородок Одельск, Гродненский район
Ромашки и одуванчики, дубовые листочки, птички, фантазийные узоры – чего только не увидишь на пасхальных яйцах в посёлке Сопоцкин! До наших дней здесь сохранилась уникальная традиция росписи одного из главных символов христианского праздника. Сначала с помощью "шпильки" (тонкой палочки) хозяйки наносят на яйцо рисунок топлёным пчелиным воском, а затем опускают его в красящий раствор. Насыщенные – от золотисто-жёлтого до красно-коричневого – оттенки получаются благодаря натуральным красителям: луковой шелухе, коре деревьев, шишкам, кусочкам ржавого железа…
Понаблюдать за технологией росписи, освоить азы "сопоцкинской писанки" под руководством мастеров и изготовить оригинальный сувенир можно в Музее писанки Сопоцкинского культурно-туристического центра. А после мастер-класса здесь приглашают заглянуть ещё и в необычный Музей миниатюр, где представлены копии архитектурных жемчужин Гродненщины в керамике.
Где: Гродненский район, городской посёлок Сопоцкин, культурно-туристический центр, ул. Гродненская, 17
Когда: 12.00-22.00, обед 16.00-18.00, выходной – понедельник, вторник
26-летний врач Евгений Маркевич возрождает традицию белоузорчатого ткачества в Лидском районном центре культуры и народного творчества
Как выткать белоснежный рушник сразу десятью аутентичными узорами – знают понёманские ткачихи, которые учились мастерству у своих бабушек. Помимо филигранной точности узора, особенностями понёманского "золота" являются белый цвет ткани, сложная структура рисунка и ажурные края. Именно такие рушники, скатерти и покрывала из тонкого полотна в XIX-XX веках украшали дома жителей Гродненщины. Сегодня же это предмет местной культуры, оригинальный сувенир и колоритная деталь, способная дополнить домашний интерьер.
Тончайшие ажурные узоры "выбивает" на плотных белоснежных листах бумаги жительница Новогрудка Нина Шурак. В районном центре ремёсел возрождается уникальная техника вытинанки-выбиванки. В давние времена таким недорогим способом создавались фіранкі (оконные занавески), салфетки, открытки, картины, украшения окладов икон. В отличие от знаменитой вытинанки, которую вырезают ножницами, новогрудские узоры выбиваются долотом, особыми формами с острыми лезвиями и даже расплющенным гвоздём.
Где: г. Новогрудок, районный центр ремёсел, ул. Чапаева, 13
Вербное (Пальмовое) воскресенье в Гродненском регионе не обходится без одного из главных символов праздника – вербы. Именно её используют в знак напоминания о листьях южной пальмы, которыми был устлан путь Христа при входе в Иерусалим. Так, за неделю до празднования Пасхи принято собирать непременный церковный атрибут из трёх веточек белой вербы. А для его украшения мастера используют разнообразные природные материалы: колосья овса и ржи, травы, яркие цветы.
Красные горки, плетёнки, бабкины пироги – всё это названия караваев, которые пекут хозяйки в деревнях Слонимщины (Новики, Приречье, Павлово, Новосёлки). Каравай с давних пор был символом гостеприимства, главным угощением на свадьбах и других семейных торжествах, праздниках Пасхи, Троицы… Слонимская традиция, прервавшаяся в годы Великой Отечественной войны и восстановленная в конце 1940-х, – это особый ритуал, в котором обычно задействовано не менее пяти человек. Пекут караваи, следуя старинным обычаям – с песнями, шутками и поговорками, которые берегут вместе с рецептами.
"Падвойныя" дываны (ковры) – один из самых известных народных брендов Гродненщины. Издревле их создавали на широких горизонтальных станках и использовали для украшения домов и в свадебных обрядах. Главный секрет ковров – две основы разных цветов, связывающиеся между собой лишь в контурных очертаниях рисунка. Благодаря этому изделия получаются двусторонние – светлый узор на тёмном фоне и тёмный на светлом. Самая известная мастерица гродненских ковров – Ядвига Райская из деревни Одельск – знала 12 видов узоров и ежегодно создавала до 10 ковров! А сегодня в Беларуси этим ремеслом владеют считанные ткачихи, и только на Гродненщине. Это Вера Белокоз и ее ученицы из деревни Гудевичи.
Где: деревня Гудевичи, Мостовский район
Яркие покрывала ручной работы – тоже реликвия жителей Понёманья. Правда, сегодня их можно увидеть лишь в музейных коллекциях и бабушкиных сундуках. А вот понаблюдать за работой мастеров, которые продолжают традицию, получится далеко не везде. Одно из таких редких мест – Погородно Вороновского района. На старинных кроснах современные умельцы возрождают технологию узорного ткачества покрывал. Их отличают богатая палитра цветов, крупный рисунок и сочетание сложнейших приёмов, для овладения которыми требуется долгая практика.
Где: агрогородок Погородно, Вороновский район
С приходом майского тепла в разных уголках Беларуси проводят старинный обряд "Юрье" – в честь покровителя домашних животных и нивы святого Юрия. Но, конечно, в каждой местности он особый. Например, жители деревни Охоново Дятловского района 5-6 мая собираются, чтобы вместе отпраздновать "вторую Пасху" и провести символичный ритуал. В первый день участники обряда отправляются к установленному на окраине деревни кресту с песней "А мы Юр’я сустракаем…" и обходят дворы молодых пар, венчавшихся в этом году. Во второй день праздничное шествие снова направляется к кресту, однако на этот раз – на "проводы" Юрия.
Где: деревня Охоново, Дятловский район
В деревне Огородники есть глубокий ров, вдоль которого растут дубы, а на дне лежит огромный валун. Своё название он приобрёл неслучайно: по легенде, в камень превратилась невеста, которая бросилась следом за утонувшим здесь любимым. С давних пор к камню приходят незамужние девушки и молодые семейные пары, чтобы попросить счастья, рождения долгожданного первенца, достатка и благополучия. В знак благодарности на деревья повязывают ленты, цепочки, пояски и полотенца, а на сам камень кладут деньги, конфеты и цветы.
Где: деревня Огородники, Ошмянский район